IPO
•••
 Поиск Новости Котировки  Эфир
15.11.24 16:45 Поделиться

Власти бьются над ИИС-3. Как гарантировать налоговый вычет за 2024 год?

ИИС-3 почти год, а обсуждения участников рынка по его оптимизации не утихают
Премудров Павел
Премудров Павел
обозреватель Finam.ru

С момента запуска индивидуального инвестиционного счета третьего типа (ИИС-3) прошел почти год. Власти по-прежнему обсуждают некоторые аспекты его работы. Например, Минфин и ФНС готовятся до декабря выпустить регламентирующий документ по трансформации «старых» ИИС в ИИС-3, а Госдума изучает вопрос вывода дивидендов и купонного дохода с ИИС-3.

У инвесторов остается 1,5 месяца для того, чтобы разобраться в тонкостях работы открытых ИИС и не потерять право на налоговый вычет по итогам текущего 2024 года.

Finam.ru собрал последние комментарии российских властей об ИИС-3 и попросил экспертов посоветовать, что делать с ИИС сейчас.

Источник: Freepik

Что не так с ИИС-3?

ИИС-3 был запущен в России 1 января 2024 года. Он пришел на смену ИИС-1 и ИИС-2 и комбинирует в себе преимущества «старых» счетов. По данным Центробанка, за 3 квартал 2024 года инвесторы открыли 147 тыс. новых ИИС, а за 1 полугодие - 285 тыс.

Открыть «старые» инвестсчета у инвесторов уже не получится, но пользоваться ими и претендовать на налоговый вычет по ним разрешается на прежних условиях, если нет параллельно открытого ИИС-3.

Если же инвестор заключил договор по ИИС-3, то государство допускает до трех открытых счетов этого типа у различных брокеров. Сумма их пополнения не ограничена.

Также инвесторы могут конвертировать свои ИИС-1 и ИИС-2 в ИИС-3. В срок владения ИИС-3 будут зачтены до трех лет владения старыми ИИС до момента конвертации. В зависимости от года заключения договора по ИИС-3 минимальный срок для получения налоговых вычетов составляет от 5 до 10 лет.

Однако Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «Финам», предупреждает, что процедура трансформации осложняется недостаточной нормативной базой. «Хотя закон позволяет преобразование старых ИИС в новые, точные условия и порядок конвертации еще не утверждены. Ожидаются официальные разъяснения и инструкции от ФНС России для полноценной реализации процесса», - уточнил он.

На этой неделе замдиректора департамента налоговой политики Минфина Руслан Лыков сообщил, что Федеральная налоговая служба до конца ноября планирует принять порядок процедуры конвертации ИИС, чтобы у инвесторов оставался как минимум месяц, за который они смогут трансформировать свои текущие ИИС-1 и ИИС-2 в ИИС-3 и не потерять налоговые льготы за 2024 год.

«Вместе с ФНС стараемся ускориться, чтобы не было никаких рисков. Сейчас законом предусмотрено, что инвестор самостоятельно должен подать заявление в налоговый орган. Поэтому приказ, который сейчас готовится, предусматривает этот порядок подачи заявления», - сказал Лыков в интервью «РБК Инвестициям».

Это означает, что инвестору необходимо будет (после обнародования соответствующего документа от ФНС по порядку конвертации ИИС) уведомить налоговую о трансформированных инвестсчетах при личном посещении либо через личный кабинет налогоплательщика.

Какие варианты у инвесторов?

Кабаков подчеркивает, что пока официальные документы по конвертации не опубликованы, брокеры опасаются проводить конвертацию, поскольку есть риски потери налоговых льгот по всем видам ИИС, если не будут выполнены необходимые формальности.

Ведущий специалист отдела московских клиентских менеджеров ФГ «Финам» Мехраб Алифханов также обращает внимание, что если инвестору удалось трансформировать ИИС-1 или ИИС-2 в ИИС-3, то необходимо уведомить об этом ФНС до конца 2024 года. «В противном случае трансформация приведет к потере вычетов», - уточнил он, объяснив это тем, что налоговая может посчитать наличие одновременно открытых «старых» ИИС и ИИС-3.

Как пояснил Лыков, если инвестор трансформировал ИИС в 2024 году, а налоговую проинформировал об этом лишь в 2025 году, то налоговые правила для него начнут применяться с 2025 года, а не с 2024 года.

Налоговые вычеты

Если же инвестор уверен, что не теряет право на налоговый вычет по ИИС, то для его получения необходимо подать заявление в ФНС. На сумму до 400 тыс. рублей инвестор вправе заявить 52 тыс. руб. налогового вычета при ставке НДФЛ 13% или 60 тыс. руб. при ставке НДФЛ 15%.

В 2025 году прогрессивная шкала НДФЛ расширится. Некоторые россияне начнут платить НДФЛ по ставке 18%. Он будет применяться для доходов, которые превышают 5 млн рублей в год. 20% - если доход свыше 20 млн и до 50 млн рублей; и 22% - если доход свыше 50 млн рублей. Ставки 13% и 15% будут применяться для доходов до 2,4 млн рублей и от 2,4 млн рублей до 5 млн рублей соответственно.

По ИИС-3 инвесторы могут запросить вычет на взнос и вычет на доход. При этом вычет на доход позволит вернуть инвестору налог от прибыли в пределах 30 млн рублей. Он похож на инвестиционный налоговый вычет по «старому» ИИС-2. Однако ИИС-2 освобождает от всех налогов по инвестициям, кроме налогов на доходы от дивидендов и сделок с валютой.

Зарегистрируйтесь в конкурсе от «Финама». Пополните ИИС на сумму от 30 000 ₽. Чем больше сумма пополнения, тем больше налоговый вычет и приз. Три победителя получат до 120 000 ₽, а все участники конкурса — гарантированный бонус 3000 ₽.

Источник: Freepik

Участники рынка об ИИС-3

С момента запуска ИИС-3 у участников рынка накопилось много вопросов и предложений по доработке инвестсчетов.

По мнению Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), действующий механизм ИИС-3 не в полной мере способствует задаче привлечения розничных инвесторов и требует дальнейшей доработки. Они считают, что наиболее важным является закрепление на постоянной основе 5-летнего срока ИИС-3 и отмена запрета на получение доходов по ценным бумагам, учитываемым на ИИС-3, на банковские счета инвесторов, для чего следует отменить НДФЛ с зачисляемых на них дивидендов.

Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков в конце сентября отмечал, что депутаты в осеннюю сессию планировали рассмотреть вопрос предоставления инвесторам права вывода дивидендов и купонного дохода с ИИС-3. Однако конкретных решений озвучено по-прежнему не было. Банк России также выражает готовность вернуться к этому вопросу, отметив его в плане развития финансового рынка на 2025-2027 годы.

А совсем недавно, в конце октября, Ассоциация владельцев облигаций (АВО) обратилась в администрацию президента с просьбой обеспечить со стороны финансовых властей единообразное толкование норм пункта 1 статьи 8.7 закона «О рынке ценных бумаг», предоставляющего гражданам возможность выбора банковского счета для получения выплат дивидендов и купонных доходов с ИИС-3.

Аксаков также ранее заявлял, что на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о страховании средств ИИС от банкротства профучастника, который предполагает страховку на 1,4 млн рублей исключительно по воле владельца счета. Однако он добавил, что некоторые ведомства призывают страховать ИИС от банкротства брокера не в добровольном порядке, а обязательном. По его словам, конкретные решения власти могут принять уже к концу 2024 года.

Трансформировать или нет?

По словам Кабакова, в условиях правовой неопределенности большинству инвесторов не следует спешить с конвертацией своих ИИС-1 или ИИС-2 в ИИС-3, чтобы не потерять возможность получения налоговых вычетов.

«Поскольку порядок реализации и налоговые последствия еще не полностью проработаны, конвертация может привести к утрате льгот, особенно если старый ИИС будет закрыт или преобразован до выхода уточняющих актов. Таким образом, лучше подождать, пока правительство и ФНС не представят полный порядок и правила трансформации, обеспечивающие сохранность налоговых льгот и прав инвесторов», - уточнил он.

Алифханов также резюмировал, что поскольку на данный момент нет точного механизма трансформации инвестсчетов и в налоговый кодекс не внесены изменения, инвесторам с ИИС-1 и ИИС-2 не следует спешить проводить эту процедуру из-за риска потери налогового вычета. Он добавил, что если же инвестор уже трансформировал ИИС, то ему необходимо обратиться в ФНС для уточнения и подачи сведений о трансформации, чтобы исключить риск потери вычетов.

«Что делаю я? Оставил старый ИИС-2 как есть, пока дают такую возможность. Дальше - будем думать: судя по постоянно меняющимся условиям новых долгосрочных программ, спешить не стоит», - констатировал Антон Весенний, автор Telegram-канала «Ленивый инвестор».

Все публикации про  ИИС-3  Налоги  Разбор полетов

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
hummingbird 21.11.24 15:24
Трансформация всегда приносит некоторые сложности. Пока система перестроится и все привыкнут по-новому.
Ответить
fn843888 21.11.24 16:56
хуммингбирд, лучше ничего не трансформировать. по принцыпу: "- работаит? (- да.) - не трожь!"
fn1149190 18.11.24 16:14
__Россия и Америка не напоминают двух баранов на узкой горной тропке?
Ответить
Y111 18.11.24 15:05
Читаю:-"-(ИИС-3) прошел почти год. Власти по-прежнему обсуждают некоторые аспекты его работы."/......Думаю что ИСТОРИЯ повторяется по спирали. а именно было так:-НЭП и иналог.  инспектора  нэпмана обложили налогом в десять тысяч, велят принести деньги через неделю - он исправно приносит. "о как", - думают инспектора - "мало взяли": и заряжают налог в пятьдесят тысяч со сроком уплаты в пять дней - нэпман приносит и эту сумму, и опять в срок. "да что ж такое-то - опять мало взяли" - говорят меж собой инспектора, и заряжают налог в сто тысяч со сроком уплаты в три дня: мерзавец-нэпман притаскивает и эту сумму без задержки... "@#%*!!!" - в сердцах говорят инспектора - и ставят налог в полмиллиона со сроком уплаты не позднее следующего вечера: к вечеру следующего дня нэпман привозит на извозчике станок для печатания купюр - и отдает инспекторам со словами "ребят, я плохое слово! - печатайте сами..."
Ответить
Y111 18.11.24 15:14
 опечатка в конце " я ЗА-устал-ся"
fn1149190 18.11.24 13:26
__Мы снова "бьёмся" с созданными самими проблемами. Учиться думать нас никто не научил, а Закон Божий нам и сейчас не указ (мы привыкли биться насмерть).
Ответить
fn843888 18.11.24 12:26
Им салютуит шум прибоя, В глазах их небо голубое, Ничем сберят не испугать - Сберята учатся летать!
Ответить
fn1149190 18.11.24 13:21
__Шаблонное мышление - признак подавления свободомыслия.
МВБМ053 17.11.24 19:44
Это точно ИИ когда разовьётся то отличники и хорошисты не нужны будут, отличников можно после школы утилизировать сразу, а хорошистов лет до 30 держать, троечники и двоечники будут страну защищать.
Ответить
fn1149190 18.11.24 11:51
__Нет, троечники и двоечники будут гегемонами (как в СССР), а так же для размножения населения и усмирения недовольных в России. Отличникам и хорошистам придётся за ту же зарплату и работать (они исполнительны и ответственны) и учить Кодекс строителя коммунистического общества (в качестве наказания и прививки от свободомыслия).
fn1149190 17.11.24 14:38
__ИИ скоро заменит отличников и они станут не нужны. А вот двоечники в качестве патриотов пока будут нужнее...
Ответить
fn1149190 17.11.24 14:35
__Нынче Советская власть - это ИИ и Единая Россия (ИИ уже меня поправляет?)
Ответить
fn1149190 17.11.24 08:09
__Дайте народу пиво-о-о... (с дивидендами). Дайте народу пиво... (кончайте войну).
Ответить
МВБМ053 17.11.24 09:00
У них там похоже с печатными станками проблема... не всем пива стало хватать, вот они их и оправляют на утилизацию.
fn1149190 17.11.24 14:31
__Власти не бьются за стоимость ру-ой! -а-а.....Вот что плохо. Им нужна власть, которую они и имеют...
100gramm 16.11.24 16:59
Иис это чё за зверь такой? ______________________ Я верю только в себя и наличные деньги(с)
Ответить
МВБМ053 16.11.24 17:13
Это мышеловки всё ставят, так понял в ИИС заманивают отменой налога, только там наверное денег не вывести года 3, а потом могут просто ограничить вывод, у нас государство оно всегда с шуткой и юмором к особо жадным относится)
fn843888 16.11.24 17:29
если с И.И.С. могут ограничить вывот, то и с обышных щетоф кольми паче.
МВБМ053 16.11.24 17:39
Так мне уже на простом счету в ВТБ бяку подкидывали, пристава просто заблокировали все счета в банках и торговый счёт, точнее все свободные средства под обеспечение позиций на срочном рынке и просто совпало что маржа в минус ушла, мне пришлось резануть позиции, потерял денег ну может тыс. 80 примерно.
fn843888 16.11.24 18:00
так а вот на И.И.С. вроде не могут по произволу аррэсты налажывать и списывать оттудо.
МВБМ053 16.11.24 18:10
100gramm правильно пишет про часть кэша в наличных, просто есть минус цифрового мира что при нажатии одной кнопки пристав может заблокировать все счета на территории РФ, при то что сумма долга в сотню раз меньше счетов, а потом надо бегать... ну или ждать месяца 2 пока всё спишется, а остальное вернётся, мне самое не понравилось что обеспечение позиций заблокировали, там упущеной выгоды 80тыс.,  да ладно, наторгую ...наверное...
fn843888 16.11.24 18:37
может, но не на И.И.С., но это не точно.
fn843888 16.11.24 19:12
вот шо пишет газпрёмбанк: Активы на брокерском счете могут арестовать, если есть исполнительный документ об аресте имущества, а приставы нашли информацию о том, что счета открыты. Такое случается редко: для списания долгов гораздо проще и быстрее получить деньги из банков или изъять другое имущество. Процедура розыска и отправки запросов — долгая и непростая, но становится гораздо проще, если кто-то проинформирует пристава о наличии брокерского счета или счета депо и сообщит название профессионального участника рынка.
МВБМ053 16.11.24 19:23
У меня заблокировали все счета сразу включая свободные средства, там у меня сразу старые штрафы гибдд, коммуналки в долях других квартир и жена подала что-то там ей недоплатили на работе, там как бы бизнес совместный и там тоже споры, короче у меня всё на всё наложилось и арестовали все счета сразу. На самом деле не знал что так произойдёт, мог просто все долги с прибыли на срочном заплатить, а так потерял там.73 тыс, и там 80тыс. по фьючерсам.
fn843888 16.11.24 19:26
по идее если уроды-приставы спишут с И.И.С. хоть копейку, это другие уроды (из Ф.Н.С.) могут посщитать как вывот сретстф и все налоговыя льготы прихлопнуть. 
МВБМ053 16.11.24 19:39
Мне урок в жизни просто никогда не надо расслабляться, нельзя доверять жёнам на 100%, нельзя вести бизнес с родственниками, у меня всё так в жизни гладко шло с 30 до 47 примерно, просто потерял бдительность и получил 5 лет взбучки, это сейчас уже отголоски эха 73тыс. не так страшно уже чем раньше, уже скоро привыкну....
fn843888 16.11.24 20:22
вот что сщитает ЧатГ.П.Т.-4о на этот щот: "В России списание средств с индивидуального инвестиционного счета (ИИС) судебными приставами может иметь определенные последствия для налоговых вычетов. Если средства списываются в рамках исполнения судебного акта, это не считается выводом средств с ИИС в классическом понимании, однако важно учитывать следующие моменты: 1.  Налоговые льготы: Если средства были списаны с ИИС, это не аннулирует налоговые льготы, предоставляемые по данному счету, если сам счет остается активным и соблюдаются условия для получения вычетов. 2.  Условия для получения вычетов: Для получения налоговых вычетов по ИИС необходимо, чтобы на счете были соблюдены условия, такие как минимальный срок удержания средств (3 года) и отсутствие выводов средств с ИИС в этот период. Если средства списаны в результате действий приставов, это может не повлиять на возможность получения вычета, если остальные условия соблюдены. 3. Налоговые последствия: Если в результате списания средств с ИИС возникнут доходы, подлежащие налогообложению, это может повлечь за собой налоговые обязательства. Важно учитывать, что налоговые последствия могут зависеть от конкретной ситуации и суммы списания."
fn843888 16.11.24 20:39
короче, ЧатГ.П.Т.-4о в итоги запутался и поменял своё мнение. Да тут в общем-то заранее и не угадать, всё будет решать "сут".
МВБМ053 16.11.24 20:42
Основное - это не расслабляться в жизни и не класть все яйца в одну корзину, разобьются все, если корзин много то часть счетов выживут, а если получить несколько паспортов и 5 гражданств иных стран на разные имена, то это вообще была бы сказка в жизни.... Так то кроме Блиновских немало людей которым начислили налогов больше чем они заработали за всё время... основное - не терять бдительности...
fn843888 16.11.24 22:54
ну я на опа рот сщитаю, что надо быть на раслабони, но и, кунешно, все яйцы в одну корзину слажывать тоже не надо - но это уже обышный риск-мэнэджмэнт, должон соблюдаться параллельным трэдам незаWidcимо от того, на раслабони ты или напряжон.
fn843888 16.11.24 23:00
с И.И.С.ам там его просто не разбить на части - должон быть 1. Сейчас формально 3 могут быть, что лучше (бараны чому-то не могли сразу это предусмотреть, тем более что сами же упорно не хотят вводить страхофку на брокщета, как в прилишных странах, например, в С.Ш.А.) - но меня сам И.И.С.-3 не устраивает из-за ограничений 30 лимонаф руплей на налогонеоблагаемый дохот. но если там 30 млн на каждый из трёх щетоф, то уже можно разсматривать, 90 милльйёнаф это в общем-то почти приемлемо выиграть и на этом закруглиться (или уйти на развитые рынки).
МВБМ053 16.11.24 23:02
Всё, придумал как деньги 419го и Германии вытащить. Прибросили, допустим он увёз туда 70тыс.Евры, т.е. это получается 7 млн.руб., они как бы сейчас эти деньги допустим осядут на счетах и на них будет капать 3-4% годовых, выжидаем лет 10, через 10 лет допустим европейские брокеры снимают санкции, а к тому времени из этих денег становится уже 100тыс. Евры, заходим на европейскую биржу, с 500 Евро разгоняем депозит тыс. до 7-8, потом уже ликвидности на разгон не будет хватать и придётся через вложения в немецкие акцции это дело вытащить сюда лет за 5 примерно.
МВБМ053 16.11.24 23:16
Это Роман Дмитриев конечно молодец что счёт за год увеличил в 30 раз, только он увеличил с 200тыс. до 6млн.руб на Низколиквидных бумагах 2го и 3го эшелона. А вот такую же штуку с 6 миллионами он уже не сможет провернуть, потому что ему придётся торговать топ-10 акциями и фьючерсами на индексы и валюту.
fn843888 17.11.24 00:52
да, на ликвидных там смухлевать невозможно.
МВБМ053 17.11.24 06:39
Там на неликвиде скорее всего делалось так - эти акции он сначала покупал и фьючерсы на эти акции тоже брал плечом с 4м, конечно на которые акции были фьючерсы, потом просто рекламировал в телеграмме и народ тянул эти акции просто на 6-7 миллионах рублей, там есть акции которые при вложении 5млн.руб. улетят % на 30, потом первым скидывал сначала фьючерсы, а потом и эти акции, а у последних в цепочке счета были в минусах, т.к. другие вменяемые успевали слить раньше,  примерно такой фокус проделывал.
fn843888 17.11.24 11:30
да мог и с аффилированнаго щота разгонять заради %% и об него закрывать (ну или на несколько аффилированных щетоф, чтобы не палиться). там же сумма его коммон-щота неизвестна, может, с соткой тысяш руплей свои %% рисовал (и необязательно увеличенную сумму оставлять, можно "прибыль" периодишыски выводить и оставлять только начальную сотку, %%-то сщитаются от суммы на начало дня).
fn1149190 16.11.24 13:56
__Власти бы думать о стимулировании дивидендов предприятиями - это посложнее будет. Но вернее разовьёт экономику.
Ответить
МВБМ053 16.11.24 16:52
Какой смысл стимулировать дивиденды? Они просто уйдут в карман крупным акционерам, т.е. олигархам, как собственно и происходит, просто учимся обгонять рост рынков в сто тысяч паз и будет хороший денежный поток.
unesco 15.11.24 19:53
Коготивные императоры, кто процессура, компетиумная
Ответить
МВБМ053 15.11.24 19:35
Совсем бесплатный сырок тоже может в огромной мышеловке лежать.... У меня при торговле в Открытии с приличными комиссиями счёт просто рос на опционах как на дрожжах., а в ВТБ даже опционами редко торгую, как перевели так совсем медленно растёт, как будто заколдовали эту ВТБ.
Ответить
fn843888 15.11.24 19:45
ну в Закрытии комиссии как раз небольшыя были, по 10 копеек с контракта на щот от 10, а потом от 5 млн, а в вэтэбуэе они же по 1 руплю на любой щот (хотя после того как буржа в разы повысила свои комиссии, это уже не столь актуально стало фсьо).
МВБМ053 15.11.24 19:57
У меня всё ровно наоборот, В открытии было рубля 2 с контракта, а в ВТБ 20коп.
fn843888 15.11.24 20:00
20 копеек это тому шо тебя из Закрытия перекинули. а так там по 1 руплю за контракт.
МВБМ053 15.11.24 20:02
Да, потому что меня автоматом перекинули, там у всех кого перевели автоматом специально для заманухи дали самые выгодные тарифы.
fn1149190 16.11.24 13:02
__Ну так ведь были ведомые коммунистами, теперь ведёмся бывшими КГБэшниками.
fn1149190 16.11.24 13:46
__А рынка то у нас нету! Снова всюду управлять лезут льготами и издержками (тот же Володин).
fn1149190 16.11.24 13:50
__А ведь на то он и рынок, чтобы нерадивый разорился, а смекалистый процветал. Так вот ума люди копят, а мы опять о всеобщем процветании заботимся?
fn843888 15.11.24 19:27
Ещё не освобождает от прибытка на сделках в Золоти и Сёрёбре ==> ИИС-2 освобождает от всех налогов по инвестициям, кроме налогов на доходы от дивидендов и сделок с валютой.
Ответить
fn843888 15.11.24 19:33
в Золоти и Сёрёбре там вообще трэш, если я правильно вчора разобрался - даже не сальдируются прибытошные трэйды с убытошными.
fn813096 15.11.24 17:47
основной вывод - не стоит закрывать старые ИИСы :)
Ответить
fn843888 15.11.24 19:22
конюшно, не стоит. на старам И.И.С.и Тайп-Б налогонеоблагаемый прибыток неограничен, а на новом - только первые 30 милльйонаф полновесных руплей. то есть несурьёзно всё.
Загружаем...