Меню

 
 
facebook
вконтакте

Туристический рынок: до массовых банкротств далеко

11.07.2018 13:51  Разбор полетов

Туристический рынок: до массовых банкротств далекоНе так давно, в самом разгаре отпускного сезона, туристический рынок всколыхнули новости о финансовых проблемах, возникших сразу у двух достаточно известных российских туроператоров – долгожителей (Натали Турс", DSBW). Это послужило причиной панических настроений туристов, испугавшихся того, что проблемы могут перекинуться и на другие компании. Между тем Ростуризм успел опровергнуть вероятность наступления системного кризиса.

Здесь надо понимать, что для системного кризиса пока мало вводных данных, тогда как к банкротству той или иной компании приводит, как правило, не один фактор, а целый комплекс факторов, а также череда неверно принятых решений.

Итак, предпосылки для развития кризиса системы предоставления туристических услуг на текущий момент отсутствуют. Рост мировой экономики ускорился, в мае ВВП России увеличился на 2,1% год к году. Реальные располагаемые доходы россиян в мае 2018 года выросли на 0,3% в годовом выражении. Таким образом, в РФ наблюдается улучшение экономической ситуации и восстановление платежеспособного спроса.

Поднимается и рынок международных пассажирских перевозок, за январь-май 2018 года Росавиация зафиксировала рост пассажироперевозок российскими авиакомпаниями на 14%. При этом чартерные пассажирские перевозки авиакомпаний, работающих с крупнейшими туроператорами, выросли в среднем на 20-25%.

Тем не менее одновременное воздействие нескольких негативных факторов может легко подорвать любой туристический бизнес, в первую очередь, потому что туроператоры работают практически на грани безубыточности. По оценкам, операционная рентабельность крупных туроператоров составляет от 2 до 5%, что делает их крайне уязвимыми к любым негативным изменениям, которые, впрочем, не заставляют себя долго ждать.

Так, в 2018 году негативное влияние на деятельность туроператоров оказывали неожиданная девальвация рубля, вызванная санкциями, и резкое повышение цен на авиационное топливо. Рост курса доллара США на 12% и цен на авиакеросин к июню 2018 года мог привести к дополнительным затратам компании на туры раннего бронирования.

Хочется отметить, что совокупность вышеуказанных причин могла привести к ухудшению состояния ряда туроператоров, но к банкротству – лишь те компании, которые уже по каким-то причинам испытывали финансовые затруднения.

Между тем, хоть до массовых банкротств туроператоров еще далеко, стремительное развитие сегмента самостоятельного онлайн-бронирования с каждым годом снижает роль турагентств и туроператоров, работающих по принципу прямых продаж. Это вынуждает последних работать в режиме жесткой ценовой конкуренции (так как туристические пакеты для клиентов в итоге должны казаться выгоднее самостоятельной брони) и/или переходить к работе с онлайн-агрегаторами. Таким образом, в туристическом бизнесе грядет своего рода трансформация под требования нового времени. Те из компаний, которые смогут подстроиться под новые условия, останутся на рынке, которые нет – исчезнут.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Соснова Анастасия
Соснова Анастасия
аналитик
ИК "Фридом Финанс"
участник рейтинга
Ваша оценка: 
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 30 ноября
Курс доллара к рублю
на 28 декабря