Меню

 
 

Что ждет туристический рынок?

Инна Бельтюкова

Инна Бельтюкова, председатель совета директоров "ИННА ТУР"

– Какие фундаментальные перемены произошли в туристическом бизнесе в последние годы?

– Драйвером революционных изменений мировой туриндустрии, произошедших в последние годы, стало активное развитие цифровых технологий. Ключевые тенденции развития туристического рынка – глобализация бизнеса и активное развитие транснациональных интернет-ресурсов. Меняется структура и функциональное значение каналов продаж туристических услуг. Происходит сближение поставщиков туристических услуг (отелей, авиакомпаний) и потребителей – все стараются избавиться от посредников, оптимизировать свои затраты на дистрибуцию, взрастить собственную лояльную клиентскую базу.

Если подробно коснуться темы перемен в турбизнесе, то я выделила бы следующие моменты:

1. Усиливается конфликт интересов между поставщиками и дистрибьюторами туруслуг в борьбе за клиента. Например, авиакомпании отменяют агентские комиссии, развивают программы лояльности для клиентов, повышающих привлекательность прямого бронирования, что устойчиво активизирует бронирование авиабилетов на сайтах авиакомпаний. У некоторых перевозчиков объем прямых продаж сегодня уже превышает 50%, не говоря о лоукостерах, деятельность которых не зависит от участия агентов.

2. Авиакомпании создают собственных виртуальных туроператоров на основе технологии динамического пакетирования своих перелетов с отелями, глобальными агрегаторами услуг размещения. Возможно, стоит подробнее остановиться на самом понятии "динамическое пакетирование", тоже сравнительно недавно появившемся в российской туротрасли. "Динамическое пакетирование" – это технология формирования и дистрибуции турпродукта в онлайн-режиме путем одновременного прямого обращения к ресурсным системам отелей, авиакомпаний, агрегаторам туруслуг. При наличии пустых кресел авиакомпании имеют возможность в составе динамических пакетов вести продажу по таким тарифам, которые значительно ниже не только опубликованных в системе, но и чартерных. Это обеспечивает большую коммерческую гибкость, стимулирует глубину продаж и повышает доходность перевозок. В то же время агрессивно демпинговые цены авиакомпаний остаются закрытыми для конкурентов и пассажиров, не порождают конфликта интересов с традиционными каналами сбыта, не наносят удара по бренду.

3. Бизнес классических туроператоров устойчиво превращается в зону убыточности, низкая доходность туроператорской деятельности не позволяет балансировать риски, связанные с перепроизводством турпродукта. Идет значительное сокращение объема чартерных и блок-чартерных перевозок. Многие туроператоры полностью отказались от производства оптового турпродукта, уступив позиции немногочисленным лидерам рынка. Сохранили заметные позиции только те, кто имеет собственные авиакомпании или эксклюзивные условия на перевозку от системообразующего партнера-перевозчика, заинтересованного в долгосрочных отношениях.

Существенные изменения в отношениях с туроператорами происходят и в гостиничном бизнесе. Если раньше оптовики, которые брали блоки мест, обеспечивали основную дистрибуцию большинства курортных отелей, то сегодня бронирование мест в отелях на 70–80% идет через онлайн-агрегаторы. Отели, так же как и авиакомпании, усиленно стимулируют рост прямых продаж.

4. Глобальными дистрибьюторами туруслуг становятся метапоисковики, некоторые из них начинают участвовать в расчетах между клиентами и поставщиками, превращаясь в маркетплейсы.

5. Появляются новые непрофильные дистрибутивные каналы, такие как банки, информационные порталы. Крупные банки, обладающие значительной клиентской базой, создают цифровые потребительские платформы, в которых одной из основных подсистем является сервис по бронированию туристических услуг.

Самые разнообразные интернет-ресурсы, имеющие собственную лояльную аудиторию, стремятся диверсифицироваться и расширяют продуктовую линейку для своих клиентов, размещают на своих порталах тревел-сервисы. Происходит вытеснение с рынка традиционных дилеров туруслуг. Ежегодно закрываются тысячи турагентств.

Корпорации, крупные компании в рамках социальных программ для своих сотрудников создают аффилированные структуры, обеспечивающие организацию не только деловых поездок, но и личный отдых сотрудников.

– Какова динамика спроса на услуги туроператоров? Как изменились на рынке потребительские предпочтения?

– Два основных потребительских тренда последнего времени – персонификация отдыха и уход туриста в интернет. За минувшие 5–7 лет 70% пассажиров ушли из авиакасс приобретать билеты в интернете, используя многочисленные онлайн-ресурсы и сайты авиакомпаний. Аналогичный процесс начался среди туристов.

Все больше и больше путешественников хотят организовывать отдых самостоятельно. Все меньше любителей групповых путешествий. Клиенты, моложе 30 лет, совсем не пользуются услугами турагентств. По данным туроператоров, от 10 до 20% туров продается на их сайтах в режиме B2C. И эта цифра ежегодно растет, что является прямой угрозой для классических турагентств, которые живут на продажах чужого турпродукта. С 2018 года узаконена электронная путевка, снимающая формальные тормоза по уходу турбизнеса в интернет. ОТА (онлайн-тревел-агенты) увеличили продажи за последние два года в 10–20 раз. На сегодняшний день это наиболее технологичные, с точки зрения юзабилити, участники туристического рынка.

Клиент потянулся в интернет и начинает доверять организацию поездок онлайн-сервисам. Развитие онлайн-технологий и соответствующих предложений активизирует спрос, формирует потребительские привычки. Как говорят, двигатель прогресса – жадность и лень – все хотят, во-первых, низкие цены, а во-вторых, удобный, быстрый и надежный сервис. Поэтому с развитием технологий количество желающих экономить время и деньги, а также использовать соответствующие онлайн-ресурсы будет только расти.

– Как в условиях роста туристических онлайн-сервисов нужно действовать туроператорам, чтобы не потерять долю рынка?

– Российский рынок всегда повторяет с некоторым опозданием тенденции европейского. Там практически все ключевые классики, такие как TUI, FTI, Thomas Cook Group и др., давно сделали одноименные бренды с приставкой "X", символом динамического продукта. Это компании динамического пакетирования, которые формируют и продают онлайн-пакеты. На Западе есть четкое понимание, что за этим будущее. Когда четыре года назад в России появилась первая платформа динамического пакетирования туруслуг BOOKINNA, большинство профессиональных участников рынка плохо понимали преимущества новой технологии. Сегодня я не знаю ни одного серьезного туроператора, который не пытался бы реализовать динамическое пакетирование. Это не только уход от высокорискового чартерного продукта, но и расширение географии предложений, повышение надежности и конкурентоспособности предоставляемых услуг.

Маржинальность в классическом туроператорском бизнесе ±3% не всегда позволяет покрывать риски, которые регулярно возникают на нерегулируемом рынке, зависящем от множества факторов (политических, климатических и пр.). Поэтому легче соотношение спроса и предложения балансировать самим поставщикам – авиакомпаниям, отелям, у которых гораздо больший арсенал для коммерческой гибкости, больше источников компенсации специальных дешевых тарифов

Доходность отельного бизнеса гораздо выше туроператорского. Например, отели Вьетнама на протяжении достаточно длительного времени держали тарифы для наших динамических пакетов на 90% ниже опубликованных. Объяснялось это тем, что в период низкого спроса им выгодно привлекать клиентов, чтобы сохранять в тонусе штат, инфраструктуру. Туристы оставляют деньги в барах, на пляже и т. д. Но открыто демонстрировать рынку подобные скидки В2В- и В2С-отели себе не позволяют.

– Насколько туризм можно назвать технологическим бизнесом?

– Зависимость участников туристического рынка от технологий гипертрофированно усиливается. Дистрибуция определяется уровнем интегрированности участников рынка в глобальные сети, одной из которых является Peakwork. Это международная информационная среда, обеспечивающая единый стандарт обмена данными абсолютно всем мировым поставщикам туруслуг и дистрибьюторам, среди которых Google, Kayak, Sabre, Expedia, TUI, Tomas Сook, FTI, Booking, KIWI, Hotelbeds и еще более 300 брендов. Каждый участник мирового туристического рынка получает уникальную возможность взаимодействовать со всеми партнерами сети Peakworк – всемирно признанным лидером цифровых технологий в туриндустрии. Peakworк стала первой и пока единственной в мире сетью, которая реализовала глобальную "децентрализованную" базу данных предложений поставщиков туруслуг, имеющую идеальное качество как с точки зрения актуальности и скорости выдачи, так и логики поиска. Идеальное решение, оптимизирующее бюджет и временные затраты клиента. Сейчас идет активный процесс интеграции участников российского туристического рынка в международное технологическое пространство Peakwork.

– Акции крупных туристических мировых компаний с высокой капитализацией довольно популярны у инвесторов и показывают впечатляющую динамику. За счет чего эти компании (Expedia, Booking, Thomas Cook, Priceline и др.) сохраняют популярность у путешественников и инвесторов?

– Если сравнивать капитализацию классических туркомпаний (TUI и Thomas Cook) и новых технологических цифровых бизнесов (Expedia и Priceline), то, конечно же, эффективность и капитализация последних на порядок выше и продолжает расти. Если говорить про интерес инвесторов к тревел-сегменту, то он, несмотря на регулярные кризисы, продолжает оставаться стабильным. На отдельных рынках бывают спады, но потом, как показывает практика, отложенный спрос быстро возмещает упущенное. Туризм, независимо от политических катаклизмов и других факторов, мощнейший сегмент мировой экономики, он является донором развития целых регионов и стран.

– Верно ли, что традиционные большие туроператоры (Thomas Cook Group, TUI Group) расширяют свой бизнес и становятся не просто туроператорами, но и владельцами отелей, самолетов, пароходов и т. д., то есть не теряют свою долю рынка за счет опыта и роста в целом операций в турбизнесе?

– Я бы не сказала, что это какая-то новая тенденция. Диверсифицированность бизнеса была и остается одним из главных преимуществ исторических лидеров мирового турбизнеса. Это вертикально интегрированные холдинги, предприятия которых предоставляют всю сервисную цепочку, от поставщиков туруслуг до дистрибуции, что обеспечивает конкурентоспособность, устойчивость и высокие стандарты сервиса таких систем. Собственные авиакомпании, гостиницы, автотранспорт были и остаются атрибутами взрослого туроператорского бизнеса.

– Каким вы видите туристический рынок через 10 лет? Не уйдет ли весь туристический сервис в онлайн? Что наверняка останется?

– Заглядывая вперед, можно прогнозировать, что завтрашний В2С-рынок будет в руках глобальных метапоисковиков и потребительских цифровых платформ, располагающих мощными финансовыми и маркетинговыми ресурсами, в том числе арсеналом инструментов Big Data. Обрабатывая миллионы обращений в секунду, они обеспечат персонификацию сервисов и максимально возможный ассортимент предложений для клиента. Основными маркетплейсами туруслуг, я думаю, будут Google, Яндекс, Экосистема Сбербанка. Технологические туристические стартапы сосредоточат усилия на реализации узкоспециализированных сервисных задач. Самые успешные проекты будут поглощаться гигантами. Сохранят присутствие специализированные ОТА-ресурсы с правильным тематическим позиционированием. Туроператоры будут все больше уходить в В2С-рынок, сохраняя позиции на эксклюзивных продуктовых опциях. Чтобы противостоять конкуренции с маркетплейсами, туроператоры будут объединять свой турпродукт с предложениями сегодняшних конкурентов. Все будут продавать всё с приоритизацией собственного контента. За традиционными участниками розничного рынка сохранятся нишевые сегменты и организация сложных индивидуальных программ путешествия, требующие участия эксперта. Персональное общение с опытным специалистом для многих туристов пока сохраняет свою актуальность, но, чтобы контакт не ограничивался бесплатной консультацией, менеджеры турагентств должны быть вооружены конкурентоспособными, ассортиментными предложениями, что подразумевает использование глобальных ресурсных цифровых платформ. Агентства будут развивать дополнительные сервисы и соответствующие компетенции, например, персональное технологичное постпродажное сопровождение клиента.

Основные консолидаторы агентских сетей станут динамическими туроператорами и будут выполнять функцию правового и финансового адаптера турагентств в использовании международных дистрибутивных систем, объединяющих "всемирный турпродукт".

Развитие цифровых технологий усилит последующее сближение поставщиков и клиентов. Самыми востребованными в перспективе останутся технологические компании, обеспечивающие бронирование туруслуг и соответствующие взаиморасчеты. Глобальные дистрибутивные системы, такие как Amadeus, Saybre, "Сирена", будут диверсифицироваться, выходя за периметр авиабизнеса, выстраивая В2В-маркеты туристических услуг для агентов, корпоративных клиентов и новых непрофильных дистрибутивных партнеров, располагающих собственной клиентской базой.

– Говорят, китайская туриндустрия на подъеме. Согласно исследованию WTTC, за прошлый год Поднебесная увеличила турпоток на 9,8%. Ясно, что это следствие двух факторов - огромное население и рост уровня благосостояния. В целом есть какие-то интересные моменты, наблюдения по этому поводу? Какие-то новые тенденции китайцы привносят на рынок?

– В конце 1990-х все европейские бутики и дорогие рестораны заговорили на русском. Очень скоро, вслед за международными аэропортами, вся мировая туриндустрия "заговорит на китайском". В течение 10 лет китайский турпоток займет первую позицию на всех направлениях массового спроса, китайцы станут самой путешествующей нацией в мире.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Бельтюкова Инна
Бельтюкова Инна
председатель совета директоров
"ИННА ТУР"
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 28 сентября
Сбербанк АО
на 1 октября
Tesla
на 8 октября