Что такое Индекс потребительских цен (CPI) и для чего он нужен18.04.2022 13:45
Опытные инвесторы начинают формирование своего портфеля с анализа макроэкономических показателей. Так можно определить общее состояние экономики, оценить перспективы вложений в целом и определить оптимальные направления для инвестирования (страны, рынки, отрасли). Одним из основных факторов, требующих оценки, является уровень инфляции. Частичное представление о нем дает макроэкономический индикатор, получивший название индекс потребительских цен. Что показывает индекс потребительских цен и методика его расчетаИндекс потребительских цен (ИПЦ, в английском варианте - Customer Price Index, CPI) синтетический показатель, который показывает относительное изменение стоимости потребительской корзины в текущем (отчетном) периоде по сравнению с базовым. Расчет индекса ведется по множеству товаров и услуг, включенных в базовый набор (корзину) потребителя. Как правило, в него входят средние (определяемые на основании статистических данных) цифры потребления следующих товаров и услуг:
Методика расчета определяет CPI как отношение суммарной стоимости статей расходов в корзине в текущий (отчетный) период к ее стоимости в базовом (принятом за эталон). В общем случае формула имеет вид Здесь:
Важное замечание! Хотя ИПЦ и принято считать основным показателем инфляции, он отражает только ее часть, называемую потребительской. Фактически индекс показывает снижение покупательской способности населения, в то время как вообще инфляция (обесценивание денег государства) имеет и другие составляющие. Методологии расчета и использования индекса потребительских цен в разных странах могут заметно отличаться. ИПЦ в РоссииВ России расчет индекса потребительских цен проводится Росстатом, его результаты публикуются ежемесячно, ежеквартально и ежегодно. Ведется расчет показателя относительно двух базовых периодов:
Ранее российская методология включала понятие "минимальная корзина", в которую входил набор товаров и услуг, минимально необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Сегодня от этого термина отказались, для расчета используется фиксированный перечень из 556 наименований, в том числе:
Российские нормативные документы констатируют важность показателя для определения уровня инфляции, но не считают его единственным. Он участвует в расчетах совместно с другим ценовым индексом – дефлятором ВВП, включающим изменения цен на все товары и услуги, которые входят в структуру ВВП страны. CPI в СШАВ США индекс потребительских цен (CPI) принимается основным показателем инфляции и оказывает решающее влияние на принятие решений ФРС по монетарной политике. Для расчета показателя используется корзина, включающая 300 товаров и услуг. За базовое значение принята ее средняя стоимость в 1984–1986 гг. Данные публикуются ежемесячно, динамика приводится в месячном (м/м) и годовом (г/г) выражении. К сведению! Чтобы устранить влияние на показатель инфляции сезонных колебаний цен, в обеих странах рассчитывается базовый индекс потребительских цен (БИПЦ в России, core CPI в США). В него не включаются некоторые позиции, для которых явно выражены такие колебания. Показатель используется в расчетах в качестве базы для определения поправочных коэффициентов. Недостатки индекса потребительских ценCPI является показателем потребительской инфляции, то есть отражает снижение покупательной способности денег, находящихся на руках у населения и расходуемых на личное потребление. Однако многие специалисты отмечают целый ряд недостатков, присущих ему в качестве индикатора общей и даже потребительской инфляции. К основным относятся:
На заметку! ИПЦ ничего не говорит о том, вызвано изменение цен монетарными факторами (например, доступностью дешевых кредитов), недостаточным предложением товаров/услуг, ростом издержек производства или "переносом инфляции" за счет колебаний курсов национальной валюты. Соответственно, без дополнительного анализа реакция рынков на публикацию данных по CPI может быть непредсказуемой. CPI в инвестированииОтслеживание данных по индексу потребительских цен входит в число важнейших задач любого инвестора. Это связано с множественным влиянием CPI:
На заметку! Стимулирует развитие экономики и рост рынков только умеренная инфляция в пределах 2–5 % (на Западе, как правило, целевым уровнем считается 3 %, в России – 4 %). Более высокий уровень создает неопределенность как для потребителей, так и для бизнеса. В результате возрастают риски и, соответственно, снижается привлекательность инвестиций. Негативным фактором является и низкая инфляция или ее противоположность – дефляция. В этом случае потребитель не стремится тратить имеющиеся на руках деньги, а это, в свою очередь, ограничивает развитие производства и тормозит рынки. Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
|