• Про рынок
  • Брокерские услуги
  • Банк
  • Управление активами
  • Форекс
  • Обучение
  • О компании

Меню

 
 
facebook
вконтакте

Политика Минфина стала дестабилизирующим фактором для российского рынка автобензина

В прошлом выпуске еженедельника мы проанализировали кризис, развивающийся на российском рынке автобензина. После выхода статьи и ее обсуждения с читателями возникла идея рассчитать, что было бы с экспортным паритетом для автобензина, если бы не произошли отступления от первоначального плана налогового маневра.

В таблице ниже приведены ставки акциза на автобензин экологического класса 5.

В строке "Факт" указаны фактические ставки акциза, действовавшие в соответствующие периоды.

В строке "План" указаны ставки акциза согласно Налоговому кодексу в редакции от начала 2015 года. Поскольку в той версии НК РФ не были опубликованы ставки акциза на период после 2017 года, мы продлили на 2018 год ставку акциза, которая планировалась на 2017 год. Эта логика вполне обоснована в рамках сценария со снижением акцизов с 2017 года для компенсации эффекта снижения экспортной пошлины и в рамках результатов сделки ОПЕК+, которая обеспечила дополнительные доходы госбюджета.

Строка "Разница" показывает разность между фактическими и плановыми ставками акциза. Видно, что отклонение от первоначального плана налогового маневра возникло со II квартала 2016 года, когда были внепланово повышены акцизы на нефтепродукты в связи обвалом мировых цен на нефть и экономическим кризисом в РФ.

Во II–IV кварталах 2016 года разница между фактическим и плановым акцизом на бензин класса 5 была на уровне 2600 ₽/т, а в 2017 году она выросла до 4300 ₽/т. В I полугодии 2018 года в рамках нашего подхода разница оценивается в 5383 ₽/т, а со II полугодия она вырастет до 6062 ₽/т.

Далее на странице 2 в двух таблицах приведены расчеты экспортного паритета для автобензина.

Методология расчета следующая. Бралась котировка бензина RBOB в $ за галлон по данным биржи NYMEX (2-й месяц). Она переводилась в $ за тонну путем умножения на коэффициент 350 и приводилась к европейскому рынку путем вычитания дифференциала в размере 20 $ на тонну (так как в США бензин обычно дороже, чем в Европе).

Также брались среднегодовые значения экспортных пошлин на автобензин и среднегодовые значения курса рубля к доллару по данным ЦБ РФ.

Экспортный паритет рассчитывался следующим образом. От котировки в $/т, приведенной к европейскому рынку, вычиталась экспортная пошлина. Разность умножалась на курс рубля к $, затем вычитались логистические затраты и далее к результату прибавлялись российские налоги - акциз и НДС.

Первое, что видно из нашего расчета: даже в условиях первоначального варианта налогового маневра со снижением ставок акциза происходит резкий рост экспортного паритета для автобензина с 2014 по 2018 годы. Средний netback за 2014 год составил 28204 руб./т, а за прошедший период 2018 года - 42475 руб./т, рост более чем на 14000 рублей.

В 2014 году российский рынок защищала высокая экспортная пошлина, которая в среднем за год составила почти 37% котировки автобензина.

В последующие годы резкое снижение экспортной пошлины, ослабление рубля к доллару и рост мировых цен на бензин в 2017–2018 годах способствовали росту нетбэка для автобензина.

В результате незапланированных повышений акциза экспортный паритет для автобензина в рамках фактического налогового маневра оказался гораздо выше, причем со временем разница между фактическим маневром и первоначальным планом лишь возрастала.

Со II по IV квартал 2016 года незапланированное повышение акциза добавило к нетбэку для автобензина 3068 ₽ в сравнении с первоначальным планом. Неснижение акциза с 2017 года добавило к экспортному паритету 5074 ₽, а рост акциза с 1 января 2018 года - 6352 ₽.

Если бы ставка акциза на автобензин класса 5 в 2018 году составляла 5830 ₽/т, то средний с начала года экспортный паритет для бензина производства НПЗ европейской части России находился бы на уровне 40000–43000 ₽/т в зависимости от расположения завода. Такой уровень экспортного паритета не создавал бы рисков чрезмерного роста оптовых цен.

В свою очередь нахождение биржевых цен на бензин Регуляр-92 на уровне 40000–43000 ₽/т не создавало бы рисков резкого роста стоимости товара в рознице, так как заправки оставались бы прибыльными без повышения розничных цен, либо с незначительным ростом в рамках инфляции.

Таким образом, политика Минфина в виде несбалансированного налогового маневра и внеплановых повышений акциза стала дестабилизирующим фактором для российского рынка автобензина. Однако нельзя обвинять в бензиновом кризисе только Минфин.

Подробнее

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Аналитики
Аналитики
Независимое агентство "Аналитика товарных рынков"
участник рейтинга
В мой блог
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
ЧМ по футболу 2018
на 15 июля
Курс доллара к рублю
на 29 июня
Россия на ЧМ по футболу
на 15 июля