еще
*1945
Бесплатно по РФ для МТС, Билайн, МегаФон и Tele2
Чат со специалистом:
Звонок с сайта  
  • Про рынок
  • Брокерские услуги
  • Банк
  • Управление активами
  • Форекс
  • Обучение
  • О компании

Меню

 
 
facebook
вконтакте

Транспорт после пандемии. Куда приводят мечты

25.08.2020 20:25  Разбор полетов

Московский троллейбус становится исчезающим видом. Во вторник, 25 августа, власти города заявили, что в столице останется лишь один троллейбусный маршрут, а город будет закупать все больше электробусов, их заменяющих. Одновременно с этим власти делают все, чтобы автомобилей на улицах было меньше: строят метро и расширяют зону платных парковок, хотя пока и не решили сделать платным въезд в центр города, как в некоторых европейских столицах. Впрочем, транспортный налог, который так не любят автомобилисты, отменять тоже не спешат.

Раритетные модели троллейбусовВоспетый бардом Булатом Окуджавой "Синий Троллейбус" вскоре станет частью истории. В Москве останется единственный троллейбусный маршрут, соединяющий Новорязанскую улицу и Комсомольскую площадь, рассказал ТАСС генеральный директор ГУП "Мосгортранс" Леонид Антонов.

От троллейбусов, некогда символа Москвы и большинства российских городов, стали постепенно отказываться после прихода на пост мэра Сергея Собянина. "Рогатые" машины стали заменять электробусами, которые могли работать как на дизеле, так и на электричестве. По словам Антонова, количество электробусов постоянно растет. В настоящее время в столице их 450, к концу года будет 600, в 2024 году их количество планируется довести до 2,6 тыс.

КоронаКризис 2020: Хроника событий, мнения экспертов, уроки прошлых кризисов.

Глава “Мосгортранса" Антонов отмечает, что использование "электробусов" - тенденция, которой следуют и другие страны. Издание Bloomberg New Energy Finance прогнозирует, что к 2030 году чуть менее 60% городских автобусов во всем мире будут электрическими, а к 2040 году электромобили всех типов вытеснят спрос на 17,6 млн баррелей нефти в день.

95% рядом с метро

Власти Москвы тоже пытаются внести свою лепту в альтернативный автомобилю транспорт. В последние годы они активно занимаются развитием транспортной системы города. Строительство новых станций метро идет полным ходом. С 2011 года в Москве, по данным городских властей, построена 81 станция метро и станции Московской кольцевой дороги. В ближайшие годы власти планируют строительство еще 76 станций, это должно увеличить протяженность московского метро в два раза. В планах городских властей сделать так, чтобы рядом с метро проживало 95% жителей.

В сентябре 2016 года в строй было введено и Московское транспортное кольцо, проект стоимостью 100 млрд рублей, который фактически стал вторым кольцом метрополитена. МЦК позволило разгрузить столичный метрополитен на 15%, утверждают власти.

Замдиректора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС Дмитрий Агафонов считает строительство метро позитивной тенденцией для развития города: "В качестве альтернативы метро я вижу только пригородное железнодорожное сообщение - пассажирский, городской и региональный транспорт в виде электричек". 

Но, несмотря на масштабное строительство метро, город все равно по-прежнему страдает от пробок. Как отметил в интервью РИА "Новости", глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов, с 2010 года в московском регионе машин стало на 2 млн больше.

Однако в Москве, как и других городах, появляется и немало тех, кто предпочитает каршеринг личному транспорту. Машинами, взятыми напрокат, стали активней пользоваться во время пандемии как альтернативой общественному транспорту. Исследование Центрального банка, проведенное в июне, констатировало, что из-за пандемии каршеринг может стать "более безопасной альтернативой общественному транспорту или такси".

Правда, насчет безопасности можно поспорить. Как рассказал в своем Telegram глава столичного департамента транспорта, количество смертельных ДТП с участием взятых в прокат автомобилей возросло на 20%.

Платный въезд - нет, парковки - да

Развивая городской транспорт и систему проката автомобилей, власти Москвы, как и власти других крупных мегаполисов мира, преследуют одну цель. Они пытаются всеми путями снизить количество личных автомобилей граждан, сделав содержание автомобиля в городских условиях невыгодным.

Автомобили в ЛондонеОднако вводить платный въезд в город по примеру европейских городов в Москве пока не планируют, сказал чиновник. Речь о платном въезде в центр города. Такая система существует в Лондоне, и она смогла существенно улучшить транспортную ситуацию. "Сколько бы вы ни построили дорог, их заполняют машины, у вас пробки, а экологическая ситуация ухудшается", - рассказывал Finam.ru бывший мэр Лондона Кен Ливингстоун, при котором была введена плата за въезд в центр Лондона с 7 утра до 18 вечера. Как отмечал бывший мэр, это помогло серьезно увеличить работу транспорта, а использование автобусов горожанами выросло на 75%.

Введение платного въезда в центр поможет убрать из платной зоны транзитные потоки, которых сегодня в центре города до 30%, говорит Finam.ru директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Константин Трофименко. Однако эксперт констатирует, введение платного въезда - крайний случай: "Поэтому даже о гипотетической возможности введения платного въезда в Москве можно начинать разговаривать только после полной достройки всех хорд в виде замкнутого контура".

По мнению Агафонова из РАНХиГС, лучшая альтернатива платному въезду в центр - платные парковки, которые "с точки зрения потока и нагрузки на центр тоже дают положительный эффект".

Однако многие жители Москвы, для которых вопрос введения платных парковок стал одним из самых болезненных, вряд ли согласятся с экспертом. Главная проблема даже не сами парковки, но их постоянное расширение. "В настоящее время зона платной парковки действует не только в границах МКАДа, но уже и за его пределами!", - пишет на сайте московского отделения КПРФ депутат Совета депутатов района Черёмушки Елена Селькова.

Транспортный налог от "Единой России"

Проблемы с парковкой автомобиля или расходы на его стоянку во многих странах - одна из веских причин отказа от личного автомобиля. Еще одна, которая заставляет многих задуматься о том, чтоб пересесть на городской транспорт, - оплата транспортного налога. Как следует из опроса "АВТОСТАТ" и агентства "За рулем", для многих автомобилистов это весьма существенная сумма. Согласно опросу, доля тех, кто тратит на транспортный налог от 3 до 10 тыс. рублей, составляет 39% опрошенных.

На днях автомобилисты стали активно делиться в соцсетях новостями о том, что в Госдуму внесут законопроект об отмене транспортного налога. В пояснительной записке депутат от партии "Единая Россия" Андрей Барышев заявил, что и власти, и представители общественности неоднократно высказывались за отмену налога, заменив его повышением акцизов на топливо. 

Стоит отметить, что о транспортный налог, который рассчитывается на основании объема автомобильного двигателя, было в свое время сломано немало копий, а его введение вызвало протесты автолюбителей.

Несмотря на то, что законопроект о его отмене внес в парламент депутат от правящей партии, эксперты расценивают вероятность его отмены как крайне низкую. Известно, что против отмены налога выступает Минфин, который подчеркивает, что это снизит поступления в дорожные фонды. В ведомстве также отметили, что у налога высокий коэффициент собираемости.

Транспорт на поле экспериментов

Локальные проблемы, такие как парковки и налоги, не смогли затмить главного - дискуссий о будущем транспортной отрасли, которые только усилились после пандемии. Этому помог один из немногих положительных эффектов пандемии - уменьшение выбросов в связи со снижением объема перевозок. "Учитывая, что транспорт является одним из крупнейших источников загрязнения воздуха, перестройка мировой транспортной системы после COVID является решающим шагом к сокращению выбросов в долгосрочной перспективе", - отмечает в статье, опубликованной на сайте Всемирного экономического форума, глава израильской компании Optibus, производителя электробусов, Амос Хаггиаг.

Метро в ПарижеЭксперты Всемирного Банка уверены, что пандемия приведет к необходимости изменений в транспортной отрасли. Это уже происходит: в Нью-Йорке планируют увеличить число автобусных маршрутов, чтобы снизить нагрузку на общественный транспорт, уменьшив возможность заражения. В Италии, стране наиболее пострадавшей в Европе от коронавируса, городские власти Милана решили усилить использование экологически чистого транспорта - велосипедов. Власти города объявили о расширении велосипедного и пешеходного пространства на 35 км в черте города. Правда, пока это только эксперимент.

Как отмечает Константин Трофименко из ВШЭ, в период пандемии появилось множество прогнозов о глобальных изменениях, которые радикально поменяют все сферы жизни, в том числе и транспорт. Однако, как констатирует эксперт, "на практике эти прогнозы уже не сбываются". 

Из тех что станут реальностью, Трофименко выделяет повышенное внимание к эпидемиологической безопасности транспорта, которая будет не меньше антитеррористической. На работу транспорта повлияет и пресловутая "удаленка": "Это обстоятельство в перспективе может сильно повлиять на транспортную систему и в части уменьшения нагрузок, и в части "расползания" пиковых часов".

Эксперт уверен, что даже несмотря на то, что в период пандемии количество автомобилей на улицах заметно увеличится, в долгосрочной перспективе тенденция на рост общественного транспорта в городах продолжится: "В целом же речь идет не о вытеснении, а о нахождении и поддержании оптимального баланса между общественным и личным транспортом, исходя из планировочных характеристик каждого конкретного города".

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Ваша оценка: 
1
1 пользователь оценил материал на -1.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Ключевая ставка ЦБ
на 31 декабря