Меню

 
 
facebook
вконтакте

Законопроект о защите и поощрении капиталовложений еще достаточно "сырой"

Новость

Президент РФ Владимир Путин призвал запустить в России новый инвестиционный цикл. Об этом он заявил в ходе ежегодного Послания Федеральному Собранию Российской Федерации. По его словам, в 2021 году ... Подробнее

Комментарий

По нашему мнению, пакет законопроектов по защите и поощрении капиталовложений, который был принят в Госдуме в первом чтении, являлся еще достаточно "сырым", недоработанным документом как по законодательной технике (в частности, отсутствуют необходимые дефиниции инвестора, инвестиций, др.), так и в своей содержательной части.

Например, центральный законопроект предусматривает для бизнеса 2 инвестиционных режима: общий и проектный. По законопроекту общий режим дает всего одно преимущество – 3 года стабильных налоговых условий. Меры же господдержки (субсидии для компенсации затрат на финансирование вложений в инфраструктуру, таможенные и налоговые льготы, госгарантии) могут предоставляться, если будут определены уже иным законодательством, которое нужно будет отдельно разрабатывать и внедрять. Вместе с тем с учетом того, что законопроект претендует на глобальное регулирование инвестиционной деятельности в России как "Инвестиционный кодекс", такое "лоскутное", фрагментарное регулирование инвестиционных режимов нельзя считать оправданным.

Проектный инвестиционный режим уже в самом законопроекте более детализирован с точки зрения конкретных мер публичной поддержки и предоставляет более длительные "стабилизационные оговорки" (до 20 лет). Получение инвестором такого режима подразумевает необходимость заключения с государством соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Защита капитала до 100%, доходность до 55% годовых, инвестиционные решения от 300 000 руб., на срок от 9 до 12 месяцев!

Вместе с тем возможность заключения таких соглашений предоставлена только для весьма крупного бизнеса, который имеет возможность вложить в инвестиционные проекты, связанные с цифровой экономикой и сельским хозяйством, не менее 1,5 млрд руб. собственных инвестиций при общем бюджете проекта не менее 7 млрд руб., для проектов в области медицины, образования, культуры, спорта – 250 млн руб. и 1 млрд руб. соответственно, а в других отраслях экономики – 5 млрд руб. и 25 млрд руб. соответственно.

При этом законопроект исключает привлечение бизнесом заемного финансирования для формирования собственных средств с целью заключения СЗПК, что серьезно ограничивает круг потенциальных участников такого привилегированного соглашения. Законопроект предполагает отмену законов, которые в настоящее время являются правовой основой инвестиционной сферы (Федеральные законы № 160-ФЗ и № 39-ФЗ), однако он не включает в себя новое или обновленное нормативное регулирование инвестиционных отношений, которое предлагает упразднить. Таким образом, большое количество вопросов может оказаться не урегулированными на дату подписания пакета законов Президентом, что негативно отразиться на правой определенности и стабильности инвестиционных отношений.

При ускоренном рассмотрении проектов законов могут быть ненадлежащим образом учтены многие замечания и предложения бизнес-сообщества, профильных ведомств, что с высокой вероятностью в дальнейшем скажется на жизнеспособности и правоприменительной эффективности принятых новелл.

С учетом высказываний президента РФ в своем послании в наших политических и правовых реалиях принятие Советом Федерации пакета законопроектов о защите и поощрении капиталовложений может быть значительно ускорено и подписание президентом всего пакета законов в окончательном виде можно будет ожидать до марта 2020 года (например, до Российского инвестиционного форума в Сочи, чтобы на нем заключить с крупными компаниями соответствующие меморандумы о намерениях или иные декларационные документы).

Вместе с тем ключевой в этом пакете законопроект "О защите и поощрении капиталовложений", а также предложенные вместе с ним изменения налогового регулирования, по нашему мнению, требуют дополнительного глубокого осмысления и системной доработки, в т.ч. по деталям. Например, даже в части терминологического аппарата, что может потребовать дополнительного времени, хотя может быть избран и иной порочный путь, не редко использующийся в нашей стране – быстро принять "сырой" закон и через непродолжительное время начать обильно вносить в него изменения, пытаясь "донастроить" в процессе правоприменения.

При этом следует учитывать, что указанный законопроект содержит множество отсылочных норм к актам Правительства РФ и иным ведомственным документам, без которых предлагаемый режим защиты и поощрении инвестиций никак не заработает (как это видно на примере принятия закона по СПИК 2.0 в начале августа 2019 г.: до сих пор данный инструмент, направленный на стимулирование создания в России инновационных производств и трансфера современных технологий, не запущен ввиду отсутствия около десятка нормативных актов Правительства РФ). Данные подзаконные нормативные акты ввиду своей обширности и сложности еще находятся в стадии разработки, вряд ли они будут готовы к концу февраля настоящего года.

Поэтому, на наш взгляд, необходимость в ускорении процесса принятия рассматриваемого инвестпакета законопроектов отсутствует, т.к. не позволит быстрее и качественно запустить обновление текущих инвестиционных режимов и механизмов государственной поддержки значимой для страны инвестиционных проектов, а может, наоборот, стимулировать усиления раздраженности бизнеса из-за недостаточной проработанности принятых законов.

Мы не ждем, что данные меры приведут к экономическому рывку к 2021 году. Бизнес научился для своего развития, а иногда и выживания в условиях постоянно меняющегося законодательства достаточно осторожно относиться к правовым мегановеллам (даже, если они устланы внешне благими намерениями). Деловому сообществу не хватит одного-полутора лет, чтобы понять, распробовать и признать эффективными принимаемые нововведения, да еще и реализовать инвестпроекты с учетом обновленного правового регулирования. Так, например, к механизму СПИК компании, которые имели релевантные проекты, присматривались более 1 года.

В числе мер, необходимых для инвестбума мы выделяем неукоснительное соблюдение государством в пользу инвесторов принимаемых новых правил игры, принципов правовой определенности и стабильности, толкование в их пользу неоднозначных положений законодательства, отсутствие хаотизированного и обильного вала нормативных актов и изменений к уже принятым правилам.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Григорьев Максим
Григорьев Максим
руководитель спецпроектов
юридическая фирма VEGAS LEX
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
16.01 10:46
Веcтников:
> 10:38 патриот., ага. ТОР ему, видишь ли, подавай с Линуксом. Что-то это всё смахивает на провокацию
16.01 10:46
Сенька-Жиган:
> 10:43 Веcтников, второй абзац я уже читал.
16.01 10:47
Веcтников:
> 10:44 кишкомот, нет, это нехорошё - Трезорка будет ещё бойче лайать и доминировать.
16.01 10:48
Сенька-Жиган:
> 10:45 патриот., мы не заплачем. Не велика утрата будет. Толку всё одно нет.
16.01 10:50
патриот.:
так неужто никто не догадался про 25 лет? Политологи)))))
16.01 10:51
кишкомот:
> 10:47 Веcтников, ведь тов.Джугашвили тоже был не вполне "гусским". Но это было хорошё. По вашему.
16.01 10:53
кишкомот:
К тому же, армяне очень креативны. Давно и успешно дурят поголовье в "гусское лото"
16.01 10:54
Магбич:
> 10:50 патриот., Не томи уж, давай кандидатуру. ))
16.01 10:55
патриот.:
> 10:53 кишкомот,
медведев и пукин тоже армяне? Поскреби русского, найдешь ....
16.01 10:56
патриот.:
> 10:54 Магбич,
ответ настолько легкий, что даю еще один шанс
16.01 10:59
кишкомот:
> 10:55 патриот., Глазьева с Платошкиным поскребли - армянство не подтвердилось. И их вычеркнули.
16.01 11:00
патриот.:
> 10:59 кишкомот, )))))

и оставьте свой комментарий.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 31 января
Индекс какой отрасли будет лучшим в 2020 году на Мосбирже?
на 31 декабря
Россия на ЧЕ по футболу
на 12 июля