еще
*1945
Бесплатно по РФ для МТС, Билайн, МегаФон и Tele2
Чат со специалистом:
Звонок с сайта  
  • Про рынок
  • Брокерские услуги
  • Банк
  • Управление активами
  • Форекс
  • Обучение
  • О компании

Меню

 
 

Доходы бюджета растут, несмотря на пандемию

Бюджет

По предварительным данным Минфина, за январь-сентябрь 2021 г. доходы федерального бюджета составили 17,9 трлн руб. – на 36% больше, чем за аналогичный период 2020 г.  Нефтегазовые доходы бюджета выросли за три квартала на 60%.

Восстановление  экономики, высокие  цены  на  нефть,  постепенное  ослабление ограничений на добычу нефти в рамках сделки ОПЕК+, слабый обменный курс, быстрый рост импорта, ускорение инфляции  –  все эти факторы обусловили высокий уровень доходов федерального бюджета в январе-сентябре 2021 г.

Расходы федерального бюджета по сравнению с достаточно высокими уровнями 2020 г. увеличились на 11%.  Сократились расходы на межбюджетные трансферты  – при незначительном их росте на социальную политику и здравоохранение.  Под влиянием опережающего  роста  доходов  в  первом  полугодии  сформировался  бюджетный профицит  в  размере 1,6%  ВВП. В  нынешней ситуации  очевидно,  что  плановые проектировки по расходам бюджета будут пересмотрены в сторону увеличения. 

В январе-сентябре 2021 г. доходы федерального бюджета (год к году) заметно увеличились как в абсолютном выражении, так и по отношению к ВВП (см. рис. 1).

Рис. 1. Доходы, расходы и баланс федерального бюджета за январь-сентябрь 2011–2021 гг., в % к ВВП

Доходы, расходы и баланс федерального бюджета за январь-сентябрь 2011–2021 гг., в % к ВВП

Источник: Минфин, Росстат, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Существенно выросли как нефтегазовые, так и ненефтегазовые доходы. 

В  январе-сентябре  2021  г. средняя цена на нефть марки Urals  составила 66,1  долл./барр.; год назад аналогичный показатель едва достигал 40 долл./барр. Рост мировых цен на нефть стал основным фактором увеличения нефтегазовых доходов федерального бюджета (год к году)  в 1,6 раза.  Другим фактором этого роста стало изменение обменного курса рубля к доллару с 70,57  руб./долл. за три квартала 2020 г. до 74 руб./долл. в текущем году.

Физические  объемы  добычи  нефти  в  январе-сентябре  2021  г.  были  примерно  равны прошлогодним показателям;  по газу этот показатель вырос на 14%. Таким образом,  рост добычи  углеводородов  также  можно  отнести  к  числу  факторов  роста  нефтегазовых доходов. 

Рис. 2. Цены на нефть марки Urals в 2020 и 2021 гг., долл./барр

Цены на нефть марки Urals в 2020 и 2021 гг., долл./барр

Источник: Минфин, Росстат, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Поступления в  федеральный бюджет ненефтегазовых  доходов  в первом полугодии 2021 г. выросли  (год  к  году)  на  25%. Основным  драйвером  такого  роста  стало  увеличение поступлений  внутреннего НДС  и  НДС  на  ввозимые  товары  на  34% (!). Быстрый  рост внутреннего НДС связан с восстановительным ростом экономики (в соответствии с ОНБП на 2022–2024 гг. рост ВВП в 2021 г. составит 4,2%), а также перегревом потребительского сектора экономики и ростом  инфляции  (среднегодовая инфляция, по нашим оценкам,  в 2021 г. составит 6,4%). 

На темпы роста НДС на ввозимые товары оказал влияние рост импорта: по оценкам ЦБ РФ, стоимостной объем товарного  импорта  за три квартала 2021 г. вырос (год к году) на 29%.

Дополнительным фактором увеличения НДС на импорт стало номинальное ослабление рубля. Эти же факторы обусловили увеличение поступления ввозных пошлин на 30%.  Поступления по налогу на прибыль (год к году) выросли на 31%;  такой рост частично обусловлен низкой базой 2020 г., частично – ростом экономики, выводящим ее на уровень более высокий, чем в 2019 г.

Существенный рост основных видов налогов, формирующих ненефтегазовые доходы в 2021 г. в номинальном выражении не только по отношению к 2020 г., но и к докризисному 2019 г., характеризуется рис. 3.

Рис. 3. Темпы прироста налоговых поступлений по основным видам налогов, формирующим доходы федерального бюджета в 2020 и 2021 гг.

Темпы прироста налоговых поступлений по основным видам налогов, формирующим доходы федерального бюджета в 2020 и 2021 гг.

Источник: Минфин, Росстат, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

В  соответствии  с ОНБП на 2022–2024 гг., доходы федерального  бюджета в  2021 г. превысят запланированные значения  на 27%.

Исполнение бюджета за три  квартала  дает основания полагать, что эта (достаточно высокая) оценка  занижена: превышение  вполне может составить 35–36%.

Расходы  федерального бюджета  за  январь-сентябрь  2021 г. составили  16,5 трлн руб.; в номинальном выражении  их  прирост (год  к  году) составил 10,8%,  при  этом  доля расходов  в  ВВП сократилась с 19,6% в 2020 г. до 18,3% в 2021 г.  (см. рис. 1).  По отношению к 2021 г.  в абсолютном выражении  выросли все виды расходов, за исключением межбюджетных трансфертов  общего  характера  (см.  рис.  4). Последние  сократились  на  22%  за  счет уменьшения дотаций, связанных с экстренной поддержкой регионов в период пандемии в 2020 г. Можно отметить увеличение расходов на национальную экономику на 33%, на образование – на 16,5%. Достаточно скромно по сравнению с 2020 г. увеличились расходы на  здравоохранение  и  социальную  политику (соответственно  на  4,6 и  5,1%),  что обусловлено их прошлогодним высоким уровнем.

Рис. 4. Темпы прироста расходов федерального бюджета за январь-сентябрь 2021 г. по отношению к январю-сентябрю 2020 г., в %

Источник: Минфин, Росстат, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Положительный баланс федерального бюджета за январь-сентябрь  2021 г. составил 1,4 трлн руб.  В  соответствии с  бюджетными правилами,  в  январе-сентябре  2021 г. дополнительные  нефтегазовые  доходы  бюджета  направлялись  на  валютный  рынок (напомним, что в 2021 г. базовые месячные объемы нефтегазовых доходов определяются без учета сокращения нефтедобычи в соответствии  со сделкой ОПЕК+, что уменьшает объемы дополнительных нефтегазовых доходов).  По  данным Минфина РФ, за первые  три квартала 2021  г.  на приобретение валюты было направлено 1,8  трлн руб.;  эти ресурсы не использовались для финансирования  бюджетных расходов. Недостаток средств, который можно  оценить  в  325 млрд  руб.,  был  с  лихвой  перекрыт  за  счет  размещения государственных ценных бумаг в объеме 1,7 трлн руб., что примерно соответствует 65% от планового размещения бумаг в 2021 г. Эти операции позволили Минфину РФ существенно нарастить остатки на счетах, помимо средств на пополнение ФНБ. 

При наличии значительных незапланированных доходов, в том числе ненефтегазовых, Министерство финансов имеет большие возможности для маневра. Речь может идти о сокращении плана по заимствованиям в 2021 г.  (и  соответственно,  о более медленном наращивании  государственного  долга),  а также  о финансировании дополнительных расходов за счет остатков средств на счетах. В условиях обострения эпидемии коронавируса наиболее  актуальным  представляется вариант  увеличения  бюджетных  расходов по сравнению с запланированными  –  а  именно,  расходов на здравоохранение, социальную политику и межбюджетные трансферты.  С  помощью расходов на социальную политику и межбюджетные трансферты можно  компенсировать  потери  регионам,  вводящим локдауны с различной степенью ограничений.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Чернявский Андрей
Чернявский Андрей
ведущий эксперт
Институт "Центр развития" НИУ ВШЭ
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Ключевая ставка ЦБ
на 31 декабря