Меню

 
 
facebook
вконтакте

IPO "Совкомфлота" - купите себе флот

30.09.2020 18:38  Обзоры и идеи

Инвестиции в крупнейшую судоходную группу компаний России, имеющую солидный портфель заказов, привлекательную дивидендную политику и получающую выручку в валюте.

Название компании: ПАО "Совкомфлот"

Штаб-квартира: Санкт-Петербург

Год основания: 1988

Индустрия: перевозка грузов водным транспортом

Регион операций: Россия, Европа, Юго-Восточная Азия

Количество сотрудников: 7900

Дата IPO: 7 октября 2020 г.

Доступно через "Финам"!
Подробности ниже

Биржа: Московская биржа

Тикер: FLOT

Объем размещения: 655 млн обыкновенных акций

Диапазон размещения: 105-117 руб. за акцию

Привлекаемая сумма: $500 млн

Официальный сайт: www.sovcomflot.ru 

Ключевые факты об IPO

На IPO выходит госкомпания "Совкомфлот" - крупнейшая судоходная группа компаний в России, в рамках плана приватизации 2020-2022 гг. После допэмиссии акции будут размещены на Московской бирже. Государство планирует остаться мажоритарным акционером. 

Диапазон цены IPO составляет 105–117 рублей за одну акцию "Совкомфлота". При этом эмитент планирует привлечь не менее 500 млн долларов и направить эти средства на финансирование инвестиционной программы и погашение долга.

При озвученном ценовом диапазоне ожидаемая рыночная капитализация составляет, по нашим оценкам, 3,5-3,9 млрд долларов (275-307 млрд руб.). Средняя капитализация размещения 3,7 млрд руб. подразумевает оценку в 10,3x прибыли LTM, а стоимость бизнеса (EV) в 6,6х EBITDA LTM, что является приемлемым уровнем для дивидендной крупной промышленной компании.

На конец 2019 года акционерный капитал "Совкомфлота" состоял из 1967 млн обыкновенных акций. После IPO их количество с учетом выпущенных акций может составить 2 622 млн акций.

Бизнес компании

"Совкомфлот" - крупнейшая судоходная группа компаний в России, один из мировых лидеров в области морской транспортировки сжиженного газа, сырой нефти и нефтепродуктов, а также обслуживания и обеспечения морской добычи углеводородов. Компания участвует в обслуживании крупных энергетических проектов в России за ее пределами: "Ямал СПГ", "Сахалин-1", "Сахалин-2", "Приразломное", "Новый порт", "Варандей", "Тангу". 

Собственный и зафрахтованный флот, специализирующийся на транспортировке углеводородов из районов со сложной ледовой обстановкой, включает 147 судов общим дедвейтом 12 741 762 тонны и средним возрастом 9 лет, при этом 80 судов имеет высокий ледовый класс.

Компания генерирует выручку от обслуживания шельфовой добычи углеводородов, транспортировки энергоносителей (сырой нефти, сжиженного газа и нефтепродуктов), а также от предоставления прочих морских услуг.

Источник: данные компании

Сравнение публичных компаний-аналогов по EBITDA за 2019 год (млн долл.)

Источник: Reuters

Показатель

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Отчет о прибылях и убытках, $ млн

 

 

 

 

 

 

 

Выручка

1 263

1 378

1 483

1 388

1 435

1 520

1 665

EBITDA 

353

528

760

661

525

542

825

EBITDA скорр.

428

589

773

691

531

647

850

EBIT

82

248

469

348

165

187

436

Чистая прибыль 

-39

84

355

207

-113

-46

225

Чистая прибыль акц.

-40

80

340

203

-110

-42

222

Выручка

1 263

1 378

1 483

1 388

1 435

1 520

1 665

Рентабельность

 

 

 

 

 

 

 

Рентабельность EBITDA

27,9%

38,3%

51,2%

47,6%

36,6%

35,6%

49,5%

Рентабельность EBITDA скорр.

33,9%

42,8%

52,1%

49,7%

37,0%

42,6%

51,0%

Рентабельность EBIT

6,5%

18,0%

31,6%

25,1%

11,5%

12,3%

26,2%

Рентабельность чистой прибыли

-3,1%

6,1%

23,9%

14,9%

-7,9%

-3,0%

13,5%

ROE

-1,3%

2,7%

10,7%

6,0%

-3,3%

-1,3%

6,7%

Показатели денежного потока, долга и дивидендов

 

 

 

 

 

 

 

CFO

435

491

742

744

546

553

794

CAPEX

388

524

565

720

618

420

426

CAPEX, % от выручки

31%

38%

38%

52%

43%

28%

26%

FCFF

46,8

-32,6

177,2

24,2

-72,1

132,6

367,9

Чистый долг

2 688

2 747

2 605

2 702

3 084

3 182

3 098

Чистый долг/EBITDA

7,62 x

5,20 x

3,43 x

4,09 x

5,88 x

5,87 x

3,76 x

Дивиденды

10

10

21

98

111

30

25

Норма выплат, % прибыли МСФО

NA

12%

6%

47%

NA

NA

11%

Источник: данные Reuters

Финансовые результаты

"Совкомфлот" по итогам первых шести месяцев 2020 года представил впечатляющие результаты по МСФО. Так, выручка компании увеличилась на 19,8% (г/г) и достигла $951,3 млн, тогда как чистая прибыль подскочила на 148,8% (г/г) и составила $226,4 млн. 

"Совкомфлот" улучшил операционную рентабельность в I полугодии 2020 года: маржа EBITDA повысилась на 10 процентных пунктов до 58%. Ключевыми драйверами выступил резкий рост спроса на хранение нефти в танкерах, благоприятная ценовая конъюнктура на рынке ставок, высокая волатильность цен на нефть. Позитивный эффект также оказало увеличение доходов в индустриальном бизнесе (газовый и шельфовый сегменты).

Показатель

6M 20

6M 19

Изм.,%

Выручка

951,3

794,1

20%

EBITDA

548,7

376,9

46%

Маржа EBITDA

58%

47%

10%

Чистая прибыль

226,4

91,0

149%

Чистая маржа

24%

11%

12%

Чистая прибыль акционеров

224,9

90,0

150%

Дивиденды

Эмитент является стабильным плательщиком дивидендов даже в убыточные годы и несмотря на значительную инвестиционную программу. По итогам 2020 года "Совкомфлот" может выплатить не менее 50% чистой прибыли по МСФО - по прогнозам компании, дивиденды могут составить 225 млн долларов. Таким образом, по нашим оценкам, дивидендная доходность может составить 5,8-6,5%.

Совкомфлот: история и прогноз по выплатам дивидендов, млн долл.

Источник: Reuters, прогноз компании

Положение на рынке

Мировой рынок танкерных перевозок характеризуется высокой конкуренцией и сильно фрагментирован. Число игроков превышает 3 тыс. Доля группы компаний "Совкомфлот" на фрахтовом рынке не превышает 1 %.  

В кризис можно ожидать консолидации рынка вокруг крупных игроков с ликвидными балансами и доступом к финансированию, что впоследствии положительно скажется на рентабельности отрасли. 

Спрос на танкерные перевозки находится под влиянием ряда факторов, среди которых наиболее значимыми являются:

  • предложение и спрос на сырую нефть и нефтепродукты; 
  • наличие перерабатывающих мощностей и хранилищ; 
  • экономическая ситуация на мировых и региональных рынках; 
  • расстояния транспортировки нефти и нефтепродуктов; 
  • конкуренция со стороны других видов транспорта. 

Предложение на танкерном рынке, в свою очередь, также зависит от ряда факторов, в частности:

  • темпов и объемов поставок новых судов; 
  • коэффициента утилизации возрастного тоннажа; 
  • конверсии существующего флота; 
  • изменений в сфере регулирования отрасли. 

В 2019 году наблюдалось сокращение числа введенных в эксплуатацию новых судов, и вкупе с устареванием действующего флота это обусловило замедление снижения темпов роста предложения совокупной мощности.

Динамика ставок спотового танкерного фрахтового рынка (долл. США в сутки)

Источник: данные компании

Динамика ставок тайм-чартерного танкерного фрахтового рынка (долл. США в сутки)

Источник: данные компании

Факторы привлекательности

- Лидер в сфере морской транспортировки в РФ. Компания играет важную стратегическую роль в обслуживании крупных энергетических проектов страны, которые расположены в сложных климатических и ледовых условиях, так как владеет и управляет одним из крупнейших в мире (по числу судов и дедвейту) флотов челночных танкеров ледового класса, газовозов СПГ и ледокольных судов снабжения.

- Компания работает с крупнейшими представителями нефтегазовой отрасли. В числе клиентов Совкомфлота - "Газпром", "Лукойл", "НОВАТЭК", Royal Dutch Shell, ExxonMobil,  Chevron.

- Современный флот. Собственный и зафрахтованный флот, специализирующийся на транспортировке углеводородов из районов со сложной ледовой обстановкой, включает 147 судов общим дедвейтом 12,7 млн тонн и средним возрастом 9 лет, при этом 80 судов имеет высокий ледовый класс. Кроме того, портфель судостроительных заказов включает 24 судна общим дедвейтом 2,3 млн тонн, которые планируются к поставке в 2020-2025 гг.

- Защита от девальвации рубля. Выручка номинирована в долларах.

- Объем законтрактованной выручки составляет приблизительно $20 млрд., что превышает выручку 2019 года в 12х раз. Средневзвешенный срок действия тайм-чартерных договоров составляет 23 года.

- Стратегия компании до 2025 года предусматривает расширение до 40–50% доли флота, обслуживающего индустриальные проекты в рамках долгосрочных договоров фрахтования, а также доходов от эксплуатации этих судов - ​до 2/3 от совокупной выручки предприятия. В рамках новой стратегии к 2025 году доля долгосрочных контрактов должна вырасти с 54 % до 70 %. 

- Стабильные дивиденды. Компания каждый год платит дивиденды, и в этом году намерена направить на выплаты не менее 50% чистой прибыли по МСФО. По нашим оценкам, дивидендная доходность за 2020 год может составить 5,8-6,5%.

- Компания проявила высокую устойчивость к кризису. По итогам первых шести месяцев 2020 года, на время которых пришелся разгар пандемии Covid-19, компания смогла существенно улучшить финансовые показатели. В частности, выручка увеличилась на 19,8%, с $794,1 млн до $951,3 млн за аналогичный период года. Чистая прибыль, в свою очередь, подскочила на 148,8% с $91,0 млн годом ранее до $226,4 млн.

- Мы ожидаем рост ключевых показателей "Совкомфлота" в 2020 году: EBITDA 2020Е, по нашим оценкам, может составить 1 166 млн долл. (+41% г/г), а чистая прибыль акционеров - 426 млн долл. (+92% г/г).

- Экологичные технологии эмитента добавляют "очки" в рейтинге ESG и обуславливают премию в биржевой оценке акций. Компания внедрила технологии использования экологически более чистого газомоторного топлива при эксплуатации крупнотоннажных танкеров. Так, использование сжиженного природного газа позволяет сокращать выбросы в СO₂ на 30%, оксидов азота, серы и сажи - на 94-100%. 

Риски 

- Изменение ставок фрахта и аренды на международном фрахтовом рынке.

- Сезонные и региональные изменения спроса на тоннаж и его предложение.

- Высокая рыночная конкуренция.

- Появление новых технологий перевозки, погрузки, хранения и складирования грузов и вызываемые этим изменения технологических требований в сфере морских перевозок.

- Аварии с негативными последствиями для окружающей среды.

- Изменение норм международного законодательства и регулирования в области судоходства, таможенного и налогового права, лицензирования, охраны окружающей среды.

- Введение санкций против компании или ее крупных клиентов.

Оценка стоимости

Для анализа стоимости акций "Совкомфлота" мы использовали метод мультипликаторов. 

Показатель

Страна

Кап-я, $ долл.

P/E LTM

P/E 2020E

EV / EBITDA, LTM

EV / EBITDA, 2020E

P/D
2020E

Euronav NV

Бельгия

2 077

3,3

3,5

3,3

3,3

5,5

COSCO Shipping Energy Transportation

Китай

4 324

10,6

8,8

13,0

6,5

25,0

Mitsui OSK Lines 

Япония 

2 571

10,9

22,5

13,9

18,0

81,0

Nordic American Tanker

Бермуды

544

23,4

6,1

6,9

4,7

8,6

Tsakos Energy Navigation

Греция 

155

NA

2,0

5,2

4,5

13,0

MISC Bhd

Малайзия

8 087

NA

15,0

10,6

9,7

22,7

Среднее по аналогам

12,1

9,7

8,8

7,8

26,0

Целевая капитализация, млн долл. с учетом странового дисконта 15%

3 654

3 495

5 013

5 259

4 968

Средняя оценка капитализации, млн долл.

4 478

Источник: Reuters, оценки ИК "ФИНАМ" 

Оценка по мультипликаторам проводилась по аналогам из развитых и развивающихся стран. Поскольку российский рынок торгуется с дисконтом не только относительно развитых стран, но и развивающихся, то при расчете целевой капитализации нами был применен страновой дисконт 15%. 

Мы оцениваем капитализацию "Совкомфлота" в 4,48 млрд долларов при капитализации размещения 3,5-3,9 млрд долларов.   

Целевая цена на 12 месяцев, по нашим расчетам, составляет 135 руб. при текущем курсе 79 руб./долл. Потенциальная доходность, таким образом, может составить от 15% до 28% и 21-35% с учетом дивидендов.

Инвестиционное резюме

Вложения в акции "Совкомфлота" являются хорошим вариантом для диверсифицированного портфеля акций. У эмитента сильные позиции в отрасли, солидный портфель заказов и выгодный для акционеров подход к начислению дивидендов. Мы полагаем, что сильная динамика прибыли в этом году, несмотря на "встречный ветер" в виде кризиса, также привлечет инвесторов. Также компания получает выручку в долларах. Цена размещения в диапазоне 105-117 руб. выглядит привлекательно, инвесторы смогут заработать 21-35% с учетом дивидендов.

Принять участие в IPO

IPO "Совкомфлота" на Московской бирже состоится 7 октября 2020 года. Заявку на участие в публичном размещении могут подать как квалифицированные, так и неквалифицированные инвесторы (клиенты АО "ФИНАМ" и АО "Банк ФИНАМ") - до 19:00 (мск) 5 октября 2020 года. Расчеты будут производиться в режиме "Т+2", первый день торгов - 9 октября 2020 года.

Инструкция по подаче заявки на участие в IPO:

Авторизуйтесь в личном кабинете клиента.

- В ЛК выберите раздел "Услуги".

- Перейдите в подраздел "Операции с ценными бумагами".

- Нажмите на иконку "Поручение IPO".

- Заполните строки, указанные в скриншоте.

- Минимальная сумма заявки - 50 000 рублей.

Комиссия брокера за участие в IPO составляет 0,236% от суммы сделки.

Подробную информацию об участии в IPO уточняйте у клиентского менеджера. Возможность участия в IPO (англоязычный термин, обозначающий процедуру первичного публичного размещения ценных бумаг) доступна клиентам АО "ФИНАМ" и АО "Банк ФИНАМ" (далее – "Компании"), имеющим статус квалифицированного инвестора. Финансовые инструменты иностранных эмитентов, размещаемые в процессе IPO, могут быть не квалифицированы в качестве ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ. Компании не несут ответственность за возможные изменения в процедуре IPO. В условиях ограниченного предложения и непредсказуемого спроса, исполнение заявок на участие в IPO (в том числе, полное или частичное) не может быть гарантировано. Перед принятием решения о приобретении финансовых инструментов посредством участия в IPO, рекомендуем оценить сопутствующие риски, в том числе, внимательно ознакомиться с Декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг и (или) Декларацией о рисках, связанных с операциями с иностранными финансовыми инструментами, являющимися приложениями к Регламенту брокерского обслуживания.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Аналитики
Аналитики
ГК "ФИНАМ"
участник рейтинга
и оцените материал  
5 пользователей оценили материал на 3,2.

и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
05.10 19:57
iKOPKACtraxa:
> 16:29 хабар, HH например
05.10 16:29
хабар:
хоть одно IPO на Российском рынке мне назовите где цена акции выше на сегодня по сравнению с размещением
05.10 08:35
Sniper60:
Купи себе мозги
02.10 18:08
германик:
И помогать размещению создавая ажиотаж не надо!
02.10 18:07
германик:
Всегда можно купить и после размещения на торгах!
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Россия на ЧЕ по футболу
на 12 июля
Нефть Brent
на 15 сентября
Индекс какой отрасли будет лучшим в 2020 году на Мосбирже?
на 31 декабря