Меню

вконтакте

Успех SpaceX повышает интерес инвесторов к индустрии космического туризма

03.06.2020 11:20  Разбор полетов

SpaceXТолько три страны в истории запускали человека на орбиту. В минувшие выходные SpaceX стала первой частной компанией, которая отправила в космос собственный челнок с астронавтами на собственной многоразовой ракете с финальной стыковкой с Международной космической станцией. Этого успеха добилась компания, которая была основана в 2002 г. на территории бывшего склада в Калифорнии. Первоначально в SpaceX работало всего 10 человек.

Первый американский пилотируемый полет с мыса Канаверал на ракетоносителе Falcon 9 с кораблём Crew Dragon за девять лет открывает новый период в развитии космической отрасли. Компания SpaceX Илона Маска включилась в космическую программу без особого опыта и технической базы, но смогла достаточно быстро разработать уникальные технологии, включая возвращаемую многоразовую первую ступень и чисто американский ракетный двигатель Merlin. В отличие от конкурентов Boeing и Lockheed Martin, а также Northrop Grumman, SpaceX прокладывала себе путь не через долгую историю отношений с NASA, а через коммерчески привлекательное предложение для космических запусков.
КоронаКризис 2020: Хроника событий, мнения экспертов, уроки прошлых кризисов.

Главным преимуществом SpaceX стала возможность повторного использования первой ступени, что существенно снижает стоимость запусков. Компанию обвиняют в демпинге космических услуг, но сам факт инженерных решений тяжело отвергать. В планах компании развитие технологий возврата не только первой, но и второй ступени. Кроме того, SpaceX может разработать тяжёлые ракетоносители, если в них будет потребность.

Космос в последние годы был обделён вниманием как инвесторов, так и государственных структур. Однако успешное проектирование и реализация проектов в SpaceX показывает, что он может быть коммерчески выгодным. Поэтому первый американский пилотируемый запуск за девять лет побуждает участников рынка более пристально смотреть на акции, связанные с космической отраслью. Возможно, что освоение Луны это не такая большая сказка фантастов, а лишь дело весьма неотдаленного будущего и эффективного управления проектами.

Объем мирового рынка космических полетов по оценкам Allied Market Research составил в 2019 г. $9,88 млрд и к 2027 г. прогнозируется рост до $32,41 млрд, что соответствует среднему ежегодному приросту 15,7%. Драйвером роста рынка является увеличение количества космических запусков.

Главным препятствием является высокий уровень начальных затрат, а также дефицит квалифицированной рабочей силы. Разработка SpaceX позволит американским налогоплательщикам сэкономить значительные суммы, поскольку именно частная компания смогла продемонстрировать, что дорогие космические полеты дороги не настолько, насколько это раньше обходилось бюджету страны.

Запуск NASA человека в Шаттле обходился в $170 млн за место по сравнению с $60–67 млн в капсуле Dragon. Стоимость доставки 1 килограмма груза в космос составляла в челноке 54,5 тыс., а с помощью ракеты Falcon стоимость упала до $2720. Это на 95% дешевле. Разработка Шаттла стоила $27,4 млрд, при этом на проектирование и изготовление Crew Dragon ушло 1,7 млрд. Это самый дешевый космический корабль за последние 60 лет. При этом SpaceX потратила 6 лет на то, чтобы реализовать первый успешный полет. Шаттл разрабатывали намного больше.

Почему же космический продукт частной компании по всем параметрам обходит на поворотах государственные разработки при колоссальной финансовой и ресурсной поддержке? Ответов несколько. Среди них заинтересованность в скорейшей монетизации своих усилий и конкуренция. Действительно, SpaceX приходилось учитывать, что аналогичные разработки идут сразу у нескольких компаний. Вот список:
  • Antrix Corporation Ltd.,
  • Vector Launch,
  • Virgin Galactic,
  • Blue Origin.

Tesla

В этом списке и гиганты в лице совместного предприятия United Launch Alliance, принадлежащего компаниям "Боинг" и "Локхид Мартин" и инновационный стартап Blue Origin Джеффа Безоса. Тот еще владеет компанией Virgin Orbit, которая разрабатывает ракеты, которые могут запускать в космос объекты с летящего Boeing 747 (воздушный старт). Это позволяет избежать негативного влияния плохих погодных условий, которые задержали запуск Dragon.

Особенно дерзким выглядит успех SpaceX по сравнению с "Боингом", который с 2014 г. разрабатывает частично многоразовый пилотируемый космический корабль CST-100 Starliner, совершив первый тестовый запуск в декабре 2019 г. Повторный тестовый полёт без экипажа был запланирован на осень 2020 г., и только после этого планировался полет с экипажем.

Главным выводом из случившегося является то, что космическая отрасль может развиваться не только за счёт государственных программ, но и на коммерческой основе. После запуска Falcon 9 с кораблём Crew Dragon Илон Маск заявил о том, что "нам нужно новое поколение мечтателей". С новыми мечтателями будет возможно решить любые задачи. Самого Маска рынок так и воспринимает в качестве бизнес-мечтателя, который умеет реализовывать свои мечты на коммерческой основе. Компания Tesla производит электромобили, но её акции также начали дорожать после успешного запуска Falcon 9 и Crew Dragon к МКС, что является признанием таланта Маска в бизнесе. В понедельник, 1 июня, акции Tesla открылись значительно выше котировок закрытия торгов в пятницу и выросли до $898,10 за бумагу, оставаясь всего на 5% ниже абсолютного рекордного максимума, сформированного 19 февраля перед новостями о распространении Covid-19 в других странах за пределами Китая. При этом акции Virgin Galactic с весьма символичным биржевым тикером SPCE подскочили в понедельник до $18,70, затем снизились до $17,52 по итогам дня, но остались в плюсе относительно закрытия в пятницу.

Virgin Galactic

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Аналитики
"Открытие Брокер"
участник рейтинга
Ваша оценка:
1
1 пользователь оценил материал на -1.
и оставьте свой комментарий.

Обновить
03.06 13:07
ракетчик:
Прежде всего не надо забывать,что для постройки ракеты требуются усилия огромного!!! количества людей только зарплату которым не сможет обеспечить никакой Маск)))), не говоря про производственные, технологические мощности да тот же стартовый комплекс!, который принадлежит явно не Маску)))) а так же необходимо помнить через сколько стартов взорвался шатл(((
03.06 13:13
ракетчик:
.....это к вопросу о надежности
03.06 13:16
ракетчик:
а вообще то лет 15 назад они толпами!!!!!! летали в космос,так почему сейчас такой нездоровый ажиотаж? думали они никогда более сами не поднимутся на орбиту?))))
04.06 01:17
natrom:
> 13:07 ракетчик, насчет стартового комплекса насмешили. Это все равно, что ставить в упрек Боингу или Дельте, как авиапроизводителю и авиаперевозчику то, что аэропорты им не принадлежат. А SpaceX по аналогии с авиа и производитель и перевозчик. Уже круто. Кроме того, в Драгоне и Фальконе масса новых технологических решений, это новый шаг в космической отрасли
04.06 07:35
ракетчик:
natrom:вам надо чуть чуть))) побольше познакомится с конструкцией стартовых комплексов...вы думаете, что аэродром и стартовый комплекс одно и то же????? это уровень мышления....не буду говорить чей)))) Кроме того, в Драгоне и Фальконе масса новых технологических решений, это новый шаг в космической отрасли - а вот здесь немного поподробнее можно?)))) способны что то сказать,кроме расхожих заявлений? А вот, например, в стыковочном узле драгона используется адаптер , произведенный в РКК Энергия (российский)"Удачная стыковка американского корабля с МКС в автоматическом режиме осуществилась в том числе и благодаря стыковочному адаптеру IDA, основная конструкция которого разработана и изготовлена на головном предприятии Роскосмоса по пилотируемой программе – в Ракетно-космической корпорации "Энергия", - рассказал Лукашевич.
04.06 22:42
natrom:
> 07:35 ракетчик, до вас, кажется, не дошло, что я писал, или просто дурака валяете. Еще раз повторю : ставить в упрек SpaceX, что у него нет своего стартового комплекса, это все равно, что ставить в упрек Боингу или Дельте, как авиапроизводителю и авиаперевозчику то, что аэропорты им не принадлежат. Где из моего утверждения следует, что аэродром и стартовый комплекс - одно и то же?
Насчет новых технологических решений в Драгоне - интернет в помощь. Уж, наверное, по сравнению с допотопным Союзом - небо и земля. Как "Порше" с "Запорожцем" сравнивать
05.06 08:59
ракетчик:
natrom: теперь я Вам Настоятельно рекомендую ознакомится хотя бы в общем плане, с конструкцией ракет и технологического оборудования к ним.Вы безусловно считаете себя, а Ваше окружение поддерживает это мнение, блестящим))) полемистом.Однока смею заметить Вам, что необходимо иметь представление! (хотя бы) о предмете полемики))))И какой процент в общем количестве узлов и деталей Драгона занимает этот адаптер, сделанный по-вашему, в "Энергии"? 0,01%? И к чему вы этот адаптер вообще приплели?
И последнее))))) какой процент в общем количестве деталей что в Порше , что в Запорожце))))) занимают колеса? в Порше,смею Вас заверить значительно меньший)))) ..... остальное , надеюсь (очень очень) додумаете сами)))) вероятность этого крайне мала, как процент деталей)))))))))) но у вас еще есть время))))
05.06 16:21
natrom:
> 08:59 ракетчик, в общем плане я знаком с конструкцией ракет и технологического оборудования к ним. Дальше что? Я не вижу конкретики с вашей стороны. Вы, типа, знаток, судя по прозвищу? И веруете в то, что Маск не изобрел ничего нового, ведь американцы 15 лет назад толпами в космос летали :))) Ну так и автомобилестроители, по вашей логике, ничего нового не изобрели со времен Форда Т - те же колеса, двигатель, коробка. Не случайно вы тут про колеса упоминали :)))
05.06 16:24
natrom:
> 08:59 ракетчик, а, вот еще забыл один из аргументов масконенавистников, насчет Теслы :))) Что в Тесле ничего нового, ведь трамваи и троллейбусы на электрической тяге уже больше ста лет ездят :))) Вы тоже из таких?
05.06 17:30
ракетчик:
natrom:)))))))))))))))) удачи вам, спорить бессмысленно((((

и оставьте свой комментарий.

Прогнозы «Ленты Финама»

Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Россия на ЧЕ по футболу