еще
Звонок с сайта Контакт-центр Клиентская поддержка Голосовой трейдинг Банковские карты Чат Форма обратной связи Связаться с пресс-службой
*1945
Бесплатно по РФ для МТС, Билайн, МегаФон и Tele2
Звонок с сайта  
  • Про рынок
  • Брокерские услуги
  • Банк
  • Управление активами
  • Форекс
  • Обучение
  • О компании

Меню

 
 
facebook
вконтакте

СПГ-бункеровка в России готова к запуску, но пока не для всех

26.04.2021 13:35  Разбор полетов

МОСКВА (Рейтер) - Российские независимые бункеровщики, ломая голову над способом сэкономить на стремительно дорожающем топливе, готовы погнаться за дешевизной сжиженного природного газа (СПГ), но могут выдохнуться в этой гонке в отсутствие широкой потребительской сети и доступной ресурсной базы.

Рост цен на топливо для судов - бункер - и ужесточение экологических норм заставляют судовладельцев искать альтернативу традиционным мазуту и дизтопливу. Более дешёвый газ выглядит логичной заменой, хотя ограниченный доступ к ресурсам и дорогая инфраструктура делают СПГ-бункеровку удовольствием не для всех, а масштабное использование газа порождает экологические риски его утечки.

Использование СПГ в качестве бункерного топлива выгоднее всего на перевозящих его судах - газовозах, а также на крупнотоннажных судах, позволяющих разместить необходимое оборудование и резервуары для топлива - контейнеровозах, круизных теплоходах.

По оценке Международного энергетического агентства (IEA), к 2025 году объем использования сжиженного газа как судового топлива достигнет более 10 миллиардов кубометров, в основном за счет контейнеровозов.
По мнению отраслевых источников, в этих продажах вряд ли будет заметная доля независимых российских бункеровщиков - им будет сложно получить доступ к ресурсной базе.

"Можно было бы заправлять сжиженным (природным) газом небольшие суда вроде торговых и круизных речных прямо с автомобилей-газовозов, но мелким компаниям никто ресурс так просто не даст, а хранить большие объемы топлива, требующего особого температурного режима и давления, негде и не в чем. Да и судов таких у нас пока нет", - отметил сотрудник одной из частных бункеровочных компаний.

A general view shows the facilities of Yamal LNG, Russia's second liquefied natural gas plant, which is under construction in the Arctic port of Sabetta, Yamalo-Nenets district, Russia December 8, 2017. REUTERS/Oksana KobzevaПервое в России прогулочное судно на сжиженном природном газе было заложено в феврале 2020 года и будет работать на экскурсионных прогулках по Волге на коротком маршруте Казань-Свияжск. Поставку СПГ для заправки судна с помощью криогенного передвижного автозаправщика, рассчитанного на 16 тонн топлива, будет обеспечивать "Газпром газомоторное топливо" - дочернее предприятие одной из крупнейших энергетических компаний.

Бункеровщикам, не обладающим собственными мощностями по добыче и сжижению природного газа, будет сложно выдержать и ценовую конкуренцию на волатильном рынке, где нет регуляторных механизмов, аналогичных ОПЕК, считает источник Рейтер, ссылаясь на дефицит и резкий рост цен на газ прошедшей зимой из-за сильных холодов по всему миру.

В России пока только два производителя СПГ - "Газпром" и "Новатэк", суммарный объем производства сжиженного природного газа в 2020 году достиг 30,5 миллионов тонн, по данным Росстата.

Время первых

Несмотря на огромную ресурсную базу, в России ниша СПГ-бункеровок пока пустует в отсутствие портовой и логистической инфраструктуры.

"Совкомфлот", крупнейшая российская судоходная компания, одним из первых начал эксплуатировать нефтеналивные крупнотоннажные танкеры зеленой серии, оснащенные двухтопливными двигателями, которые способны использовать как традиционное судовое топливо, так и СПГ.

"Инфраструктура для бункеровки судов СПГ-топливом наиболее развита в Северной Европе (Нидерланды, Бельгия, Норвегия) и Юго-Восточной Азии (Сингапур, Япония, Малайзия), однако география активно расширяется", - отметил представитель компании.

В 2019 году "Совкомфлот" заключил с "Газпромнефтью" соглашение о сотрудничестве в сфере реализации проектов по СПГ-бункеровке РФ.

Во втором полугодии 2021 года ожидается ввод в эксплуатацию первого в России СПГ-бункеровщика, который будет работать в составе флота "Газпромнефть" Марин Бункер по принципу "борт-борт" (ship-to-ship) в портах Финского залива и Балтийского моря - в Санкт-Петербурге, Уть-Луге и Приморске.

"Новатэк", крупнейший независимый производитель газа в России, планирует использовать СПГ-бункеровщики на строящихся перегрузочных комплексах в Мурманской области и Камчатском крае, а в 2023 году примет в долгосрочный чартер три среднетоннажных танкера для перевозки нефтепродуктов в Балтийском регионе, которые также будут использовать в качестве судового топлива СПГ, производимый на проекте Криогаз-Высоцк.

Корабли и коровы

Введение с 2020 года новых стандартов IMO по содержанию серы в судовых выхлопах было призвано сократить загрязнение окружающей среды, а СПГ в качестве бункерного топлива представляется наиболее экологичным и экономичным по сравнению с мазутом продуктом, практически исключающим выбросы серы.
"Опыт "Совкомфлота" свидетельствует, что по сравнению с традиционными видами жидкого судового топлива СПГ позволяет снизить объем выбросов в атмосферу: CO2 - на 26%, оксидов азота (NOx) - на 94%, сажи и оксидов серы (SOx) - на 100%", - сообщил представитель компании.

Использование СПГ также способствует сокращению на 10-12% потребления топлива в целом, что повышает энергоэффективность судна, добавил представитель "Совкомфлота".

По словам отраслевых источников, при авариях сжиженный газ не несет за собой катастрофических последствий для окружающей среды.

"Разлив СПГ в случае аварии гораздо менее критичен в отличие от мазута или дизтоплива - он просто испаряется, а не разливается в воде десятками тонн токсичного топлива", - сказал один из собеседников Рейтер.

Однако широкое использование сжиженного газа все же может повлечь за собой экологические риски, считают некоторые отраслевые источники.

Состав СПГ - это преимущественно метан (около 92%), а также небольшая часть этана, пропана, бутана и азота.

В росте среднегодовых температур климатологи винят в первую очередь увеличение содержания в атмосфере парниковых газов, в том числе углекислого газа, метана и соединений азота.

По оценке Коалиции за климат и чистый воздух (CCAC), парниковая активность метана в 20-летней перспективе в 84 раза сильнее, чем у углекислого газа.

За выбросы метана в атмосферу в основном ответственны два источника - нефтегазовая промышленность и вырабатывающий почти такой же объем крупный рогатый скот.

Основная проблема заключается не в перевозке СПГ - резервуары для его транспортировки достаточно надежно изолированы, однако утечки с испарением метана в атмосферу более вероятны при использовании сжиженного газа именно во время бункеровки судов, отмечают источники.

Работа под давлением

Даже в Арктике, где температура воздуха зимой может опускаться до минус 50 градусов по Цельсию, природный газ, сжиженный при температуре минус 160 градусов, неизбежно начинает закипать.

Выкипающий, или отпарной газ, используется в турбинах судовых двухтопливных двигателей, но несгоревшая часть газа при этом может испаряться в атмосферу.

Возникает так называемый "проскок метана", который при отсутствии контроля может свести к нулю все экологические преимущества сжиженного газа в качестве судового топлива перед мазутом или дизтопливом.

"Прямые выбросы газа в атмосферу или его сжигание без получения полезного эффекта исключены технологически, - сообщил представитель Совкомфлота в ответ на запрос Рейтер. - Для контроля испарения СПГ на судне предусмотрена возможность использовать отпарной газ в эксплуатационных целях (для подогрева груза, топлива и так далее)".

По словам представителя Совкомфлота, высокий уровень активной и пассивной безопасности при проведении СПГ-бункеровок сводит вероятность утечки газа к минимуму.

"Случаев таких утечек на танкерах Совкомфлота зарегистрировано не было", - сообщила компания.
Еще одна требующая постоянного контроля проблема - давление, под которым находится в танках сжиженный газ, отметил один из источников Рейтер. По его словам, излишнее давление как правило снижается запуском двигателя.

"После окончания грузовых операций у такого судна нет возможности ждать отхода, поскольку давление в танках растет каждую минуту, и это давление стравливают, сжигая газ "на факел", так как главный двигатель у причала не запускают", - сказал один из отраслевых источников.

Развитие бункеровки судов сжиженным газом не должно усугубить проблему глобального потепления из-за возможных утечек метана, считают источники в отрасли.

Продолжительность "жизни" метана в атмосфере - 12 лет, отмечает CCAC, и меры по сокращению его выбросов будут иметь заметно быстрый эффект.

(Наталья Чумакова при участии Глеба Столярова, редактор Александр Ершов)

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Reuters
Reuters

участник рейтинга
Ваша оценка: 
1
1 пользователь оценил материал на 1.
и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Россия на ЧЕ по футболу
на 12 июля