Меню

 
 

Государственный долг в странах мира и в России - проблема или необходимость?

Государственный долг в странах мира и в России - проблема или необходимость?Принято считать, что государственный долг может стать угрозой для безопасности экономики, однако формирование долгового механизма покрытия бюджетных расходов считается нормальной практикой как для России, так и для других развитых стран. Разбираемся, является ли госдолг проблемой современной экономики или необходимым фактором ее существования.

Чем опасен госдолг? Наличие госдолга имеет свои недостатки. Это особенно актуально в отношении внешнего долга. Прежде всего, он усиливает зависимость государства от международных кредиторов, обесценивает национальную валюту. Растущая долговая нагрузка способствует увеличению стоимости государственных заимствований, что ведет к удорожанию стоимости капиталов на финансовом рынке и тормозит деловую активность. Рост объемов заимствований провоцирует инфляцию и нарушает баланс между товарным и денежным обращением.

Актуализация рисков государственного долга в мире наблюдается с 2008 года, когда в условиях мирового финансового кризиса некоторые страны (Греция, Испания, Италия, Португалия и др.) столкнулись с невозможностью рефинансировать накопленный за предыдущие периоды государственный долг для его погашения и обслуживания, что привело к дестабилизации их финансовой системы и экономики. Это обусловило введение в этих странах жестких мер по ограничению государственных займов через сокращение бюджетных расходов и установление контроля за долговыми параметрами.

Кризисные явления и замедление темпов развития мировой экономики становятся причиной для реализации стимулирующей бюджетной политики, следствием которой является рост государственного долга. Несмотря на неоднозначную оценку учеными-экономистами последствий для экономики страны функционирования государственного долга, формирование долгового механизма покрытия бюджетных расходов следует признать нормальной практикой развитых стран.

Ситуация в мире. Количественный анализ стран мира по уровню государственного долга в процентном отношении к ВВП за 2013, 2015 и 2018 годы показывает, что при устойчивом росте совокупной долговой нагрузки ее распределение в процентных диапазонах неравномерно. Заметно выросло число стран с долговой нагрузкой выше 60%. Если в 2013 году с уровнем государственного долга, превышающим 60% ВВП, было 48 стран, то в 2015 году их количество выросло до 61, а в 2018-м - до 67. Количество стран с уровнем госдолга от 80 до 100% также увеличилось: с 10 в 2013 году до 27 - в 2018-м. В то же время количество стран с нагрузкой выше 100% за рассматриваемый период сократилось с 15–17 в 2013 и 2015 годах до 11 к концу 2018 года. Около 64% стран мира от их общего количества к концу 2018 года имеют госдолг, не превышающий 60% ВВП. Среднее значение совокупного государственного долга к мировому ВВП составило при этом 80%.

Среди всех стран наибольший по абсолютному размеру государственный долг имеют США - около 21 трлн долларов. Однако в относительном выражении к ВВП самый крупный долг имеет Япония - 235%.

Количественное распределение стран мира по уровню государственного долга в % к ВВП в 2015 и 2018 годах

оличественное распределение стран мира по уровню государственного долга

Ситуация в России. За последние 10 лет прослеживается умеренный рост совокупного объема государственного долга Российской Федерации с нарастанием его темпов начиная с 2014 года. Это связано с ухудшением мировой конъюнктуры на сырьевых рынках, началом торможения российской экономики, постепенным исчерпанием суверенных резервов и необходимостью финансировать дефицит федерального бюджета. С 2013 по 2017 год государственный долг увеличился на 3,7 трлн рублей, или на 3,6 п.п. к ВВП.

Государственный долг РФ 2010 – 2021 гг.

Государственный долг РФ 2010 – 2021 гг.

Тенденция к росту сохраняется даже в периоды утверждения федерального бюджета с профицитом. Более того, этот рост с 2018 года имеет ускоренную динамику. Согласно федеральному закону "О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" государственный долг вырастет на 5,4 трлн рублей (на 3% к ВВП). Причиной такого роста является необходимость расширения финансирования национальных проектов за счет государственных займов, а не за счет дополнительных нефтегазовых доходов, создающих этот профицит. Это обусловлено действующим бюджетным правилом, которое используется при составлении и исполнении федерального бюджета.

Несмотря на рост государственного долга, общая долговая нагрузка Российской Федерации остается на безопасном уровне (менее 20%).

Основные показатели долговой нагрузки Российской Федерации в 2016–2021 годах

Наименование показателя

2016

2017

2018
(оценка)

 

 

2019
(прогноз)

 

2020
(прогноз)

 

2021
(прогноз)

 

Пороговое значение

 

Государственный долг РФ, % ВВП

12,9

12,6

13,6

 

 

14,9

 

15,9

 

16,5

 

<50%

 

Доля государственного внутреннего долга в общем объеме госдолга РФ, %

72,0

75,2

71,4

 

 

73,8

 

76,6

 

77,7

 

>50%

 

Доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов федерального бюджета, %

3,8

4,3

4,7

 

 

4,7

 

5,2

 

5,8

 

<10%

 

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам федерального бюджета, %

9,2

9,6

8,0

 

 

9,9

 

9,0

 

10,1

 

<10%

 

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг, %

1,4

1,8

1,4

 

 

2,1

 

1,7

 

0,7

 

<25%

 

Прогноз на 2019–2021 годы. Российская Федерация будет иметь значительный запас как по объему государственного долга, так и по возможностям его погашения и обслуживания. Рост долга будет происходить преимущественно за счет внутренних займов, что снижает валютные риски для суверенного заемщика и экономики в целом. Одновременно в два раза сократится отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг.

Сохранение долговой нагрузки федерального правительства на безопасных уровнях является одним из преимуществ бюджетной системы РФ в период нарастающих внутренних и глобальных рисков. Это позволяет Российской Федерации сохранять значительный запас как по объему государственного долга, так и по возможностям его погашения и обслуживания, а также дает возможность в случае возникновения трудностей с привлечением необходимой суммы государственных займов на внутреннем рынке компенсировать дефицит ресурсов с внешнего рынка заимствований.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Чалова Алла
Чалова Алла
доцент кафедры финансов и цен
РЭУ им. Г.В. Плеханов
участник рейтинга
и оцените материал  
2 пользователя оценили материал на 3,5.
В мой блог
и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
20.03 14:05
JPP:
Интересная статья, но слишком осторожная.
Внешний долг в современной цифровой экономике - это всего-лишь такая институция развития лидирующих стран.
Мировое экономическое хозяйство переходит в новую фазу в которой прежние институции, или не работают вообще, или просто пробуксовывают. Это новая фаза развития капитала, который всё более субъективизируется и выстраивает интернациональную полигональную сетевую структуру в которой долговая нагрузка развитых стран перераспределяется на развивающиеся страны.И при всеобщей цифровизации мировой экономики, развивающие страны станут безвозвратно экономическими колониями.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Победитель ЧМ2019 по хоккею
на 26 мая
Решение ЦБ РФ по ставке
на 14 июня
Курс доллара к рублю
на 28 июня