Меню

 
 
facebook
вконтакте

Откроет ли "Яндекс" собственный банк?

06.08.2020 17:25  Разбор полетов

Весной "Яндекс" подал заявку на регистрацию 17 торговых марок, в числе которых "ЯБиржа", "ЯБрокер", "ЯТрейд" и наиболее интригующий сегодня прессу "ЯБанк", хотя последняя марка, на мой слух, трудна для произношения и близка к названию вышедшего на биржу китайского стартапа EBang International, который производит спецпроцессоры для майнинга биткоина.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Инвестируйте в международные IT-компании, которые по мере окончания пандемии и выхода из сложной экономической ситуации, становятся архитекторами новой экономики.

В общем-то, всех волнует не столько вопрос о том, создаст ли "Яндекс" российский аналог RobinHood, местного "убийцу брокеров", а то, откроет ли компания собственный банк. В принципе, ничего особенного тут нет: запасы кэша позволяют "Яндексу" в любую минуту купить готовый банк для собственных нужд (например, если требуется лицензия), не говоря уже о том, чтобы приобрести банк "под ключ", поскольку сегодня финтех-компаниям предлагают решения BaaS (banking as a service).

Собственные банки есть у мобильных операторов, их показатели быстро растут. Правда, операторы имеют более прочную связь с нашими кошельками (мы вносим абонентскую плату), а "Яндекс" традиционно оказывал миллионам пользователей бесплатные услуги. Но применений для банка можно найти очень много.

Аркадий Волож показывает офисВ первую очередь, просматривается синергия с проектом маркетплейса. "Яндекс" намерен развивать крупнейший маркетплейс на основе "Яндекс.Маркета", поскольку это позволит зарабатывать больше на стабильном и растущем рынке электронной коммерции, который в разы превосходит рекламный. Рекламный рынок продолжает давать "Яндексу" 60% выручки, но в этом году коронавирус остановил его рост, а вот электронная коммерция, наоборот, ставит рекорды, так же как и капитализация её лидеров – Amazon ($1,6 триллиона) и Alibaba ($714 миллиардов). Чтобы сегодня разогреть собственный маркетплейс, нужно предоставить магазинам-партнёрам весомые преимущества.

Многие маркетплейсы либо создали краудлендинговые программы, позволяя всем желающим кредитовать оборот своих партнёров, либо кредитуют сами. Обладая большим резервом наличных и достаточно подробными данными о поставщиках и спросе на их товары и услуги, "Яндекс" может создать очень точную систему скоринга. На этой основе можно построить систему кредитования малого и среднего бизнеса, конкурировать с которой обычные банки не смогут. Стоимость скоринговых систем, которыми пользуются крупнейшие рейтинговые агентства, можно оценить в десятки миллионов долларов, а скоринговые системы небольших банков на порядок дешевле и так же уступают по точности. Финтех-стартапы, кредитующие бизнес, в первый год работы теряют десятки миллионов долларов, поскольку им нужно собрать не только положительные, но и отрицательные примеры для машинного обучения. Иными словами, им приходится оплатить пирушку плохих заёмщиков. Для "Яндекса" такие расходы, во-первых, не очень значительны, а во-вторых, он, возможно, сумеет их и вовсе избежать, поскольку очень много знает о заёмщике. Подобные рассуждения относятся и к финансовым услугам населению – кредитовать можно и покупателей, приобретающих товары на маркетплейсе.   

Семь лет я повторял, что стоимость акций "Яндекса" слабо зависит от его новостей и финансовых результатов. Для игроков фондового рынка "Яндекс" был чем-то относящимся к России и к IT, и цена акций больше реагировала на политику и на события из жизни Apple и Google. Тренд был похож на синус с пятилетним периодом, и даже в начале прошлого года стоимость акции падала ниже уровня IPO. Однако в последние годы стоимость всё-таки проявила чувствительность к собственным новостям – сперва падая на слухах, а теперь, наконец, и возрастая на сообщениях о сильных результатах и масштабных планах. С середины июня начался поразительно быстрый и стабильный рост, и сегодня бумага подорожала уже на 1%, до 4367 рублей. Капитализация компании составила $21 миллиард. Я считаю бумагу привлекательной для инвестиций с горизонтом 5 лет. При этом, на мой взгляд, в последние два месяца её приобретали и с целью заработать именно на краткосрочном росте. Если в какой-то момент вниз пойдёт весь глобальный хайтек, что весьма вероятно осенью в период президентских выборов в США, такие инвесторы будут продавать. Соответственно, надо быть готовым к провалам, аналогичным случившимся прошлой и позапрошлой осенью, и использовать эти моменты для покупки. Свою капитализацию "Яндекс" уже доказал, а работа на рынках финтеха и электронной коммерции позволит удержать темпы роста выручки на уровне по крайней мере 25% в течение пятилетнего периода.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Делицын Леонид
Делицын Леонид
ведущий аналитик
ГК "ФИНАМ"
участник рейтинга
Ваша оценка: 
4
7
11 пользователей оценили материал на 3.
и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Россия на ЧЕ по футболу
на 12 июля
Нефть Brent
на 15 сентября
Индекс какой отрасли будет лучшим в 2020 году на Мосбирже?
на 31 декабря