Меню

 
 
facebook
вконтакте

Сделка по продаже "Сбербанка" ставит вопрос о долгосрочном доверии к макроэкономической политике

Сделка по продаже контрольного пакета акций "Сбербанка" обеспечит правительству гибкость для использования полученных средств (около 1% ВВП) для покрытия части дополнительных бюджетных расходов, о которых было заявлено президентом Путиным в его Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года, и, по мнению экспертов агентства S&P, использование этих средств таким образом может означать выход за ограничения действующей в настоящее время строгой бюджетной конструкции.

В соответствии с бюджетным правилом федеральный бюджет планируется исходя из консервативной базовой цены на нефть в 40 долл. / барр. (цена 2017 г., подлежащая ежегодной корректировке на 2%), а все нефтегазовые доходы от цены на нефть выше этого уровня аккумулируются в ФНБ и инвестируются в зарубежные активы, отмечается в обзоре S&P. Бюджетное правило также предполагает, что дополнительные расходы могут быть профинансированы только за счет дополнительных ненефтегазовых доходов. При достижении объема ликвидных средств ФНБ уровня 7% ВВП правительство получает право не только инвестировать их во внешние активы с низким уровнем рисков, но и рассматривать другие варианты инвестиций. Вместе с тем оно не может использовать средства ФНБ для финансирования дополнительных бюджетных расходов - если цена на нефть не упадет ниже базового уровня.

Реализуя предложенную сделку по покупке акций "Сбербанка", правительство не нарушит бюджетное правило, поскольку оно будет использовать средства ФНБ, превышающие 7% ВВП, в то время как дивиденды от Банка России формально не будут являться "нефтегазовыми доходами", поясняют аналитики агентства. "Тем не менее, с нашей точки зрения, эта трансакция де факто ослабит бюджетное правило, поскольку для финансирования дополнительных бюджетных расходов правительство будет в конечном счете использовать нефтегазовые доходы, что будет противоречить духу бюджетного правила, которое правительство четко соблюдало, начиная с 2017 г.", - говорится в обзоре.

Вместе с тем аналитики не видят значительных макроэкономических или бюджетных рисков, связанных с предполагаемой сделкой.  "Благодаря многолетним мерам по консолидации бюджета цена на нефть, балансирующая федеральный бюджет на первичном уровне, снизилась до менее 50 долл. / барр. в 2019 г. - это один из самых низких уровней среди стран-экспортеров нефти и газа. Учитывая наш текущий прогноз относительно цен на нефть марки Брент – 60 долл. / барр. в 2020 г. и 55 долл. / барр. в 2021 г. и впоследствии, вряд ли можно ожидать сколько-нибудь серьезных рисков для бюджетной стабильности в среднесрочной перспективе", - считают в S&P.

В 2020-2022 гг. правительство, вероятно, продолжит исполнять федеральный бюджет с профицитом, а государственный долг за вычетом ликвидных активов останется низким (в настоящее время около 3% ВВП), даже если исключить акции "Сбербанка" из оценки ликвидных активов правительства.

"С нашей точки зрения, объем сделки достаточно мал, чтобы привести к резкому скачку инфляции, поскольку дополнительные бюджетные расходы будут осуществлены в течение трех лет. Более того, это даже может способствовать возврату инфляции к целевому показателю в 4%. Сделка также, скорее всего, не приведет к существенному восстановлению зависимости экономических и финансовых условий от динамики цен на нефть, поскольку, с нашей точки зрения, Банк России будет продавать иностранную валюту, полученную от ФНБ, на рынке в течение достаточно продолжительного времени – трех-семи лет", - считают аналитики.

Тем не менее, в S&P полагают, что ослабление бюджетного правила, даже если это временная ситуация, может стать первым шагом к ослаблению доверия к новой бюджетной конструкции – доверия, над повышением уровня которого правительство успешно работало в последние годы.

"Это также подкрепляет нашу точку зрения относительно того, что опыт России с выполнением установленных правил макроэкономической политики остается непростым: правила часто ослабляются или отменяются по мере изменения внутренней или внешней конъюнктуры. Это ограничивает прозрачность и долгосрочную предсказуемость процесса принятия решений, что продолжает оставаться одним из ключевых ограничивающих факторов суверенного рейтинга России", - говорится в отчете.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
19.02 16:44
Железовский:
экспертам S&P было бы не к лицу писать что-то иное, интересно их "экспертное" мнение по поводу штатовского гос. долга, бизнес план который нельзя поменять, плохой бп
19.02 17:26
Максим Андреев:
Наконец-то цб уйдёт от владения банком. Давно пора было. Считаю, что такое решение и на делах банка скажется позитивно, и на всей экономике страны.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Сбербанк АО
на 17 апреля
Нефть Brent
на 1 мая
Россия на ЧЕ по футболу
на 12 июля