Меню

 
 
facebook
вконтакте

Пять причин инвестировать в Tesla

Бизнес Tesla имеет очень много как положительных, так и отрицательных сторон. Для начала я бы хотел выделить отрицательные аспекты деятельности компании, чтобы понять, насколько все плохо.

На конец 2017 года компания отчиталась с убытком почти в $2 млрд  и с долгом более $9,5 млрд. На последнюю отчетную дату долг снизился до $8,7 млрд, но это по-прежнему колоссальная сумма, которую нужно обслуживать. Стоимость обслуживания долга для Tesla составляет 4% от выручки, что достаточно много для представителя автопрома.

Для сравнения: стоимость обслуживания долга у Fiat, Ford или General Motors не превышает 0,77%. Проблемы с долговой нагрузкой у Tesla остаются. В конце марта текущего года Moody's понизило рейтинг облигаций компании из-за низкой ликвидности. Бонды сроком обращения до 2025 года торгуются на 11% дешевле своей номинальной стоимости.

Производственные проблемы также оказывают давление на бизнес компании. Так, Tesla потребовалось 11 месяцев, чтобы выйти на запланированный объем выпуска 5000 Model 3 в неделю, хотя предполагалось, что этой цели удастся добиться в горизонте четырех-пяти месяцев. В связи отставанием от производственного графика компанию покинуло несколько топов. Из-за этого Илону Маску последние полгода пришлось лично контролировать работу сборочных линий, вместо того чтобы заниматься стратегическим управлением. Ключевой параметр выживаемости Tesla упирается в эффект масштабирования, в то время как Gigafactory построена только на 30%. Таким образом, компания не сможет в ближайшее время достигнуть прибыльности. Глядя на получившуюся картину, инвестировать в Tesla совсем не хочется, однако потенциал у компании выше, чем думают скептики. На это есть пять причин.

Пять причин инвестировать в TeslaПервая причина – это выход в прибыль. Илон Маск твердо намерен достичь этой цели в конце 2018 года. Считаю, что вероятность получения прибыли в 4-м квартале текущего года не превышает 47%, зато шансы на это в 1-м квартале 2019-го составляют уже 88%. Это случится благодаря сокращению расходов, временному снижению CapEx и получению отсрочек от поставщиков по нескольким крупным проектам, которые стартовали еще в 2016 году. В последние кварталы капитальные затраты уже сократились с более чем $1 млрд до $609 млн. По остальным параметрам также налицо положительные изменения: свободный денежный поток вырос с минус $1130 млн до  минус $740 млн. Гроссмаржинальность для Model 3 увеличится с 3% до 15% в 3-м квартале 2018 года, для всей компании этот показатель вырастет до 20%, а далее достигнет и 25%. Отмечу, что медианное значение этого параметра для автопрома составляет 18–19%, целевой показатель 25% обеспечит Tesla первенство в индустрии.

Вторая и самая главная причина - производство. В конце июня Tesla достигла объема выпуска 5000 Model 3 в неделю, а к первому июля вышла на показатель 7000, причем это произошло в течение семи дней. На состоявшемся по этому случаю конференц-звонке Илон Маск заявил, что Tesla планирует выпускать 6000 машин в неделю. Несмотря общерыночный скепсис, я доверяю прогнозам Илона Маска, поскольку они стали реалистичнее и консервативнее. Например, прогноз по объему производства на 2020 год Tesla снизила с 1 млн машин до 700-800 тыс. Перемены произошли в самом производственном процессе.  Этот вывод следует из того, что в конце февраля Tesla практически перестала производить Model 3 и переключилась на настройку сборочной линии. Через пять месяцев Tesla вышла на упомянутый еженедельный плановый выпуск. Это станет одним из залогов повышения маржинальности в 3-м квартале 2018 года. Также данный фактор является основным для увеличения гроссмаржинальности.

Третья причина более фундаментальна, чем предыдущие. Это новый тренд в спросе на легковые и грузовые автомобили до 7 тонн. На фоне роста цен на бензин продажи машин с мощным двигателем, которые потребляют больше бензина, падают. Корреляция между ценами на бензин и различными типами автомобилей отрицательная, по данным 2010 года она составляет -0,4, что объясняется лагом между повышением цен на топливо и продажами машин. Если выявить соответствующую корреляцию между различными типами автомобилей, она близка к 1, что говорит о цикличности в спросе на разные автомобили. Таким образом, корреляция существует, хоть и слабая. Кроме зависимости продаж от цен на бензин, обращу внимание на стабильный рост продаж гибридных и электрических автомобилей. Тенденция к переходу на альтернативные источники энергии благоприятна для Tesla. На конец 2017-го было продано около 79 млн машин, из которых 1,26 млн - с гибридным двигателем или полностью на электрической тяге. К 2022 году продажи электрокаров достигнут 4,5 млн при общем объеме реализации 91 млн единиц. Таким образом, доля продаж электрокаров и гибридов расширится с текущих 1,6% до 5%. К 2035 году тренд еще ускорится: 35% продаж на авторынке будет приходиться на электрокары.

Четвертая причина - вовлеченность потребителей в историю Tesla и их высокая лояльность. По данным соцопроса Consumer Report, Tesla вышла на первое место по критерию удовлетворение клиента. На вопрос: "купили бы вы вновь автомобиль, который у вас сейчас?" 91% респондентов ответили утвердительно и указали, что ездят на  Tesla. По данным Index NPS, компания Илона Маска возглавляет рейтинг автомобильных брендов с показателем 96 из 100. При этом у нее низкие расходы на маркетинг, так как она практически никогда не рекламирует свои презентации, магазины, автомобили и т.д. Это объясняется тем, что любое событие, связанное Tesla, становится инфоповодом не только для американских, но и для мировых СМИ.

Пятая причина - конкурентоспособность Tesla по сравнению с другими автопроизводителями. Безусловно, такие гиганты, как Volkswagen Group, Toyota и Renault-Nissan, выпускающие и продающие более 10 млн машин ежегодно, знакомы со всеми производственными проблемами Tesla. Однако компания учится на своих ошибках и приобретает уникальный для индустрии опыт по разработке и производству электрокаров. Постепенно этот процесс нормализуется, и тогда остальные представители сектора окажутся в роли догоняющих. Особенно если учесть тот факт, что Tesla получает эксклюзивные контракты с производителями электроаккумуляторов и добывающими компаниями, специализирующимися на сырье, необходимом для выпуска электрических батарей.  Tesla будет на пике роста продаж электрокаров в 2030-2035 годах и получит 10% всего рынка, или - в абсолютных числах - 10 млн машин.

Таким образом, несмотря на большое количество негативных аспектов сегодняшнего бизнеса Tesla, которые фиксируются в квартальной и годовой отчетности или в новостях о компании, ее акции - одни из самых перспективных в автопроме. Это подтверждает новость, вышедшая на FT.com 7 августа, о том, что от 3% до 5% бумаг Tesla владеет арабский суверенный фонд благосостояния. Практически одновременно Илон Маск сообщил через Twitter, что рассматривает возможность вывести компанию в частный сектор за $84 млрд. На момент написания этого материала непонятно, кто был бы готов купить Tesla из расчета $420 за акцию, что на 17%  выше рыночной цены, по которой она торговалась за минуту до написания Маском упомянутого твита. Я считаю, что в следующие шесть месяцев еще один-два крупных фонда купят около 3–4% в Tesla, так как не сомневаются в способности ее менеджмента разрешить финансовые и производственные проблемы, а также уверены в  инвесторах, которые преданы компании и не продадут свои бумаги в случае ухудшения ситуации.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Меркулов Вадим
Меркулов Вадим
старший аналитик
ИК "Фридом Финанс"
участник рейтинга
и оцените материал  
4 пользователя оценили материал на 2,8.
В мой блог
и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
13.08 14:49
Бармен из Твери:
> 14:44 кишкомот,

увольнение из ВТБуэ подорвало и без того слабые интеллектуальные способности старца Сумо

а тут ещё и книгу не заказывают, наложенным платежом
13.08 14:50
АНГЕЛЫ:
(Блумберг) -- Иностранные инвесторы могут вывести из российских ценных бумаг не менее $60-70 миллиардов, если большинство из них поверит, что "красная черта" в отношениях РФ и США пройдена, говорит бывший замглавы Центробанка РФ Олег Вьюгин.
13.08 14:52
АНГЕЛЫ:
> 14:50 АНГЕЛЫ, и мы все раша нищая будет
13.08 14:52
DIGITAL DOG:
> 14:44 кишкомот, впал в детство?
13.08 14:54
АНГЕЛЫ:
остается один вариянт купить баксы . и банку . трех литровую и закопать
13.08 14:56
Новости компаний: ОПЕК сохранила прогноз по добыче нефти в России в 2018 году на уровне 11,15 млн б/сут
По прогнозам, во 2 полугодии 2018 года объем добычи нефти в РФ составит 11,13 млн б/сут Подробнее >>
13.08 14:57
КЕН©:
Друг, шорти не шорти, щастья как небыло, так и не будет... мне бы до пенсии дотянуть, чтоб не сидеть тут с вами
13.08 14:58
АНГЕЛЫ:
14:56 а 15 году вырастет

и оставьте свой комментарий.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Сбербанк АО
на 1 октября
Tesla
на 8 октября
Курс доллара к рублю
на 31 октября