Меню

 
 
facebook
вконтакте

Sberbank CIB: Индекс потребительской уверенности россиян в 1 квартале 2016 года незначительно вырос

Индекс потребительской уверенности незначительно вырос – до минус 22% в 1 квартале 2016 года против минус 24% в 4 квартале 2015 года, говорится в сообщении Sberbank Investment Research по результатам исследования "Потребительский индекс Иванова" (Фамилия Иванов считается самой распространенной в России, а условный Иванов в обзоре является типичным представителем российского среднего класса). "Хотя мы по-прежнему наблюдаем высокую чувствительность к уровням цен и сильную тенденцию к переходу на более дешевые товары, все же есть признаки дальнейшей нормализации потребительских привычек – возможно, это указывает на то, что восстановление приближается (даже если оно будет постепенным)", - следует из иследования.

Отмечена положительная поквартальная динамика всех компонентов индекса. Ожидания в части личного благосостояния улучшились на 2 п. п., до минус 1% (как и в 1 квартале 2015 года); таким образом, показатель за 4 квартал 2015 года оказался локальным минимумом. Аналогичным образом, ожидания национального благосостояния улучшились на 3 п. п., до минус 7% (последний раз такой уровень отмечался в 1 квартале 2015 года). Вероятно, это обусловлено замедлением инфляции и ослаблением опасений, связанных с курсом рубля. Однако доля Ивановых, считающих экономику страны нестабильной, выросла до 86%. "Это подкрепляет нашу точку зрения, что население не ожидает быстрого и беспроблемного улучшения макроэкономической динамики", - считают эксперты.

Уровень безработицы поднялся до 12,0% против 11,0% в предыдущем квартале. Доля респондентов, опасающихся увольнения, достигла 44%. Таким образом, безработица и инфляция теперь волнуют Ивановых почти одинаково: последнюю считают главным источником беспокойства 62% опрошенных, а первую – уже 60%.

В конце 2015 года либо в 1 квартале 2016 года 20% Ивановых все же получили прибавку к зарплате (в 5,6%), что означает среднее увеличение на 1,4% для всей выборки. Если зарплата повысится на 1 тыс. руб. в месяц, Ивановы собираются потратить 36% прибавки на продукты питания (сейчас на это тратится 38% семейного дохода), 10% – на одежду и предметы домашнего обихода (сейчас – 15%), а 14% дополнительного дохода пойдут на сбережения (сейчас – 7%).

Индекс, оценивающий условия для совершения крупных приобретений, видимо, также прошел минимальную отметку в 4 квартале 2015 года и в прошедшем квартале поднялся до минус 31% (ранее – минус 34%). Это вполне совпадает с более оптимистичным прогнозом Ивановых в части расходов на товары и услуги не первой необходимости. Эффект будет еще более заметным на фоне низкой базы сравнения в 1 квартале 2015 года, когда продажи товаров длительного пользования были относительно невелики после ажиотажного спроса в IV квартале 2014 года, говорится в исследовании.

Доля Ивановых, не имеющих сбережений, выросла с 36% в предыдущем квартале до 41% в 1 квартале 2016 года, а доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, упала с 8,3% до 7,0%. "На наш взгляд, это связано в основном со снижением доходов населения в 1 квартале 2016 года относительно 4 квартала 2015 года, причем Ивановы отметили, что им нужно больше откладывать", - отмечается в исследовании.

Доля Ивановых, чувствительных к уровню цен, увеличилась (76%), до этого четыре квартала подряд оставаясь на прежнем уровне (75%). Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, осталась на отметке 70%. Охота за ценами продолжается: доля Ивановых, стремящихся сэкономить, приобретая продукты питания со скидкой чаще и в больших объемах, увеличилась с 50% во 2 квартале 2015 года до 60% в 1 квартале 2016 года. По-прежнему растет и доля покупателей, посещающих магазины лишь для покупки товаров со скидками (40% во 2 квартале 2015 года, 44% в 3 квартале 2015 года и 44% в 4 квартале 2015 года).

Впрочем, потребительские привычки кое в чем стабилизировались: среднее количество торговых сетей, в которых Ивановы совершают покупки, в 1 квартале 2016 года упало до 2,2 после 2,5 в 4 квартале 2015 года и 2,8 в I квартале 2015 года. При этом степень "концентрации" покупок увеличилась: теперь доля розничной сети, которую Ивановы посещают чаще всего, в их общем объеме покупок продуктов питания составляет 50%, а во 2 квартале 2015 года показатель равнялся 46%. Это хорошие знаки, которые говорят о том, что потребители в основном адаптировались к новым условиям и их поведение постепенно нормализуется.

Эксперты отмечают, что при росте числа гипермаркетов их целевая аудитория сокращается: 53% респондентов сообщили, что переключаются на менее крупные форматы, главным образом из-за того, что не хотят покупать необязательные товары. По сравнению с уровнем годичной давности число гипермаркетов выросло на 18%. В результате давление на показатели этого формата может увеличиться, что приведет к замедлению темпов роста сопоставимого трафика по сравнению с дискаунтерами и магазинами шаговой доступности, следует из иследования. Впрочем, позиции лидеров отрасли в формате гипермаркетов едва ли сильно пошатнутся.

 

 

 

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Сбербанк АО
на 17 апреля
Россия на ЧЕ по футболу
на 12 июля
Курс доллара к рублю
на 28 февраля