еще

Меню

вконтакте

Генетик Сечин. В России создадут базу геномов россиян

17.11.2021 18:54  Разбор полетов

Глава "Роснефти" Игорь Сечин заявил, что в России будет создана база геномов 100 тысяч россиян. Первыми добровольными участниками исследований станут сотрудники компании. Россия не хочет отстать от других стран, которые вкладывают многомиллиардные средства в эту сферу. Кроме этого в стране создадут центр генетической информации, который займется координацией генетических исследований в сельском хозяйстве.

О планах создания базы геномов Сечин рассказал на совещании по вопросам развития генетических технологий, которое прошло под руководством президента Владимира Путина 17 ноября. Как отметил Сечин, инвестиции в создание центра геномного секвенирования на первом этапе оцениваются в 22,5 млрд рублей.

Стоит отметить, что в апреле 2020 года телекомпания BBC сообщила, что нефтяная компания "Роснефть" участвует в создании некого генетического центра в России. Цель исследований, как утверждалось в материалах, "выявить и отредактировать типичные для российского этноса генетические отклонения".

В России создадут базу геномов россиян"Роснефть" в то время на своем сайте назвала эти утверждения ложными и заявила, что обратится в суд. При этом статья BBC, по-прежнему присутствует на сайте телерадиокомпании.

Исследования генома человека активно проводятся во всем мире, включая Россию. "В медицинской генетике эти данные позволяют выявить причины наследственных заболеваний. Их известно более 7 тыс., и каждое такое заболевание вызывается несколькими различными повреждениями ДНК. Например, умственная отсталость бывает генетическая и негенетическая. Генетическая связана с мутациями примерно в 1,5 тыс. генов, и у каждого человека какая-то уникальная мутация", - объяснял ранее в интервью "Коммерсант" Александр Лавров, заведующий лабораторией мутагенеза федерального Медико-генетического научного центра.

Как отмечал ученый, достигнуть "полной расшифровки генома" в России можно будет в ближайшие 2-3 года, но кроме цены и платежеспособности населения нужны большие вложения в инфраструктуру хранения и обработки генетических данных: "Анализировать геном качественно во много раз сложнее. И здесь не нужно уже что-то уникальное, нужны просто мощные компьютеры".

В настоящее время на российском рынке работает лишь несколько компаний, которые занимаются анализом ДНК человека. Большинство из них предлагают пациентам исследования для выявления наследственных заболеваний. Одна из них - Genotek, основанная выпускниками МГУ. Как отмечало издание "Секрет Фирмы", компания предлагает пользователям полную расшифровку ДНК, однако тест не дешев и обойдется пользователю почти в полмиллиона рублей. "Правда, корректно интерпретировать его результаты сложно - о многих зависимостях и комбинациях генов наука пока ничего не знает", - говорится в статье.

Изучают геном на суставах россиян

В 2019 году в России была утверждена Федеральная научно-техническая программа развития генетических технологий до 2027 года. Ее цель использование технологий генной инженерии в медицине, сельском хозяйстве, промышленности. Контроль за исполнением программы возложен на Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт".

Интерес к тематике генной инженерии понятен, так как исследования сулят немалые дивиденды: согласно прогнозам, сделанным Fortune business Insights, объем мирового рынка генетических исследований, достигнет $94,66 млрд к 2028 году.

За рубежом генетические исследования активно финансируются правительством. Так зимой 2020 года в Индии был запущен проект "Genome India" (GIP). Его целью стал сбор 10000 генетических образцов от граждан по всей Индии для создания эталонного генома. Ученые ставили задачу выяснить причину генетических мутаций и нарушений, от которых страдает часть населения страны.

Ранее в 2019 году в США был основан проект по секвенированию (определению последовательности) полногенома стоимостью в $227 миллионов и при участии 500 тысяч добровольцев из США и Великобритании. Цель проекта: улучшение профилактики и диагностики заболеваний, таких как рак болезни сердца и диабет.

Правда в России видят в исследованиях американских партнеров не только желание помочь диабетикам и онкологическим больным. В 2017 году немало шуму наделало заявление пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова, который заявил, что спецслужбы России обладают информацией о том, что иностранные неправительственные организации собирают биологический материал россиян.

В 2019 год это заявление вновь подтвердил глава "Курчатовского института" Михаил Кавальчук. Он отметил, что США собирали в России образцы синовиальной (суставной) жидкости россиян. "А она очень важна для обеспечения выносливости. Наш солдат считается более выносливым, чем у них", - сказал Ковальчук.

Во время совещания Путин хоть и не упоминал про солдат и суставы, постарался акцентировать внимание на этической стороне генетики. "В первую очередь нужны законодательные механизмы, которые обеспечат права граждан, регламентируют вопросы получения, использования, защиты генетических данных человека и его семьи, в том числе будущих поколений", - отметил президент.

Пшеницы боятся, ГМО тоже

Конкретным итогом совещания стало заявление Путина о создании центра генетической информации, его планируется открыть на базе Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова.

В задачу центра будет входит работа в сфере селекции, ветеринарии, селекции растений. Генетические исследования сегодня одно из главных направлений работы в мировом сельском хозяйстве, и Россия здесь не хочет быть в числе отстающих.

Генетические исследования активно используются для улучшения сортов пшеницы. В 2018 году международный консорциум ученых из 20 стран впервые представил исследования генома пшеницы.

Пшеницы боятся, ГМО тожеВ исследованиях, которые были опубликованы в журнале Science, содержатся данные 107,8 тысячи генов растения. Ученые считают, что генетическая пшеница будет обладать большей устойчивостью к засухе. Однако в мире пока с осторожностью относятся к возможности использования подобных сортов в сельском хозяйстве В октябре 2020 года Аргентина стала первой страной в мире, разрешившей выращивание такой культуры.

В свою очередь, в мае этого года сразу несколько губернаторов обратились в Министерство сельского хозяйства с требованием отменить постановление, упрощающее ввоз в страну соевых культур, содержащих ГМО, но власти их не поддержали. Впрочем, подобную либеральную позицию в этих вопросах они проявляли достаточно редко. Как напоминает РБК, в 2016 году Путин запретил ввоз и выращивание в стране семян, которые были изменены с помощью генной инженерии.

Отношение к генетически модифицированным продуктам (ГМО) остается достаточно сложным. В России слово "ГМО", в основном, имеет негативную коннотацию и согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в июне этого года, 66% россиян считает подобные продукты опасными для здоровья.

Возможно, улучшить мнения россиян на этот счет помогут ученые института, названного в честь великого Николая Вавилова, ученого генетика, попавшего под каток сталинских репрессий. Тогда ученых-генетиков в прессе называли "шпионами и вредителями". Хорошо, что сегодня времена немного другие, у людей науки больше возможностей улучшать сорта пшеницы и самим бороться с вредителями полей и огородов.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Ваша оценка:
1
1 пользователь оценил материал на -1.
и оставьте свой комментарий.

Обновить
22.11 01:06
Levitsky:
геном Слабак я, не могу выразить свою мысль( передается по наследству это вам любой школьный биолог скажет
22.11 01:27
Levitsky:
геном жадной мрази передается родителями так понятнее?
так же он влияет на интеллект что дается воспитанием на опыте предыдущих поколений. Не генетической отсталости не может быть просто дебила не те дяди воспитывали ну не тянул он математику и точные науки. Зато комик вышел на заглядение и руководитель высшего звена таких же гениев.

Прогнозы «Ленты Финама»

Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Ключевая ставка ЦБ