еще
*1945
Бесплатно по РФ для МТС, Билайн, МегаФон и Tele2
Чат со специалистом:
Звонок с сайта  
  • Про рынок
  • Брокерские услуги
  • Банк
  • Управление активами
  • Форекс
  • Обучение
  • О компании

Меню

 
 
facebook
вконтакте

Автомобили на водороде - появятся ли они в России?

23.09.2021 11:00  Разбор полетов

Немецкие компании BMW и Audi в условиях отказа мира от традиционных авто с двигателем внутреннего сгорания решили сделать ставку на автомобили на водородных топливных элементах. С новыми моделями они рассчитывают усилить свои позиции на рынке "зеленых" автомобилей, где им приходится конкурировать с американской Tesla, производящей электрокары с аккумуляторами. Немецкие производители рассчитывают, что политики могут в будущем сделать ставку на водород в связи с декарбонизацией экономики.

Развитие транспорта на водороде логично. Во-первых, это позволяет уменьшить вредные выбросы от транспорта на традиционных двигателях, сократить потребление ископаемых углеродных топлив.

Во-вторых, хотя электродвигатели тоже не дают вредных выбросов, однако они требуют периодической подзарядки, и не всегда электроэнергию для них вырабатывают лучшим способом, например, тепловой генерацией. Так что эффект от использования электрического двигателя может быть недостаточным.

В-третьих, различного электротранспорта в мире уже много, конкуренция велика, а создание транспорта на водородных топливных элементах ещё в начале пути, и те компании, которые создадут такие модели, могут стать законодателями в развитии технологий и получить значительную долю рынка. Технологии развития двигателей на водороде совершенствуются, всё больше автопроизводителей инвестируют в это направление. Например, на Восточном экономическом форуме Volvo Group Россия заключила соглашение о сотрудничестве по вопросам развития водородных технологий и участия компании в создании Водородного парка на территории Сахалинской области. Для Volvo Trucks – грузового подразделения Volvo Group – развитие тяжелой коммерческой техники на водородных топливных элементах является одним из приоритетных направлений в области создания устойчивых транспортных решений будущего. С этой целью в начале 2021 года были приобретены 50% акций в СП cellcentric, которое займется разработкой, производством и коммерциализацией систем топливных элементов для использования в тяжелых грузовых автомобилях, а также в других сферах применения.

Технологии водородных топливных элементов совершенствуются, что позволяет создавать более безопасные силовые установки. Так, в августе в Словакии был представлен прототип автобуса с использованием водорода низкого давления, что повышает безопасность, снижает риск взрыва. Развитие не только электротранспорта, но и водородного транспорта позволяет автопроизводителям диверсифицировать деятельность, загрузить заказами производственные мощности, когда придёт время отказываться от производства автомобилей с традиционными силовыми установками.

Преимущество использования водорода заключается не только в том, что это экологически чистые силовые установки, но и в том, что их КПД больше, чем у традиционных двигателей. Кроме того, рост цен на энергоносители также влияет на сокращение их добычи, подталкивает переходить на электромобили и водородный транспорт.

Да, пока производство водорода остаётся довольно дорогим, например, консорциум крупных энергетических компаний Греции обнародовал объем средств, которые будут вложены в масштабный водородный проект White Dragon. В проекте участвуют Motor Oil Hellas SA, Terna Energy SA, а также консорциум Trans Adriatic Pipeline AG, созданный для транспортировки по трубопроводу природного газа, добываемого в азербайджанском секторе Каспийского моря, в страны Европы. Проект установки для получения экологически чистого водорода оценивается в 8 млрд евро. White Dragon предназначен для центрального отопления, экспорта по TAP и заправки автобусов, а также грузовых автомобилей. Но по мере развития технологий можно ждать снижения стоимости таких проектов, что скажется и на стоимости транспортных средств на водороде, и на услугах по их заправке.

В России тоже развивается транспорт на водороде, в первую очередь речь идёт о различных автомобилях. Как сообщил летом глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, КАМАЗ в этом году запланировал создание опытного образца автобуса на водороде. Также, по словам господина Мантуров, будет запущена программа поддержки производителей автокомпонентов с компенсацией 30-40% затрат на реализацию проекта. В ней смогут участвовать производители водородных топливных элементов, батарей, электромотора, силовой электроники, систем управления. Также министр отметил, что массовое производство автомобилей на водородных топливных элементах в РФ может начаться в 2024 году, причём это будут коммерческие автомобили, а не легковые. А по мере развития инфраструктуры можно ожидать роста спроса со стороны частных лиц, особенно если будут оказаны меры поддержки, как производителям, так и покупателям. Возможно, в число лидеров стран по количеству автомобилей с водородными элементами Россия вряд ли войдёт, но увеличить долю таких машин она может в ближайшие 10-15 лет.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Баранов Дмитрий
Баранов Дмитрий
ведущий эксперт
УК "Финам Менеджмент"
участник рейтинга
Ваша оценка: 
2
2 пользователя оценили материал на 2.
и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Ключевая ставка ЦБ
на 31 декабря