Меню

 
 
facebook
вконтакте

Лидеры еврозоны больше не могут затягивать решение назревших проблем

Наиболее благоприятный сценарий развития событий: умеренный спад экономики в 2012 году и медленное восстановление в 2013 году.

Обсуждаемые шаги должны включать меры по стимулированию экономического роста, но не в ущерб стабильности бюджетной системы.

Экономический разрыв между двумя группами стран внутри еврозоны продолжает нарастать.

Несмотря на то, что формирование нового правительства Греции позволило в некоторой степени сгладить опасения относительно распада зоны евро, летний выпуск экономического прогноза для стран еврозоны, подготовленного компанией "Эрнст энд Янг", показывает, что в ближайшие шесть месяцев следует ожидать ухудшения ситуации в европейской экономике, за которым при благоприятном развитии событий последует вялое восстановление в 2013 году. При этом существует немало рисков, вследствие которых реальность может оказаться хуже прогноза, особенно, если политические лидеры стран еврозоны, встреча которых должна состояться на этой неделе в Брюсселе, не смогут согласовать взаимоприемлемую стратегию дальнейших действий.

Марк Отти, управляющий партнер "Эрнст энд Янг" по региону EMEIA (Европа, Ближний Восток, Индия и Африка), считает: "Любое восстановление экономического роста зависит от способности политических и финансовых руководителей стран еврозоны в течение последующих нескольких недель взять инициативу в свои руки, чтобы предотвратить ухудшение ситуации в Испании, Италии и Греции. Им необходимо проявить гибкость и истинно лидерские качества, чтобы перейти к решительным действиям, а не затягивать решение назревших проблем в ожидании, что они исчезнут сами по себе. При всей трудности этой задачи, необходимо найти сбалансированный подход, который сочетал бы меры по стимулированию роста одновременно с политикой жесткой экономии".

Прогноз подготовлен на основе предположений о том, что Греция продолжит реализацию программы жесткой экономии, а другие участники зоны евро, в частности Испания и Италия, смогут в дальнейшем избежать серьезных финансовых потрясений. В этом случае нежелание принимать на себя риск, наблюдающееся сейчас на финансовых рынках, а также в среде бизнеса и у населения, начнет ослабевать ближе к концу 2012 года, хотя в целом по итогам года в зоне евро ожидается сокращение объема промышленного производства на 0,6%. При любых обстоятельствах, учитывая многочисленные негативные факторы, экономика еврозоны в 2013 будет восстанавливаться медленно и, предположительно, вырастет на 0,4%.

В 2014 году по мере постепенного отхода от жесткой бюджетной политики и ускорения роста мировой экономики прогнозируется рост экономики еврозоны на 1,7%, а в 2015 и 2016 годах - на 2%.

Темпы роста отдельных стран региона сильно различаются, отражая усиливающийся экономический разрыв между наиболее сильными, преимущественно северными, странами еврозоны и их южными соседями. Заметная разница в экономических показателях была впервые отмечена нами в экономическом прогнозе по странам еврозоны, подготовленном полтора года назад, и с тех пор этот разрыв увеличивается все быстрее. И хотя некоторые наиболее сильные страны еврозоны избежали рецессии в текущем году и планируют достичь умеренного роста в следующем году, прогноз для периферийных стран не предполагает возобновление экономического роста вплоть до 2014 года. При этом в периферийных странах безработица, особенно среди молодежи, достигла такого уровня, который представляет потенциальную угрозу общественной стабильности.

Мари Дирон, старший консультант по экономическим вопросам при подготовке экономического прогноза "Эрнст энд Янг" для стран еврозоны, считает: "Финансовым и политическим руководителям стран зоны евро необходимо сейчас действовать более решительно и целенаправленно, чем они готовы были это делать в последние два года. Время дебатов истекло; назрела неотложная необходимость начать принимать меры прямо сейчас на открывающемся саммите лидеров европейских стран".

Греция остается в еврозоне В результате только что прошедших выборов в Греции была сформирована правящая коалиция с участием партий, которые поддерживают программу мер, согласованную с МФВ и ЕС. Однако партии, выступающие против условий предоставления финансовой помощи, также получили значительное число голосов; поэтому сохраняется значительный риск того, что трудности, связанные с реализацией мер, направленных на укрепление бюджетной системы и реформирование экономики Греции, окажутся настолько велики, что в результате приведут к ее выходу из зоны евро. Несмотря на возрастание в последние месяцы риска распада еврозоны, экономический прогноз построен на основе допущения о сохранении ее текущей структуры.

Мари Дирон полагает, что "если еврозона потерпит неудачу в спасении Греции, то это подорвет уверенность рынка в способности еврозоны спасти других ее участников и приведет к дальнейшему оттоку капитала из таких стран, как Испания, Италия и Португалия. За этим может последовать выход из зоны евро других ее участников и крах единой валюты, что окажет разрушительное воздействие на экономику и социальную сферу входящих в нее стран".

Необходима кардинальная и длительная реструктуризация банковского сектора Реализация Европейским центральным банком (ЕЦБ) второго этапа программы долгосрочного рефинансирования принесла некоторое облегчение, позитивно встреченное рынком, и помогла снизить риск неизбежного кредитного кризиса. Банки отчитались о стабильном соблюдении потенциальными заемщиками установленных для них стандартов кредитоспособности, при этом собственные ликвидные позиции банков и доступ к финансированию также стабилизировались после резкого ухудшения в 2011 году. Однако в начале второго квартала 2012 года спрос на кредиты оставался весьма низким, и, хотя кредитного кризиса удалось избежать, это мало повлияло на желание компаний и потребителей привлекать заемные средства.

Мари Дирон объясняет: "Несмотря на то, что по состоянию на данный момент банки смогли избежать возникновения кредитного кризиса в ближайшем будущем, банковский сектор еврозоны по-прежнему нуждается в кардинальной и длительной реструктуризации, которая на время ограничит объем доступных кредитных ресурсов".

Рост безработицы продолжает отрицательно влиять на экономическую активность Увеличивающийся разрыв в экономических показателях стран еврозоны продолжает усиливать расхождения и на рынках труда. Доля безработных достигла почти 25% в Испании, 22% в Греции и 15% в Португалии, при этом на каждом из этих рынков рост безработицы за последние шесть месяцев составил от 3% до 4%. Это еще более ослабляет внутренний спрос и снижает объемы инвестиций, а также ограничивает способность правительств этих стран выполнять планы по сокращению бюджетного дефицита. В то же время в Германии, Австрии и Нидерландах безработица остается на уровне ниже 6%.

Ухудшение ситуации на рынке труда, низкий рост заработной платы и неопределенность в отношении будущего единой валюты негативно влияют на доверие потребителей. За исключением Германии, население которой, по данным последних исследований, испытывает сдержанный оптимизм, уровень доверия потребителей в странах еврозоны в последние месяцы продолжил снижаться.

Поэтому согласно экономическому прогнозу для стран еврозоны в 2012 году реальные потребительские расходы увеличатся примерно на 0,9% в Германии и лишь на 0,2% во Франции, тогда как в большинстве остальных стран зоны евро они останутся на прежнем уровне или сократятся. С учетом рассеивающихся опасений относительно структуры еврозоны в 2013 году прогнозируется дальнейший рост потребительских расходов в наиболее сильных странах на уровне 1%. Однако расходы домохозяйств в периферийных странах в 2013 году, вероятно, продолжат снижаться и возобновят рост только в 2014 году.

Рост или экономия На фоне этих мрачных и отягощенных рисками прогнозов дебаты относительно выбора политики сместились в сторону того, как обеспечить более активный рост, без которого программы жесткой экономии могут быть в итоге обречены на провал.

Мари Дирон комментирует: "Некоторые предлагают решить проблему выбора между экономией и ростом, безоговорочно приняв один из этих приоритетов, но такой упрощенный подход таит в себе опасности". Учитывая, что банки в странах еврозоны имеют большие объемы суверенных долговых инструментов, между бюджетной стабильностью и стабильностью финансовой системы существует как никогда тесная взаимосвязь. Поэтому поддержание бюджетной стабильности является ключевым компонентом процесса возвращения к нормальному функционированию банковского сектора и обеспечения финансовых ресурсов для инвестиций и роста".

Возможна корректировка отдельных элементов бюджетной политики, которая позволит создать благоприятные условия для роста. На уровне стран можно внести изменения в структуру государственных расходов, чтобы стимулировать рост за счет уменьшения текущих расходов в пользу долгосрочных капиталовложений. Страны, где состояние бюджетной системы является более благополучным, могли бы несколько смягчить параметры своих планов бюджетной консолидации с целью активизации внутреннего спроса, который потянул бы за собой рост деловой активности в других странах. Вторым компонентом стратегии стимулирования роста должно стать расширение торговли с быстроразвивающимися рынками; Германия, в отличие от других участников зоны евро, уже получает выгоду от значительного роста экспорта товаров промышленного назначения в Китай и другие регионы. Перед Италией, Испанией и прочими стоит задача последовать ее примеру. Для обеспечения конкурентоспособности периферийных стран еврозоны Германии, возможно, придется допустить некоторое повышение уровня внутренней инфляции, обусловленной ростом заработной платы и цен. В качестве краткосрочного решения такой подход находит поддержку у политического руководства Германии, но неизвестно, как долго они готовы следовать ему.

В перспективе - трудный год, как минимум, один Прогноз основан на предпосылке о сохранении структуры еврозоны после того, как новое правительство Греции подтвердило намерение выполнять условия договоренностей с МВФ и ЕС, а также построен с учетом ослабления проблем в Испании и Италии; тем не менее, Европу ожидает трудный год. Без восстановления доверия со стороны потребителей и бизнеса и при сохранении во многих странах высокого уровня безработицы прогноз выглядит весьма пессимистично.

В заключение Мари Дирон говорит: "Несмотря на то, что мы ожидаем сохранения структуры еврозоны, риски распада за последний квартал возросли. Поэтому в общих интересах не только не допустить финансовый кризис, но и обеспечить устойчивое возобновление роста в странах еврозоны. Такое изменение политики находит поддержку, но она должна быть основана на продолжении строгого соблюдения бюджетной дисциплины. Для этого всем странам, а не только тем, где кризис проявился особенно сильно, также потребуется принимать трудные решения".

Марк Отти делает следующий вывод: "При всей важности решения краткосрочных проблем еврозоны политикам нельзя упускать из виду более фундаментальные и долгосрочные проблемы. Даже после окончания периода неопределенности и возвращения некоторой стабильности европейцам необходимо будет трезво оценить долгосрочные перспективы европейской экономики. В большинстве стран Европы производительность значительно ниже ее уровня в других регионах мира, а производственные процессы во многом устарели. В сочетании со старением населения это представляет серьезную проблему".

"Еврозона переживает критический момент, от которого зависит ее будущее существование и успех. Ей необходимо креативное мышление, гибкость и ясная позиция ее лидеров и понимание ими того, что их решения имеют последствия для всех жителей Европы".

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Аналитики
Аналитики
Ernst & Young
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог

Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Газпром
на 13 декабря
Курс доллара к рублю
на 30 декабря
Россия на ЧЕ по футболу
на 12 июля