Меню

 
 
facebook
вконтакте

С чем связан резкий скачок цен на бензин в России весной?

Обзор конъюнктуры рынка автобензина РФ в 2018 году. Весной 2018 года на российском рынке нефтепродуктов произошел резкий скачок биржевых цен, который транслировался в рост мелкооптовых цен и стал причиной роста цен на АЗС выше уровня потребительской инфляции.

В середине февраля 2018 года биржевые индексы для бензинов Регуляр-92 и Премиум-95 в европейской части России были примерно на уровне, который наблюдался в такой же период 2017 года. Вскоре после этого начался быстрый рост биржевых цен. К концу мая индексы для бензинов Регуляр-92 и Премиум-95 в европейской части России выросли примерно на 16000 ₽, или на 40%.

Скачок биржевых цен на нефтепродукты произошел по ряду фундаментальных причин. Во-первых, выросли цены на нефть и нефтепродукты на мировом рынке. Во-вторых, рост мировых цен на нефть не сопровождался укреплением рубля к доллару, как это происходило ранее. Так, за февраль - май 2018 года официальный курс доллара США вырос на 6,3 рубля, до 62,59 рублей за доллар. Для сравнения: с середины ноября 2017 года по конец января 2018 года рубль укрепился к доллару на 4,42 рубля вслед за ростом мировых цен на нефть. Третьей причиной скачка цен стали значительные отступления от принятого в 2014 году налогового маневра в нефтяной отрасли. Если ориентироваться на первоначальный вариант маневра, то акциз на автобензин в 2018 году мог составить 5830 ₽/т вместо 11213 ₽/т, и на дизтопливо - 3950 ₽/т вместо 7665 ₽/т. Из-за отступления от первоначального плана маневра налоговая нагрузка на тонну автобензина только за счет акциза выросла на 6352 ₽ (разница в акцизах и начисленный на нее НДС) и на тонну дизтоплива - на 4384 ₽. Указанные факторы - рост акцизов, рост мировых цен на нефть и нефтепродукты, а также ослабление рубля - привели к скачку экспортного паритета для российских нефтепродуктов. Экспортный паритет показывает, насколько выгоден экспорт товара в сравнении с его реализацией на внутреннем рынке. 22 мая 2018 года индекс экспортного паритета для бензина Регуляр-92 в европейской части России составил 61621 ₽/т. В сравнении с 9 января 2018 года индекс вырос на 13288 ₽, или на 27,5%.

Помимо фундаментальных факторов, росту цен на бензины способствовали и специфические факторы внутреннего рынка. Весной 2018 года проводились масштабные ремонты на российских НПЗ. Из-за ремонтов выработка автобензина в России в апреле-первой половине мая 2018 года снизилась примерно до 668 тыс. т за неделю, а отгрузка товара на внутренний рынок - до 579 тыс. т за неделю. С января по вторую декаду марта 2018 года в России производилось в среднем 738 тыс. т автобензина за неделю, а на внутренний рынок отгружалось в среднем 634 тыс. т товара за неделю. К 1 апреля 2018 года Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям сформировать запасы автобензина в объеме 2,1 млн т. Однако в начале апреля запасы товара на НПЗ и ПНПО ВИНК были на уровне 1,83 млн т, что приблизительно на 110 и 240 тыс. т ниже запасов в аналогичные периоды 2017 и 2016 годов.

Со второй декады апреля запасы автобензина в России начали резко снижаться и примерно за 3 недели сократились на 230 тыс. т. Столь резкое падение запасов автобензина можно трактовать как признак физической нехватки товара на российском рынке. Баланс спроса и предложения на внутреннем рынке изменился, рынок стал дефицитным. Кроме того, нефтяные компании резко сократили объемы реализации автобензина на биржевом рынке, за счет этого обеспечив повышение цены бензинов до уровней, близких к экспортному паритету.

Обзор полностью

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Аналитики
Аналитики
Независимое агентство "Аналитика товарных рынков"
участник рейтинга
В мой блог
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 29 декабря
Нефть Brent
на 28 декабря
Сбербанк АО
на 29 декабря