Меню

 
 
facebook
вконтакте

Экономические тренды сентября: мегапроекты и ключевая ставка ЦБ

10.09.2018 11:50  Разбор полетов

Экономические тренды сентябряНачало сентября выявило наличие двух – по сути разнонаправленных – трендов в российской экономике. Один проявляется в обнародовании планов все новых и новых, преимущественно инфраструктурных, мегапроектов. Другой – в публичном признании Банком России возможности повышения ключевой ставки.

Оба тренда вызваны требованиями экономической реальности, но порождают определенные опасения. Хотя дефицит развитой инфраструктуры – факт, который не нуждается в доказательствах, большинство лоббируемых мегапроектов страдает дефицитом убедительной аргументации. Либо триллионные инвестиции планируются с расчетом на крайне шаткую конъюнктуру и опираются на самые оптимистические, из всех возможных, прогнозы. Либо оказывается, что итоговое влияние огромных строек на развитие экономики заканчивается, по сути, с окончанием самих строек.

На этом фоне возможное ужесточение политики регулятора (после периода ее постепенного смягчения) вряд ли облегчит доступ к деньгам на внутреннем рынке, к чему многие, естественно, призывали в условиях ограничения доступа к ним на внешнем. Разнонаправленность заключается в том, что ожидания субсидируемых государством кредитов либо прямой бюджетной поддержки масштабных проектов будут по инерции нарастать, несмотря на вновь появляющиеся финансовые риски. Географически близкий России пример Турции в режиме онлайн демонстрирует, чем для вполне успешной экономики заканчивается кредитная накачка при нежелании своевременно корректировать монетарную политику (и конкретно – повысить ставку).

В таком контексте вполне актуальным выглядит экспертный анализ внешнего долга России на предмет возможных угроз ее финансовой стабильности. Внешний государственный долг РФ на 1 июля 2018 г. не превышал 50 млрд долл. (причем во 2 квартале текущего года нерезиденты, опасаясь новых антироссийских санкций, сократили вложения в государственные бумаги РФ на 10 млрд долл.). Суммарная же задолженность органов госуправления и Центрального банка составила 77 млрд долл. или 15% общей величины долга. Но поскольку многие компании и банки, имеющие валютные долги, принадлежат государству либо контролируются им, внешний долг госсектора в расширенном определении достигает 255 млрд долл., или 49% всего долга.

Показатели внешнего долга России мы оцениваем как благоприятные. Отношение долга к ВВП и экспорту на конец 1 квартала не превышало соответственно 32 и 120%, что, согласно международным меркам, является незначительным. Правда, внешняя задолженность РФ имеет довольно краткосрочный характер, отношение платежей по внешнему долгу в ближайший год к ВВП и экспорту составляет соответственно 8 и 32%, что означает уже достаточно высокую степень риска. Тем не менее международные резервы страны более чем втрое превосходят предстоящие в течение года выплаты по внешним обязательствам, поэтому российскую долговую ситуацию можно признать вполне устойчивой.

Вместе с тем привлекаемые у нерезидентов средства могут быть важнейшим источником финансирования инвестиций и экономического роста. Стагнация в сфере внешних заимствований, продолжают они, свидетельствует, что и нерезиденты не стремятся финансировать российские компании в условиях низких темпов роста и геополитических рисков, и у российских компаний отсутствуют новые привлекательные проекты, для реализации которых они готовы занимать за рубежом.

Анализируя основные параметры федерального бюджета по итогам 1-го полугодия 2018 г. (здесь и далее – по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года), мы отметаем рост доходов на 1,8 п.п. ВВП при сокращении расходов (на 1,2 п.п.). При этом доля нефтегазовых доходов, поступавших опережающими темпами, повысилась до 45,6% (годом ранее 40,4%). В результате федеральный бюджет исполнен с профицитом 1,9% ВВП (год назад он был дефицитным – 1,0% ВВП). С точки зрения поддержания бюджетной устойчивости динамика основных параметров позитивна, заключают авторы.

К аналогичным выводам мы пришли и в результате анализа итогов 1-го полугодия по состоянию региональных бюджетов. Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в целом выросли (по сравнению с соответствующим периодом 2017 г.) на 9,7%, причем рост происходил почти повсеместно (в 80 субъектах). Структура доходов существенно не изменилась, как и структура расходов, которые тоже выросли в 80 субъектах, а в целом они увеличились на 9,1%. Параллельно сокращался государственный долг субъектов РФ – по сравнению с началом текущего года на 5,4%, а по сравнению с июлем прошлого года – на 2,1% до 2,16 трлн руб. Пока в структуре их долга преобладают бюджетные кредиты, но в перспективе будет расти доля ценных бумаг и кредитов кредитных организаций. При этом у наименее обеспеченных регионов сохраняется высокий уровень долговой нагрузки.

В самом банковском секторе, судя по результатам первых 7 месяцев этого года, прибыль несколько сократилась – в основном из-за возобновившегося роста резервов на возможные потери. Однако стала очевидной основная положительная для данного сектора тенденция – восстановление прибыли регулярных банковских операций. Главную роль сыграл рост чистых процентных доходов банков. До конца текущего года динамика банковской прибыли будет определяться прежними факторами – процентной политикой ЦБ, процессом оздоровления крупных банков и динамикой курса рубля. Если Банк России до конца 2018 г. повысит ключевую ставку, то выдаваемые новые кредиты все равно останутся на 2–3 п.п. дешевле, чем в прошлом году, а стоимость привлеченных средств может вырасти для банков из-за конкуренции за привлекаемые ресурсы. Если же ставка сохранится на нынешнем уровне, то структура процентных доходов тоже вряд ли изменится, не будет значительным и влияние на общий финансовый результат банковского сектора.

В социальной сфере оценили ход исполнения майских указов 2012 г., установивших целевые ориентиры по зарплатам в бюджетных отраслях. Исходя из данных за 1-е полугодие 2018 г., мы пришли к выводу, что, за исключением отдельных регионов, эта задача в целом по стране решена или будет решена до конца года. В том числе этому способствовало повышение зарплат за счет единоразовых выплат в начале года и рост минимальных зарплат до прожиточного минимума. В итоге с 2012 г. зарплаты в бюджетном секторе номинально выросли в 1,9 раза (при росте средней зарплаты в экономике в 1,6 раза).

Вместе с тем мы обращаем внимание на то, что, например, в сфере здравоохранения в ходе исполнения указов произошло резкое (более чем вдвое) формальное сокращение младшего медицинского персонала. Это было связано не только с увольнениями, но и с активным переводом этого персонала на должности уборщиц. В итоге эта категория работников, сохраняя прежние обязанности, не попадала под действие указов и соответственно повышения зарплат не происходило. Кроме того, выполнению майских указов – и это относится уже к бюджетной сфере в целом – частично способствовал переход на новую методологию. С 2015 г. для расчета средней считаются зарплаты не только наемных работников организаций, но занятых по найму у индивидуальных предпринимателей и физлиц. Учет этих категорий работников снижает средний показатель зарплат в стране на 10–12%. Данная версия активно используется именно для оценки выполнения указов, в то время как основным показателем уровня зарплат остается прежняя версия, учитывающая только работников организаций.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Эксперты
Эксперты
Институт соцанализа и прогнозирования РАНХиГС
участник рейтинга
Ваша оценка: 
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 31 октября
Газпром
на 1 ноября
Курс доллара к рублю
на 30 ноября