еще
*1945
Бесплатно по РФ для МТС, Билайн, МегаФон и Tele2
Звонок с сайта  
  • Про рынок
  • Брокерские услуги
  • Банк
  • Управление активами
  • Форекс
  • Обучение
  • О компании
 
 
facebook
вконтакте

Не хочу учиться. Дистанционное обучение не нравится половине россиян

04.08.2021 19:00  Разбор полетов

Россияне не очень доверяют дистанционному образованию и считают его для себя неподходящим. Между тем есть и другой тренд: многие сегодня вообще не стремятся к получению высшего образования, поступая в колледжи вместо университетов.  Качество высшего образования падает, считают россияне. Впрочем, такое отношение к образованию наблюдается во всем мире. Долгое обучение в вузе заменяют курсы, которые предлагают овладеть нужной специальностью за пару лет.

Более половины россиян считают, что формат дистанционного образования им не подходит. Согласно исследованию, которое провел медиахолдинг Rambler&Co, так считают 50% респондентов.

Дистанционное обучение стало активно развиваться как в России, так и за рубежом в связи с пандемией короновируса. В России на дистанционное обучение были переведены многие школы, а также часть университетов.

Одним из пионеров в этой области стала Высшая школа экономики, где год назад был проведен и опрос о качестве дистанционного обучения. Он показал, что 50% представителей университетов заявили об "удовлетворенности" качеством дистанционного образования. При этом для студентов переход на такое обучение не представлял никаких трудностей. А 34% студентов отмечали, что им не хватало общения с одногруппниками. И еще столько же испытывали трудности с интернетом.  

В свою очередь, 33% студентов рассказали, что им не хватало очных дискуссий с их преподавателями. Стоит отметить, что количество недовольных возросло во вторую волну короновируса, когда многие требования к санитарным нормам были ужесточены.

Заведующий лабораторией факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Александр Милкус заявил Finam.ru о необходимости разделять различные форматы дистанционного обучения: "Если это совмещение: очно-заочное обучение, и если последнее проходит дистанционно, то это одно. Если студент учится постоянно удаленно, то тут все зависит от вуза и мотивации студентов. Если студенту нужна палка-погонялка в виде преподавателя, тогда вообще речь не о системе образования, а о социальной проблеме - вуз как камера хранения".

Профессор ВШЭ и Чикагского университета Константин Сонин в интервью Finam.ru отмечал "минус" дистанционного обучения - у преподавателей действительно стало меньше контактов со студентами: "У меня в университете есть присутственные часы, но сейчас на таких встречах меньше студентов, у них меньше возможностей подойти ко мне в коридоре или за ланчем и обсудить свой вопрос", - рассказывал Сонин.

К тому же, в США, по его словам, дистанционное обучение продемонсиировало неравенство среди разных студентов. "В сегодняшнее время у обеспеченных студентов есть весь спектр дистанционных возможностей, им не надо отвлекаться на быт, за этим следят помощники по дому. У студентов из более бедных семей таких возможностей нет", - рассказывал Сонин.

Россия: внимание "корочкам"

В России, где с советских времен существует престиж высшего образования, которое в то время открывало дорогу к материальным благам, подобная ситуация сохраняется и сегодня.

Так, 43% опрошенных Rambler&Co считают, что без высшего образования нельзя создать успешную карьеру. Правда, хотя 26% считают диплом важным, более существенным для них выглядят практические навыки.

Работодатели же пока обращают внимание на вузовские "корочки". Согласно опросу Института технологий управления - РТУ МИРЭА, опубликованного "Известиями", 75% компаний считают наличие диплома у работника обязательным.

Но, как известно, практические навыки можно получить и без высшего образования, которое постепенно теряет свой престиж. Согласно недавнему опросу портала Superjob, в этом году в вузы собираются поступать лишь дети 48% родителей. Чуть более 10 лет назад таковых было 80%. В колледжах и профессиональных училищах собираются продолжить обучение 23% респондентов, а 21% пока не приняли решение.

Как отмечает Милкус из ВШЭ, причиной того, что молодые люди идут в колледжи, а не университеты, может быть две. Первая состоит в том, что у людей попросту не хватает средств на то, чтобы содержать детей еще 4 года после окончания школы. "А так есть надежда, что он закончит колледж, и начнет сам себя обеспечивать". С другой стороны, добавляет эксперт, 7-10% бывших школяров таким образом "обходят ЕГЭ".

Москвичка Ника свое решение приняла давно. Несмотря на то, что она получила высокие балы по ЭГЭ, она решила не поступать в университет и заняться бизнесом. Вместе с друзьями Ника создала компанию по пошиву дизайнерской одежды. "Я не жалею, что не поступила никуда после школы, потому что сейчас у меня есть возможность зарабатывать и снимать квартиру, чтобы жить отдельно от родителей. А многие мои знакомые такой возможности не имеют", - объясняет юная предпринимательница в беседе с Finam.ru

Эксперты отмечают, что одна из главных проблем образования в России не слишком высокое его качество в университетах. За исключением нескольких крупных российских университетов в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных федеральных центрах, многие вузы страны не дают востребованного сегодня образования, используют старые методики преподавания. Единственный российский университет, который входит в топ рейтинга Times Higher Education (THE), - это МГУ имени Ломоносова.

Согласно опросу Фонда общественного мнения, проведенному в августе 2020 года, 45% граждан называют качество высшего образования удовлетворительным, 20% оценили его как хорошее, а 22% назвали его плохим.

C тем, что престиж высшего образования в стране ухудшается, согласен и преподаватель факультета журналистики МГУ Андрей Вырковский: "Университеты попросту не успевают перевариварить знания. Вокруг них больше не формируется образовательная Вселенная, и если так будет продолжаться, университеты просто исчезнут", - говорит преподаватель в беседе с Finam.ru.

В Америке хотят учится на сварщиков

Тревогу о падении качества высшего образования и престижа   обучения в вузе бьют и в США. Так, в начале 2017 года число студентов, обучающихся по программам высшего образования, было на 2,6 млн меньше, чем осенью 2011 года. "Это тревожный и резкий спад", - констатировало издание The Highlander Report, которое освещает проблемы образование в США.

В июне 2020 года этой проблеме посвятил свою колонку в журнале Forbes профессор экономики Университета штата Огайо Ричард Веддер: "При снижении академических стандартов (учащиеся изучают меньше часов для получения более высоких оценок) диплом является менее надежным индикатором качества потенциального работника - отсюда резкое снижение приема в школы более низкого качества, даже когда процветают элитные школы с более высокими стандартами", - писал автор в статье "Падение американского университетского образования".

Еще одна причина падения интереса к высшему образованию - бум различного рода курсов, которые за года за два готовят студентов для высокооплачиваемой работы: "Год, потраченный на обучение сварщика, вероятно, принесет большую отдачу, чем четыре или пять лет, потраченных на получение степени бакалавра гендерных исследований в колледже последней инстанции", - пишет автор.

Такие выводы справедливы и для России, где также есть сварщики, получающие вполне приличное жалование, и влачащие жалкое существование врачи.  

В образовательном плане Россия - наследница бывшего СССР. Она остается страной контрастов, однако дело, наверное, не только в качестве образования. Как хорошо известно, один из самых по-прежнему престижных факультетов МГУ – факультет журналистики - не смог сделать из любого студента журналиста.  

Однако благодаря своему многолетнему декану Ясену Засурскому, у журфака многих достойных выпускников, которые нашли себя не только в СМИ, но и в бизнесе, и на государственной службе. В среду, 4 августа, во время прощания со знаменитым деканом сотни бывших студентов провожали его гроб аплодисментами. Это была, возможно, лучшая последняя почесть тому, кто понимал, что высшее образование - это не только лекции и конспекты.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Ваша оценка: 
1
1
2 пользователя оценили материал на 0.
и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
05.08 19:43
fn801095:
Высшая школа экономики может обучать хоть очно, хоть дистанционно - пользы для России точно никакой. А то, что родители своих Чад перестают потихоньку насиловать ненужным им высшим образованием, так это происходит совсем даже близко не с якобы падением престижа. Просто такие родители наконец то начали расставаться с иллюзиями об обязательном высшем образовании. В советское время 10 класс заканчивали не более 30 процентов учащихся средних школ, а в вузы шли всего лишь также не более 30 процентов выпускников 10-х классов. Ну не нужны экономике хоть тогда, хоть сейчас такое количество недоучек с высшим образованием. Особенно выпускники Высшей школы экономики!!!
06.08 12:53
fb10153859988846908:
Еще один мутный материал за подписью Братерского. Очень заметен пиар ВШЭ, которая не является лидером в формировании системы дистанционного образования (скажите мне, в чем она является лидером). Очередное искажение ситуации в СССР: СССР не был страной контрастов, такой страной стала современная Россия. Высшее образование в советское время не открывало дорогу к материальным благам, рабочий мог легко зарабатывать в 2-3 раза больше инженера, это был вопрос призвания и доп.возможностей для социального лифта. Факультет журналистики всегда был одним из самых отстойных в МГУ, хотя Засурский- ветеран, его личный рейтинг, да, был высоким (rip).
08.08 19:28
Levitsky:
я своих Слабак я, не могу выразить свою мысль( заграницу отправлю учится в лондон
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Ключевая ставка ЦБ
на 31 декабря
Курс доллара к рублю
на 1 октября
Мечел
на 1 октября