еще
*1945
Бесплатно по РФ для МТС, Билайн, МегаФон и Tele2
Чат со специалистом:
Звонок с сайта  
  • Про рынок
  • Брокерские услуги
  • Банк
  • Управление активами
  • Форекс
  • Обучение
  • О компании

Меню

 
 
facebook
вконтакте

Что ждет транспортную сферу?

22.11.2021 19:09  Разбор полетов

В пандемию из-за сокращения числа поездок сильно пострадала транспортная сфера не только в России, но и в других странах. В 2021 году люди стали активнее перемещаться, но риски сохраняются - они по-прежнему связаны с распространением коронавируса. Так, в России обсуждают законопроект о введении QR-кодов, подтверждающих вакцинацию от COVID-19, для совершения международных и междугородних поездок, в Татарстане в понедельник, 22 ноября, система QR-кодов начала действовать и для городского общественного транспорта.

Finam.ru рассказывает, как повлияют обязательные QR-коды на российский общественный транспорт, а также на акции каких транспортных компаний стоит обратить внимание инвесторам.

Татарстан ввел обязательные QR-коды для внутренних поездок на общественном транспорте

С понедельника, 22 ноября, в Татарстане граждане, чтобы ездить на городском общественном транспорте, должны предъявлять QR-код о прививке, перенесенном заболевании или медоотвод. Далеко не все жители республики поддержали нововведение - соцсети наполнились гневными комментариями несогласных с новыми правилами, а уже в первой половине дня СМИ сообщили о 800 высаженных из автобусах пассажиров без QR-кодов. По данным опроса, проведенного HeadHunter, только 44% татарстанцев добираются на работу на общественном транспорте - это самый низкий процент среди регионов России.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент", считает, что введение QR-кодов на транспорте может отразится на доходах перевозчиков и привести к росту социальной напряженности.

"Теоретически, введение QR-кодов в транспорте может отразиться на его доходах. В первую очередь, это может произойти из-за сокращения пассажиропотока – часть граждан, у которых кодов не будет, не будут пользоваться транспортными услугами, а часть – найдёт другие способы для поездок. Во-вторых, не исключено, что часть пассажиров может отказаться платить за проезд в знак протеста против введения QR-кодов", - говорит г-н Баранов.

В-третьих, по его словам, не стоит забывать о росте цен на товары и услуги, которые используют транспортники, и вне зависимости от того, введут ли коды в транспорте или нет, инфляция повлияет на доходы компаний отрасли. Необходимость проверять коды у пассажиров перед поездкой или во время неё может значительно осложнить движение транспорта, уменьшит скорость передвижения, что также заставит отказаться часть пассажиров от его услуг, отмечает эксперт.

По его словам, несмотря на то, что о введении QR-кодов в транспорте было уже объявлено, не исключено, что по всей России их всё же вводить не будут.

"Уже сказано о том, что это может привести к значительным изменениями в работе транспорта, сокращению его доходов, но главное, что это может вызвать значительный рост социальной напряжённости в стране, недовольство населения (как видно по сообщениям из Казани о драках в общественном транспорте, это уже происходит). Это может отразиться на экономике в целом, могут пострадать многие отрасли, например, нефтеперерабатывающая, так как транспортникам потребуется меньше топлива или машиностроение, ведь нового общественного транспорта будет нужно меньше, как и деталей и комплектующих для него", - подчеркивает г-н Баранов.

Кроме того, по его словам, не стоит забывать о приближении зимы, и вряд ли транспортники будут готовы не пускать в салон тех, у кого нет QR-кодов, или высаживать пассажиров без них на трассе, когда на улице мороз и снег.

"Можно напомнить, что подобные случаи уже были в стране, правда, по другим поводам, и они становились предметом внимания правоохранительных органов, в случае с отсутствием кодов их может быть гораздо больше, что вряд ли нужно и транспортникам, и властям, и правоохранителям. Можно предположить, что намерение ввести QR-коды в транспорте является попыткой ускорить вакцинацию в стране, подтолкнуть население к этому, но использовать эту меру на самом деле не будут", - говорит эксперт.

РЖД сократит поезда

Как сообщает "РБК, "Федеральная пассажирская компания", которая является дочерней для РЖД, планирует отменить или сократить частоту рейсов для 44 поездов дальнего следования из-за падения пассажирского спроса. Изменения коснуться направлений, связывающих Москву с Санкт-Петербургом, Мурманском, Адлером, Нижним Новгородом и другими городами. Стоит также отметить, что на новогодние праздники компания собирается запустить по популярным маршрутам около 500 дополнительных поездов.

Дмитрий Баранов отмечает, что пассажирский сегмент убыточен для РЖД, и изменение графика движения поездов поможет холдингу сократить убытки.

"Сокращение числа пар пассажирских поездов и изменение графика их движения связаны, прежде всего, со снижением спроса со стороны пассажиров. Это, в свою очередь, объясняется сложной ситуацией с доходами населения. Влияет и очередная волна пандемии коронавируса, что вынуждает граждан отказываться от поездок из-за боязни заразиться. Кроме того, скорое окончание осени и приближение зимы влияет на спрос на поездки, ведь отпуска в основном закончились", - рассуждает эксперт.

Кроме того, добавляет он, не стоит забывать и о высокой конкуренции между разными видами транспорта, это могло повлиять на решение компании об изменении графика движения. Остающаяся низкой мобильность населения страны тоже могла оказать влияние.

"Введение QR-кодов может ещё снизить пассажиропоток, что отразится на доходах компании, может заставить внести новые изменения в график движения, ещё сократить число пар поездов. Пассажирский сегмент убыточен для компании – убыток холдинга составляет 52,9 млрд руб. согласно пресс-релизу, посвящённому годовому отчёту. Изменение графика движения может уменьшить расходы компании, что позволит сократить убытки пассажирского сегмента. Важно, чтобы грузовые перевозки холдинга оставались востребованными, что благоприятно скажется на его финансовом положении. Согласно данным компании, погрузка за январь-октябрь 2021 года составила 1 млрд 66,5 млн т, что на 3,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такая динамика позволяет рассчитывать, что этот год холдинг завершит с результатами лучше прошлого года, в том числе и по доходам", - обращает внимание г-н Баранов.

"Аэрофлот" увеличит топливный сбор

Еще одним серьезным ударом для транспортной сферы стал рекордный рост цен на топливо. Так, по словам пресс-секретаря "Аэрофлота" Юлии Спиваковой, в 3 квартале 2021 года цена керосина была уже на 50% дороже, чем в прошлом году, а в октябре превышала 50 тыс. рублей за тонну и находилась на исторических максимумах.

По словам представителя перевозчика, с 22 ноября компания вынужденно увеличила внутренний топливный сбор на 550 рублей, до 2200 рублей, а также на 30 евро сбор на международных направлениях, теперь он составит 50 евро.

Дмитрий Баранов полагает, что компания может только частично переложить часть расходов на потребителя.

"Как уже было сказано, увеличение цен на товары и услуги, которые используют транспортники, неизбежно отразится на их деятельности, финансовых результатах. Это относится и к топливу. Возможно, они смогут включить часть расходов в себестоимость, переложить их на потребителей, но не полностью. Рост цен на товары и услуги может сказаться на их операционных результатах, на их финансовом положении. Если будут введены и QR-коды на транспорте, что приведёт к сокращению пассажиропотока, это может ещё больше усугубить состояние перевозчиков, снизит их доходы. Транспортники могут сократить потребление выросшего в цене топлива, но это может отразиться на графике перевозок, ещё больше ухудшить его, ведь ранее его уже сокращали из-за снижения пассажиропотока от коронавируса. Возможно, отрасли потребуется помощь в каком-либо виде, чтобы компенсировать рост цен на топливо для сохранения привычного для населения графика перевозок", - говорит эксперт.

Перспективные акции транспортных компаний

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) ожидает, что в 2022 году убытки мировых авиаперевозчиков значительно сократятся – до $11,6 млрд в 2022 году. По итогам 2021 года они составят $51,8 млрд.

По данным Росавиации, за 9 месяцев 2021 года пассажиропоток российских авиакомпаний вырос на 58,6% по сравнению с прошлым годом, до 83,6 млн человек, что на 18,6% меньше, чем в январе-сентябре 2019 года.

"Аэрофлот" является одним из лидеров российского авиарынка с долей около 41,2%.

В сентябре 2021-го компания перевезла 4,8 млн пассажиров, что на 43,4% больше, чем в  сентябре 2020 -го и на 13,4% меньше, чем в сентябре 2019 года.  Однако суммарный пассажиропоток  авиаперевозчика за 12 месяцев  превысил докризисный уровень на 3,7%.

Аналитики "ФИНАМа" рекомендуют "Покупать" акции "Аэрофлота" с целевой ценой 116 рублей.

Аналитики "ФИНАМа" полагают, что сейчас можно делать ставку на транспортные компании, занимающиеся перевозкой не пассажиров, а доставкой грузов. Пандемия коронавируса обнажила проблемы в логистике, из-за нарушений транспортных цепочек пострадали производители и продавцы. Однако сейчас логистика ускоренно встает на цифровые рельсы. Технологическая трансформация поможет сфере удовлетворить запросы клиентов и поставлять товары без задержки.

Один из мировых лидеров логистической и транспортной сферы компания Deutsche Post предлагает внутреннюю и международную доставку грузов, экспресс-доставку, грузоперевозки, а также услуги по электронной коммерции и управлению цепочками поставок.

В 3 квартале 2021-го чистая прибыль Deutsche Post выросла на 29,1% по сравнению с прошлым годом и достигла 1,17 млрд евро, а квартальная выручка компании увеличилась на 23,5% за год - до 20,04 млрд евро.

Аналитики "ФИНАМа" рекомендуют "Покупать" акции Deutsche Post с целевой ценой 80 евро за акцию.

Высокий спрос наблюдается и на рынке морских контейнерных перевозок, который связан с восстановлением потребительского спроса и дефицитом контейнеров.

Так, глобальный спрос на морские контейнерные перевозки в сентябре 2021-го оценивался в 14,72 млн TEU (Twenty-foot Equivalent Unit), что на 7% больше, чем  в 2020 году.

Ведущая судоходная компания в азиатско-тихоокеанском регионе SITC International  Holdings  предлагает  клиентам комплексные транспортные и логистические услуги. Компания обслуживает 75 маршрутов, которые охватывают 14 стран Азии.

Росту акций компании способствует глобальное увеличение объемов контейнерных грузоперевозок и рост фрахтовых ставок на фоне восстановления мировой экономики после кризиса.

Компания показала сильные финансовые показатели по итогам 1 полугодия 2021 года. Выручка SITC  за полгода выросла на 80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла $1,3 млрд, а чистая прибыль подскочила в три раза, до $488 млн. Помимо этого, за первые 6 месяцев этого года компания выплатила промежуточные дивиденды в размере 100 гонконгских центов, или 12,88 центов США на акцию с доходностью 3,1%.

Аналитики "ФИНАМа" рекомендуют "Покупать" акции SITC с целевой ценой 38,16 гонконгских доллара за акцию на сентябрь 2022 года.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Поздеева Екатерина
Поздеева Екатерина
обозреватель
Finam.ru
участник рейтинга
Ваша оценка: 
1
1 пользователь оценил материал на 1.
и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Ключевая ставка ЦБ
на 31 декабря