В фокусе рынка тема торговых противоречий

Настроения на глобальных площадках остаются весьма негативными. Обострение взаимной риторики между США и Китаем по теме торговли остается источником беспокойства для рынков. Доминирующий на рынках слабый аппетит к рисковым активам проявляется в снижении основных фондовых индексов в рамках последних двух недель. При этом доходности американских казначейских облигаций перешли к резкому снижению с начала мая, подчеркивая переток капиталов в более надежные активы. Кривая доходности в США стала еще более инвертированной (доходности 10-летних бумаг опустились ниже, чем доходности 3-месячных бумаг), сигнализируя о рисках наступления рецессии в экономике США на горизонте полугода. Участники рынка ожидают от ФРС смягчения политики на фоне сигналов о постепенном замедлении экономической активности в США. На данный момент вероятность снижения ключевой ставки до конца года оценивается рынком в 96%, а уже на июльском заседании вероятность снижения ставки выше 50%.
Текущая неделя будет достаточно богатой на события. Ключевым событием станет заседание ЕЦБ (в четверг). Макроданные, опубликованные с прошлого заседания, указывают на то, что европейская экономика, вероятно, постепенно нащупывает дно. ЕЦБ может пообещать сохранить ставки на текущем уровне и в первой половине 2020 года (на предыдущих заседаниях ЕЦБ обещал сохранить ставки на текущих -0.4% по крайней мере до конца 2019 года). Проблемы европейской экономики уже достаточно существенно отражены в текущей стоимости пары EURUSD, поэтому заседание ЕЦБ вряд ли существенно изменит текущий уровень в паре (1.119), однако слабость европейской экономики продолжит препятствовать восстановлению европейской валюты. В США предстоят многочисленные выступления представителей ФРС, в которых рынки будут пытаться прочесть сигналы о том, насколько высоки, по мнению, ФРС, риски замедления для американской экономики. Публикуемые в пятницу данные по рынку труда могут показать замедление роста новых рабочих мест. Совокупно риторика ФРС, данные по рынку труда и индексы деловой активности PMI и ISM в непроизводственном секторе могут сохранить печальные настроения на рынках.
Нефтяные котировки, ранее сохранявшие устойчивость, несмотря на снижение цен основных рисковых активов, потеряли почти 12% за последние 3 торговые сессии. Нефть фактически догнала динамику прочих рисковых активов (график 1). Опасения относительно устойчивости темпов роста мировой экономики остаются ключевым источником негативных настроений на нефтяном рынке.
Динамика нефти и различных классов рисковых активов
Рубль удивительно слабо (-1% за последние 3 торговых сессии) реагирует на продолжающееся ухудшение внешнего фона и на резкое снижение цен на нефть. Тем не менее негативные настроения на глобальных площадках делают российскую валюту весьма уязвимой.. Ситуация напоминает декабрь прошлого года, когда рубль практически не реагировал на падение нефти с 85 до 60 долл./бар., но затем за 2 недели ослаб на 5% (с 66.3 до 70 рублей в паре с долларом), когда цены на нефть ушли ниже отметки 60 долл./бар. (График 2). При дальнейшем доминировании на глобальных рынках негативных настроений и при дальнейшем ухудшении аппетита к рисковым активам на фоне эскалации торговой войны риски для рубля весьма высоки. Они особенно актуальны на горизонте июня, пока США и Китай находятся в активной фазе обмена взаимными угрозами и не спешат вернуться за стол переговоров.
Рубль может слабеть заметнее в паре с долларом, чем с евро, учитывая довольно ограниченные перспективы восстановления европейской валюты. Риском для рубля остается и сохранение рекордного количества длинных спекулятивных позиций в рубле, которые в случае резкого ухудшения настроений могут приводить к появлению значительного в моменте спроса на рубль, создавая давление на российскую валюту.
Открытые спекулятивные позиции в рубле
Объявление объема покупок валюты Минфином в июне (в среду) вряд ли существенно повлияет на динамику курса рубля. Актуальным для рубля остается коридор 65-66 в паре с долларом и 72-73 в паре с евро, при этом риски смещены в сторону ослабления.