Меню

 
 
facebook
вконтакте

Взгляд в будущее, или Когда закончится эра нефти?

05.10.2018 16:25  Разбор полетов

Взгляд в будущее, или Когда закончится эра нефти?В новой серии публикаций, в которой исследуется ряд ключевых долгосрочных глобальных структурных сдвигов, изменяющих инвестиционные перспективы, Дэвид Проссер (David Prosser) рассматривает влияние перехода от нефти к альтернативным видам энергии.

К сегодняшнему дню уже высказана масса гипотез и прогнозов о том пугающем моменте, когда мир наконец достигнет пика нефтедобычи, когда резервы планеты начнут стремительно сокращаться, а добыча - неумолимо снижаться.

Впрочем, ответ Проссера на эту загадку может вас удивить. Хотя экономисты и политики последние двадцать лет чрезвычайно беспокоились по поводу достижения пика добычи нефти, сейчас всё чаще и смелее высказывается мнение, что этот "момент истины" не наступит никогда - или, по крайней мере - не в обозримом будущем. 

Готовые решения для инвестиций в высокотехнологичные компании:
Технологии USA и Новые глобальные лидеры

В нефтяной отрасли ныне редко волнуются по поводу определения даты истощения исчерпаемых запасов, особенно учитывая достижения в таких технологиях, как сланцевая добыча и глубоководное бурение, которые открывают новые резервы. Нефтяников куда больше заставляет нервничать предстоящий пик спроса на нефть - переломный момент, когда начнет сокращаться аппетит клиентов к "черному золоту".

По мнению Международного энергетического агентства (МЭА), этот день ближе, чем мы могли бы представить. Стремясь сократить выбросы углекислого газа, власти всех стран мира задействуют мощные политические рычаги с целью настроить общество на отказ от энергоресурсов на основе ископаемого топлива и от автомобилей, работающих на нефтепродуктах.

По словам Спенсера Дейла, главного экономиста нефтяного гиганта BP, "Объединенные силы, стремящиеся повысить энергоэффективность и борющиеся за сокращение выбросов углекислого газа и улучшения качества воздуха в городах, вероятно, добьются замедления роста спроса на нефть после 150 с лишним лет почти непрерывного увеличения".

МЭА прогнозирует, что к 2025 году  по дорогам будут бегать 50 млн электромобилей, а к 2040 году - 300 млн (на сегодня количество электромобилей на дорогах составляет 2 млн). Хотя, как ожидает МЭА, количество обычных автомобилей также вырастет, спрос на нефть к 2040 году снизится на 2,5 млн баррелей в день благодаря революции, осуществленной электрическим автомобилем.

По прогнозам Агентства, массовое наращивание генерации возобновляемых энергоресурсов, особенно в солнечной энергетике, еще более снизит спрос на нефть. В краткосрочной перспективе падение спроса на нефтепродукты, вероятно, компенсируется другими видами транспорта, особенно авиацией, а также нефтехимией, в частности, производителями пластмасс.

Однако со временем эти отрасли, сегодня поглощающие нефть в огромных количествах, станут менее прожорливыми, так как экологические императивы вынуждают нас снижать потребление и изучать альтернативы ископаемому топливу.

Нефтяная отрасль и сама видит зловещее предзнаменование. Группа производителей нефти OPEC прогнозирует устойчивое замедление спроса на нефть в течение следующих двадцати лет.

Недавно ВР предсказала, что спрос на нефть достигнет пика к 2040 году, 30% всего пробега пассажирского легкового транспорта будет приходиться на электромобили, потребление возобновляемых энергоресурсов вырастет с 4% от общемирового потребления энергии до 14%, а спрос на пластмассы незначительно снизится.

Более того, влиятельный аналитик рынка нефти Вуд Макензи (Wood Mackenzie) встревожил нефтяную отрасль, предположив, что наступления пика спроса на нефть можно ожидать уже в 2036 году.

На этом фоне историю последних двух с половиной лет, когда цена на нефть отскочила от минимума в $29 за баррель до почти $80 в текущем году, можно рассматривать как последний парад для отрасли.

Конечно, пьянящие дни 2008 года, когда цена на нефть подскочила почти до $140, остались лишь смутным воспоминанием. По мнению МЭА, цены на нефть долгосрочно не имеют будущего за пределами диапазона в $50-70 за баррель.

Рынок нефтиОжидаем неожиданностей

Что все это значит для инвесторов? Как ни странно, одно из последствий, возможно, заключается в том, что акции нефтяных компаний покажут в краткосрочной и среднесрочной перспективе очень неплохие результаты и будут торговаться лучше рынка. Поскольку гигантские нефтяные компании менее склонны вкладывать огромные средства в освоение новых ресурсов, спрос на которые снижается, многие из них смогут увеличить денежные средства, возвращаемые акционерам.

Так, холдинг Chevron уже пересмотрел свои инвестиционные цели на ближайшие годы, подчеркнув решимость генерировать достаточный свободный денежный поток для дивидендных выплат вместо того, чтобы использовать любую, сколь угодно малую, возможность для роста.

Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе внимание инвесторов необходимо переключить на новые отрасли экономики - "новые" в том смысле, что эти отрасли пока не существуют либо относительно неразвиты.

Очевидным примером может служить производство электромобилей. Поскольку все больше стран обещают объявить вне закона продажу двигателей внутреннего сгорания - в Великобритании это должно произойти к 2040 году, - рост отрасли ускоряется. Valeo, ведущий поставщик для автомобильной промышленности, только что удвоила прогноз по проникновению электромобилей на рынок: компания считает, что к 2025 году на электромобили будет приходиться 10% процентов от всех автомобилей, проданных в мире.

В консалтинговой компании Bearing Point специалист по электромобилям Александр Бок предполагает, что существуют веские основания для такого оптимизма. По его словам, "в 2016 году Китай стал мировым лидером по проданным электромобилям, впервые обойдя США. Политика Китая, благоприятствующая продаже электромобилей, означает, что на долю страны приходится более 40% продаж электромобилей во всем мире".

Следует учитывать, что подкрепляться такой рост может позицией уже существующих игроков, а не инновационных компаний, разрушающих сложившийся порядок вещей. Ford уже обязался потратить к 2022 году $1120 млрд.  (8,6 млрд фунтов) на разработку электромобилей, а Volkswagen намерен к 2030 году инвестировать 20 млрд евро (17,9 млрд фунтов), чтобы стать крупнейшим в мире продавцом электромобилей.

Чрезвычайно ценные возможности будут зачастую встречаться и в смежных отраслях. Вот лишь один пример: электромобиль и, если брать шире, революция мобильности в огромной мере увеличит спрос на специализированную электронику и чипы. Ожидается, что рынок полупроводников, связанных с автомобильной промышленностью, только в одном текущем году составит $35 млрд. Вероятен рост спроса на сырьевые товары, имеющие важнейшее значение для производства электромобилей.

Тем инвесторам, которые планируют выйти из позиций по нефти, возможно, интересно будет обратить внимание на прогнозы группы Bloomberg New Energy Finance. Группа предсказывает, что к 2030 году спрос на графит вырастет до 852 000 тонн в год, хотя в 2015 году он составил всего 13 000 тонн, а спрос на никель и алюминий - примерно до 327 000 тонн в год с 5 000 тонн в 2015 году. 

Производство возобновляемых источников энергии вызывает существенный интерес и по другим соображениям. Bloomberg New Energy Finance предполагает, что через 25 лет только ветровая и солнечная энергетика могут производить 34% мировой электроэнергии, хотя сейчас на них приходится 5% генерации.

Такие темпы роста значительно превышали бы прогнозы энергетиков (ExxonMobil в прошлом году заявила, что более реалистичен прогнозный показатель в 11%), и от этого в выигрыше оказался бы очень широкий круг компаний.

В ветроэнергетике уже работают крупные предприятия, в том числе производитель ветряных турбин Vestas, а также такие гиганты, как GE и Siemens, но в отрасли появятся и новые компании. В солнечной энергетике такие же доминирующие игроки появляются в производстве и генерации электроэнергии; впрочем, отрасль развивается быстро.

Косвенные выгоды

Производители альтернативных видов энергии обладают огромным потенциалом, который, впрочем, не меньше у тех, кто производит нужную им продукцию. Например, растет потребность в емких накопителях энергии в отрасли периодически работоспособных возобновляемых источников энергии. Это дает толчок отрасли, производящей аккумуляторы, в которой наблюдается быстрое развитие новых технологий.

Себ Хенбест (Seb Henbest) из Bloomberg прогнозирует, что к 2050 году инвестиции в наращивание емкости аккумуляторов составят $548 млрд. "Появление дешевых аккумуляторов будет означать повышение возможности оптимизации доставки ветровой и солнечной электроэнергии, так что эти технологии смогут помочь удовлетворить спрос, даже когда ветер не дует, а солнце не светит", - утверждает он.

Нефтяной сектор принимает свою судьбу. Многие предприятия нефтегаза и энергетики в целом пытаются перейти к возобновляемым источникам энергии или кардинально изменить бизнес-модели, но пока не ясно, кому это удастся сделать.

А пока забудьте о том, что нефть заканчивается. К тому моменту, когда появится хотя бы отдаленная возможность конца нефти, вы вряд ли вообще будете ее использовать.

Как инвестировать в будущее без нефти в качестве топлива 

Для долгосрочных инвесторов, ориентированных, скажем,  на следующие 10-20 лет, отход мира от нефти - это мегатренд, который нельзя игнорировать: это новые отрасли и бизнес-модели, создающие ценные инвестиционные возможности.

Однако воспользоваться ими, возможно, будет нелегко. Самые интересные из доступных вариантов могут возникать в зарождающихся отраслях, в которых компании не торгуются на бирже или являются высокорискованными. Шагом вперед могли бы стать специализированные фонды, работающие в таких отраслях, как высокие технологии и возобновляемые источники энергии.

Один из вариантов - Guinness Alternative Energy (сервисы). Baillie Gifford Global Discovery ищет инновационные компании и инвестирует, например, в Tesla. RWC Global Emerging Markets имеет BYD и Brilliance China Automotive Holdings, две крупные компании, связанные с электромобилями. Liontrust SF Managed владеет Infineon Technologies, немецким производителем полупроводников, который выпускает чипы для систем безопасности автомобилей.

Мартину Бамфорду, сотруднику финансово-консультативной фирмы Informed Choice, нравится закрытый фонд Greencoat UK Wind.  "Это инвестиционная компания, специализирующаяся на возобновляемых источниках энергии, которая инвестирует в портфель отечественных ветропарков в размере 1,4 млрд фунтов стерлингов в Великобритании и в настоящее время торгуется с 11-процентной премией к стоимости ее чистых активов", - говорит он.

Бен Уиллис, руководитель отдела управления портфельными активами в Chase de Vere, предлагает BlackRock GF New Energy - активно управляемый фонд.

Источник: Moneyobserver.com

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Finam.ru
Finam.ru

участник рейтинга
Ваша оценка: 
3
3 пользователя оценили материал на 3.
В мой блог
и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 31 октября
Газпром
на 1 ноября
Курс доллара к рублю
на 30 ноября