еще
Звонок с сайта Контакт-центр Клиентская поддержка Голосовой трейдинг Банковские карты Чат Форма обратной связи Связаться с пресс-службой
*1945
Бесплатно по РФ для МТС, Билайн, МегаФон и Tele2
Звонок с сайта  
  • Про рынок
  • Брокерские услуги
  • Банк
  • Управление активами
  • Форекс
  • Обучение
  • О компании

Меню

 
 
facebook
вконтакте

TuSimple Holdings Inc. - IPO разработчика беспилотных грузовиков

14.04.2021 13:43  Обзоры и идеи

Инвестиции в инновационную экосистему грузоперевозок на базе технологий искусственного интеллекта

Название компании: TuSimple Holdings, Inc.

Индустрия: транспорт, искусственный интеллект

Регион операций: США

Штаб-квартира: Сан-Диего (Калифорния, США)

Год основания: 2015

Количество сотрудников компании: 839

Дата IPO: 14 апреля 2021 г.

Дата начала торгов: 15 апреля 2021 г.

Биржи: NASDAQ

Тикер: TSP

Диапазон размещения: $35-39

Выпуск: 33,8 млн акций

Объём размещения: $1,25 млрд

Оценка компании: $7,85 млрд

Андеррайтеры: 13 андеррайтеров, включая Morgan Stanley, Citigroup, JP Morgan, BofA, Cowen, Credit Suisse, Nomura, RBC Capital и др.

Инвестиции: $650,9 млн от 24 инвесторов, включая CDH Investments, Composite Capital Partners, Goodyear Ventures и т.д.

Проспект эмиссии (Форма S-1/A):

Официальный сайт компании: tusimple.ai

Рынок

Выручка глобального рынка автомобильных грузоперевозок оценивается в $4 трлн в год, что сопоставимо с глобальным рынком информационных технологий и телекоммуникаций. Средние темпы роста рынка с 1990 г. по 2018 г. составляют 3%.

Объём рынка автомобильных грузоперевозок составляет $800 млрд в год, на него приходится около 80% всей доставки грузов в США (по выручке). Железнодорожные доставки, на которые приходится 9% американского рынка, дешевле в расчёте на милю, но проигрывают грузовикам в скорости операций и гибкости в доставке. Авиадоставка, на которую приходится 3% американского рынка, помогает организовать отгрузку в день заказа, но проигрывает в стоимости и экологичности.

Компания TuSimple фокусируется на рынке автомобильных грузоперевозок. Развитие электронной коммерции, в особенности – доставка в день заказа – ускоряет спрос на доставку автомобильную грузов. Среди обостряющихся проблем – безопасность: за 10 лет с 2009 г. по 2019 г. число лиц, пострадавших в инцидентах с участием грузовиков, удвоилось с 74 тыс. до 159 тыс.

Индустрия автомобильных грузоперевозок характеризуется слабой дифференциацией технологий, низкими барьерами для входа и высокой ценовой конкуренцией. Рынок фрагментирован и операционная маржа не превышает 10%. Участники рынка состоят из перевозчиков, собственных брокеров, и автопроизводителей.

Грузовой автопарк США насчитывает 2,3 млн грузовиков класса 8 (т.е. свыше 15 тонн), которые в совокупности проезжают 470 млрд миль. Грузовые перевозки концентрируются вдоль нескольких коммерческих коридоров, составляющих около 10% всей транспортной сети, но транспортирующих около 80% грузов.

В США рынок грузовых автоперевозок принято делить на перевозки на большие расстояния и "последнюю милю". В то время как некоторые конкуренты решили ограничиться только перевозками на большие расстояния, а "последнюю милю" оставляют традиционным грузовикам под управлением водителя, беспилотное решение TuSimple охватывает оба сегмента.

На долю заработной платы приходится 43% стоимости грузоперевозок. В частности, стоимость труда на 79% выше, чем стоимость топлива. Доля зарплаты в стоимости перевозок стабильно увеличивается – она выросла на 10 пунктов в сравнении с 2012 годом.

Однако целью развития беспилотного транспорта является не только экономия на зарплате водителя, но и снижение числа ДТП. Ежегодно в мире в ДТП гибнет 1,25 млн человек, в том числе 260 тыс. – в Китае и 40 тысяч – в США. Беспилотные транспортные средства, которые строго следуют правилам движения, не устают и не допускают случайных ошибок, потенциально способны обеспечить более высокий уровень безопасности движения.

Бизнес-модель

Предлагаемое компанией TuSimple решение – автономная сеть грузоперевозок (AFN – Autonomous Freight Network). Это инновационная экосистема грузоперевозок, задачи которой – обеспечить пользователям более высокий уровень безопасности, снизить цены, повысить надёжность доставки. Компания разрабатывает автономные грузовики уровня L4 на основе проприетарной платформы программного обеспечения и сенсоров мирового класса. Уровень L4 присваивается беспилотному транспортному средству, которое способно двигаться автономно, но подразумевает наличие в кабине водителя.

Компания TuSimple считает, что подход конкурентов, при котором грузовики L4 передвигаются лишь от съезда для съезда и требуют участия водителей, увеличивает вероятность аварий и размер ущерба.

Технологии TuSimple позволяют организовать грузоперевозки "от терминала до терминала", а не только от въезда до съезда на высокоскоростную магистраль. Поскольку грузовики компании способны передвигаться не только по магистралям, но и по улицам, терминалы могут располагаться непосредственно в логистических центрах клиентов. Решение "от терминала до терминала" не требует от клиентов дополнительных расходов и позволяет арендовать грузооборот как сервис.

Основные продукты компании – это грузовик уровня L4, транспортная сеть TuSimple Path и сеть терминалов. Благодаря гибкости модели компания будет способна предоставлять грузооборот как сервис.

Автономный грузовик класса L4 разработан в партнёрстве с Navistar и TRATON, которые производят сам автомобиль, в то время как TuSimple фокусируется на программном обеспечении.

В 2020 году анонсировано партнёрство с Navistar – крупнейшим производителем коммерческих грузовиков. За первые четыре месяца компания приняла заказы на 5,7 тысяч грузовиков от десяти крупных перевозчиков. 75% заказчиков являются также инвесторами TuSimple.

В сентябре 2020 компания заключила партнёрство с TRATON SE (дочерняя компания Volkswagen) с целью разработать грузовики класса L4.

Оцифрованная национальная сеть дорог и терминалов под управлением TuSimple покрывает 3 тысячи миль в США. В планах компании - оцифровать все 46 тысяч миль межштатных магистралей.

Сеть терминалов TuSimple включает как существующие терминалы клиентов, так и терминалы, которые компания арендует и использует.

Для доступа к грузообороту сети AFN используется два метода:

- Продажа грузовиков. Крупные перевозчики, такие как McLane, предпочитают собственный парк грузовиков. Начиная с третьего квартала 2020 года, такие клиенты зарезервировали у TuSimple 5700 беспилотных грузовиков класса L4, которые TuSimple разрабатывает в партнёрстве с Navistar. Подписываясь на TuSimple Path, такой перевозчик бесшовно интегрирует беспилотный транспорт в свою существующую сеть. Он платит TuSimple абонентскую плату по количеству миль, чтобы использовать беспилотный грузовик. Это позволит перевозчикам сократить затраты на зарплату водителей.

- Оплата за милю. При этом способе клиенты с помощью финансовых посредников или промежуточных владельцев транспорта используют грузооборот как сервис, не владея грузовиками. Это даёт клиентам экономию 10-15% в сравнении с традиционными перевозчиками.

Технология TuSimple специально разработана для грузовиков. Отличия от пассажирских автомобилей существенны: остановочный путь грузовика вдвое длиннее. Из-за значительной длины, грузовикам требуется до 16 секунд, чтобы сделать левый поворот, соответственно, увеличивается и время планирования.

Пять компонент проприетарного стека программного обеспечения TuSimple:

- Восприятие (модуль компьютерного зрения).

- Планирование движения.

- Управление.

- Инфраструктура машинного обучения.

- Картирование.

Аппаратное обеспечение включает сенсоры, рулевое управление, тормоза, электронную систему. Система восприятия основана на распознавании видеоизображений на дальних расстояниях (до 1 км).

TuSimple разработала проприетарный модуль видеокамеры, который обеспечивает видение на 1000 метров, даже в условиях слабого освещения. Это увеличивает время планирования реакции грузовика до 35 секунд, обеспечивая его безопасное движение по высокоскоростным магистралям. Надёжность видеонаблюдения обеспечивается при помощи избыточности: система включает как основную, так и запасную видеокамеру. Кроме того, в неё входят лидары (лазерные дальномеры), радар, GPS и ультразвуковые сенсоры. В отличие от видеокамер, эти компоненты TuSimple не производит, а заказывает. Комбинированное использование камер и сенсоров увеличивает дальность шоссе.

Сетевой подход ускоряет внедрение системы, позволяя увеличивать количество грузовиков L4 и плотность сети терминалов AFN по мере роста спроса. TuSimple рассчитывает, что её автономный грузовик обеспечит значительно более высокий уровень безопасности, чем водитель-человек, а также сократит относительную стоимость перевозки грузов до 50% на милю.

Облачная система оперативного управления и мониторинга ставит целью обеспечить безопасность операций, надёжность и эффективность грузоперевозок. Эту систему можно напрямую подключать к клиентским системам управления транспортом.

Для оцифровки трасс TuSimple использует проприетарную технологию картирования, точность которой составляет 5 см. Точность определения местоположения критически важна с учётом типичного 8-футового размера транспортного средства, движущегося по узкой улице шириной 10 футов. Позволяет картировать новые шоссе со скоростью 250 миль в неделю. На картирование нового типичного маршрута в тысячу миль уходит четыре недели.

Мо Чен и Сяоди Хоу основали компанию TuSimple в 2015 году. Идея применить нейросетевые методы глубокого обучения и компьютерное зрение для создания беспилотных грузовиков возникла у Сяоди Ху на основе его диссертации в Калифорнийском технологическом университете. Бывший сокурсник Ху, Мо Чен, который занимался бизнесом в Китае, согласился возглавить операции новой компании.

Финансовые результаты

Выручка компании TuSimple в 2020 году составила $1,8 млн, в 2019 году – $710 тыс. Стоимость продаж составляла $5,3 и $1,6 млн, соответственно.

Основная статья операционных расходов - исследования и разработки, на неё пришлось $132,0 млн в 2020 году и $63,6 млн в 2019 г. На общие и административные расходы в 2020 г. потрачено $37,3 млн, а в 2019 г. – $30 млн.

Затраты на маркетинг в настоящее время несущественны: $1,3 млн в 2020 г. и $0,8 млн в 2019 г.

Операционные убытки в 2020 г. составили $174,1 млн, в 2019 г. – $87,3 млн.

В 2020 году компания понесла чистый убытки в объёме $177,9 млн, а в 2019 – $84,9 млн, в 2018 – $45,0 млн.

Планы по использованию привлечённых средств

Компания намерена использовать привлечённую благодаря IPO сумму, которая составит $985,7 при размещении по средней цене диапазона, а также средства от частного размещения на общие корпоративные расходы, включая оборотный капитал, операционные расходы и CAPEX.

Часть средств может быть использована для поглощения компаний приобретения технологий, сервисов и компонент.

Факторы привлекательности

Беспилотный транспорт на основе нейросетевого глубокого обучения и компьютерного зрения образует основу четвёртой волны внедрения машинного обучения, которая является самой длительной и вносит наиболее масштабные изменения в нашу жизнь.

Целевые рынки компании обладают очень крупным размером:

- глобальный рынок автомобильных грузоперевозок: $4 трлн;

- рынок автомобильных грузоперевозок в США: $800 млрд;

- глобальный рынок электронной коммерции $3,5 трлн;

- рынок производства автомобилей: $2,8 трлн.

Компания является подлинным инноватором, и в случае успеха будет претендовать на масштаб операций, популярность и оценку, сопоставимые с Tesla.

Основные риски

Риски компании изложены на 35 страницах проспекта эмиссии, мы кратко перечислим наиболее важные:

- Автономные транспортные средства - это радикальная инновация, использующая искусственный интеллект т.н. "четвёртой волны" (включающий использование Интернета, сенсоров, оптимизацию и управление движением).

- Распространение автономного грузового транспорта имеет следствием потерю работы водителями и усугубление проблемы занятости населения, что вызовет сопротивление как профсоюзов, так и регуляторов.

- Распространение автономного транспорта будет также сдерживаться проблемами определения ответственности за ДТП, которые станут причиной крупных и многолетних судебных процессов.

- Законодательство в сфере автономного транспорта ещё не проработано и будет меняться.

- Бизнес-модель компании пока существует только в виде плана, компания находится на венчурной стадии.

- Конкурентами компании являются проекты, подобные Waymo, за которыми стоят такие гиганты, как Google.

- После IPO компании потребуются дополнительные раунды привлечения средств, которые могут оказаться неудачными.

- Компания зависит от партнёров, производящих грузовики, лидары и другие сенсоры.

- Грузовики TuSimple могут не оправдать ожиданий компании и её заказчиков.

- Существенный ущерб может быть нанесён действиями неопытных клиентов, или клиентов, некорректно использующих грузовики.

- Существуют риски утери интеллектуальной собственности.

- Расширение на рынки других стран столкнётся с законодательными ограничениями и конкуренцией с новыми компаниями в новых условиях.

- Фактически ноу-хау компании – это система компьютерного зрения, использующая глубокое обучение. Критическая компонента – это данные, которые накапливаются только в ходе реальных поездок грузовиков. Компания Google за шесть лет испытаний накопила данные о 1,5 млн миль пробега, а более толерантная к рискам Tesla – за 6 месяцев о 47 млн пробега. На сбор данных у TuSimple, не имеющей сейчас большого парка работающих грузовиков, может уйти больше времени, чем у конкурентов.

- Меры, которые компания предпринимает для защиты от враждебного поглощения, ограничат возможности акционеров по продаже акций.

Компания никогда не выплачивала дивиденды по акциям класса A и не планирует выплачивать их в ближайшем будущем. Все средства будут направлены на развитие компании, кроме того, ограничения будет накладывать необходимость выплаты кредита.

Детали IPO

Компания намерена разместить 27 млн обыкновенных акций класса A на NASDAQ. Кроме того, 6,8 млн акций продадут существующие владельцы.

Опцион андеррайтеров составит 5,1 млн акций.

Одновременно с IPO фонды Classic Elite Limited и Perry Creek Capital Partners в ходе частного размещения приобретут обыкновенные акции класса A на сумму $35 млн. По средней цене размещения это эквивалентно 945,9 тыс. акций.

Интерес к участию в IPO выразили фонды, управляемые BlackRock, Inc. и Fidelity Management & Research, а также Capital World Investors. Каждый из этих потенциальных инвесторов может приобрести около 3,4 млн акций класса A, то есть 10,1 млн акций в совокупности.

После IPO и частного размещения полное число акций класса A составит 188,3 млн без учёта опциона андеррайтеров (193,4 млн – с учётом опциона).

Кроме того, у компании есть 24 миллиона акций класса B. На одну акцию класса B приходится 10 голосов акционерного собрания, в то время как на акцию класса A – только один голос. Акции класса B распределены поровну между двумя основателями компании – её CEO Мо Ченом и изобретателем технологии Сяоди Хоу.

Совокупное число акций класса A и B после IPO составит 212,3 млн без учёта опциона андеррайтеров (213,2 млн – с учётом опциона).

В свободном обращении будет находиться 15,8% акций, а в случае исполнения опциона андеррайтерами – 16,3%.

После IPO 62,5% голосов акционерного собрания будут контролировать владельцы акций класса B, учитывая, что у них есть также и акции класса A. Члены совета директоров и топ-менеджмент компании будут в совокупности контролировать 84,8% голосов акционерного собрания.

Мо Чен будет контролировать 31,4% голосов, а Сяоди Хоу – 31,1%. Третьим крупным акционером является Чарльз Чао, владеющий 5,8% голосов.

Диапазон размещения составляет от $35 до $39 за акцию.

Объём размещения при этом составит от $1,18 млрд до $1,32 млрд, а в случае исполнения опциона андеррайтерами возрастёт до $1,36- $1,52 млрд.

Оценка капитализации компании организаторами составляет от $7,4 млрд до $8,3 млрд, в среднем – $7,8 млрд.

Оценка капитализации

При выручке в $1,8 млн оценка компании по мультипликаторам не даст осмысленного результата, к тому же вряд ли сейчас можно найти достаточное число публичных аналогов.

Однако мы можем оценить компанию квазизатратным способом. Известно, что 24 инвестора вложили в неё $650,9 млн. Наша статистика показывает, что медиана отношения оценки капитализации компаний на IPO к объёму венчурного инвестирования составляет 9. Это так называемый мультипликатор к сумме "сожжённого кэша". Применяя этот медианный множитель, мы можем заключить, что инвесторы хотели бы, чтобы компанию оценили не менее, чем в $5,8 млрд. Эта величина очень грубо соответствует оценке в $7,8 млрд.

Наконец, можно рассуждать и следующим, ещё более примитивным образом. TuSimple отчасти претендует стать следующей Tesla, а эту компанию рынок оценивает в $725 млрд. Очевидно, приобретая акции TuSimple, выручка которой составляет сейчас $1,8 млн, новые инвесторы хотели бы с учётом всех рисков получить не десятикратную, а стократную отдачу. Соответственно, оценка TuSimple должна составлять приблизительно сотую долю от оценки Tesla или $7,2 млрд. Любопытно, что эта оценка оказывается даже ближе к $7,8 млрд, чем предыдущая.

Обсуждение перспектив IPO

Размещения компаний Alkami Technologies (ALKT) во вторник и AppLovin (APP) в среду, а также начало торгов Coinbase (COIN), должны показать, насколько длительным является охлаждение интереса инвесторов к IPO – ограничится ли оно мартом, или распространится на весь апрель. Тревожным сигналом является сообщение о том, что компания UIPath в полтора раза снизила оценку капитализации в сравнении с той, которую получила в последнем раунде венчурного финансирования.

IPO TuSimple – исключительно незаурядное размещение акций подлинно инновационной компании. Возможно, это первое IPO для бизнес-модели "четвёртой волны" искусственного интеллекта, когда компьютерное зрение, машинное обучение, сенсоры и облачные технологии используются вместе для создания беспилотного транспорта. Это крупное размещение, которое организуют 13 андеррайтеров, что вдвое больше их привычного числа.

Мы не ожидаем в первый день торгов роста стоимости акции более, чем на 15%, то есть выше $42. Что касается стоимости акций в дальнейшем, то компания сразу указывает, что после IPO ей потребуются новые раунды финансирования, а это обычно негативно сказывается на цене бумаг. С другой стороны, когда выручка составляет $1,8 млн, довольно легко продемонстрировать её увеличение в 5, 10, и даже 20 раз в течение года. Наконец, в случае скорого стратегического поглощения дочерней компанией одной из компаний бигтеха, $7,8 млрд – это рядовая сумма. Как известно, Facebook приобрёл WhatsApp за $18 млрд. С нашей точки зрения, тому, кто приобретает акции TuSimple следует ориентироваться именно на такие сценарии: либо компанию поглотит отстающий по уровню технологий конкурент, либо она уйдёт с рынка.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Аналитики
Аналитики
ГК "ФИНАМ"
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!

и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Россия на ЧЕ по футболу
на 12 июля