Как относиться к планам Минфина РФ по повышению налогов?

Чернявский Андрей
ведущий эксперт Институт "Центр развития" НИУ ВШЭ
Как известно, в настоящее время Минфин России планирует с 2015 года ввести региональный налог с продаж, с 2016 года повысить ставку обязательных страховых взносов на высокие зарплаты для покрытия дефицита ФОМС, а с 2019 года повысить ставки НДС и НДФЛ. Как реализация планов по повышению налогов повлияет на показатели налоговой нагрузки?
Расчет налоговой нагрузки на основе налоговых и неналоговых доходов бюджетной системы России в 2011-2013 гг. представлен в таблице 1. Для оценки тяжести налогового бремени в России сравним российские показатели с аналогичными показателями для стран ОЭСР.
В настоящее время средние по странам ОЭСР показатели налоговой нагрузки доступны только за 2011 год. Налоговая нагрузка в России в 2011 г. была выше средних показателей ОЭСР и сравнима с налоговой нагрузкой ряда стран Западной и Центральной Европы (Чехией, Германией, Исландией, Словенией, Великобританией). В некоторых развитых европейских странах, в особенности, в скандинавских, налоговая нагрузка заметно выше, чем в России. В странах Восточной и Южной Европы (Польше, Испании, Португалии) она ниже, и наконец, в странах "тихоокеанского" региона и странах ОЭСР она заметно ниже. В последнюю группу стран входят как развитые страны (США, Австралия, Канада), так и развивающиеся страны (Мексика, Чили, Турция). Например, в Турции налоговая нагрузка почти на 10 п.п. ниже, чем в России, в Мексике - практически в два раза.
Таблица 1. Соотношение налоговых и неналоговых поступлений и ВВП, в % 2011
2011 | 2012 | 2013 | |
---|---|---|---|
Доходы бюджетной системы, всего | 36,6 | 36,7 | 35,8 |
Налог на прибыль организаций | 4,1 | 3,8 | 3,1 |
Налог на доходы физлиц | 3,6 | 3,6 | 3,7 |
НДС | 5,8 | 5,7 | 5,3 |
Акцизы | 1,2 | 1,3 | 1,5 |
Налоги на совокупный доход | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Налоги на имущество | 1,2 | 1,3 | 1,3 |
НДПИ | 3,7 | 4 | 3,9 |
Госпошлина | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Доходы от ВЭД | 8,3 | 8 | 7,5 |
Доходы от исп. имущества | 1,2 | 1,3 | 1 |
Платежи при пользовании ПР | 0,2 | 0,2 | 0,4 |
Доходы от оказания платных услуг | 0,4 | 0,3 | 0,3 |
Страховые взносы | 6,3 | 6,6 | 7 |
Источник: Минфин РФ
За период 2011-2013 гг. уровень налоговой нагрузки в России изменился незначительно при заметных структурных изменениях. В 2013 г., по сравнению с 2011 г., заметно сократилась доля налога на прибыль в ВВП, почти на процентный пункт. Стагнация в экономике привела к росту числа убыточных предприятий. В формировании общей величины налоговой нагрузки сократилась также доля НДС и доходов от ВЭД при относительном росте поступлений от НДПИ и страховых взносов.
Уровень налоговой нагрузки в России неравномерно распределен по отраслям экономики. В нефтегазовом секторе он существенно выше. По нашей оценке, налоговая нагрузка в ненефтегазовом секторе экономики в 2011-2013 гг. составляла около 29% ВВП.
Как изменится налоговая нагрузка при реализации всех планов по повышению налогового бремени - введении налога с продаж, повышении ставок НДС и НДФЛ соответственно до 20 и 15% и расширении налоговой базы по страховым взносам в ФОМС? Соответствующие расчеты на базе 2013 г. отражены в таблице 2. Как видно из данных таблицы, налоговая нагрузка при осуществлении налоговых новаций Минфина растет на 1,7%; по условиям 2013 г. налоговая нагрузка составила бы 37,5% (при расчете этого показателя "традиционным" способом). Если отказаться от планов введения налога с продаж и ограничиться только увеличением НДС, налоговая нагрузка возрастет "всего" на 0,6%.
Таблица 2. Увеличение налоговой нагрузки при планируемом Минфином повышении налогов, в % ВВП
Доходы всего | 1.70 |
---|---|
Налог на доходы физлиц | 0,56 |
НДС | 0,58 |
Страховые взносы | 0,3 |
Налог с продаж | 0,26 |
Источник: Минфин РФ
Как относиться к планам Минфина по повышению налогов? Конечно, повышение налогов ведет к замедлению темпов роста, и, заодно, к снижению конкурентоспособности экономики. Но с другой стороны, повышение налогов позволяет сократить бюджетный дефицит, увеличить расходы или, по крайней мере, не заниматься нудным и неперспективным повышением эффективности расходов. Ну а нашей конкурентоспособности в свете международных санкций вообще мало что угрожает. В общем, есть над чем подумать.
Соотношение налоговых и неналоговых поступлений и ВВП по странам ОЭСР в 2011 г., в %

Источник: Минфин РФ
Все публикации про
Сценарии и прогнозы