• Про рынок
  • Брокерские услуги
  • Банк
  • Управление активами
  • Форекс
  • Обучение
  • О компании

Меню

 
 
facebook
вконтакте

"Аэрофлот" - мягкая посадка?

В последнее время наблюдается негативная динамика в акциях "Аэрофлота". С начала текущего года бумага периодически обновляет свои годовые минимумы. В этом обзоре мы попробуем оценить ситуацию с позиций классического технического анализа, то есть анализируя исключительно ценовые графики и графики объемных показателей рынка.

В нашем обзоре не будет анализа финансовых показателей деятельности "Аэрофлота", только анализ графиков.  Для начала рассмотрим складывающуюся ситуацию с очень долгосрочной точки зрения - на недельных графиках (рис.1, формат weekly, одна "свеча"- торговая неделя, логарифмический масштаб цены).

Аэрофлот, Московская Биржа, недельный график 2008-2018гг.

На недельном графике акций ""Аэрофлота" можно увидеть довольно много интересного. Во-первых, нельзя не заметить серьезнейший уровень сопротивления на уровне 90 руб. (линия 1 на рис.1). Это сопротивление существовало на рынке много лет и было пробито наверх в середине 2016г. Далее, в 2016-2017гг. года на рынке существовал мощный повышательный тренд (зеленая линия 2 на рис.1), который был сломлен примерно в середине 2017-го года. Более того, в 2017-м -2018-м на рынке уже складывается понижательный тренд, по крайней мере в среднесрочном плане. На рис.1 этот тренд показан красной линией 3. Кроме того, мощной поддержкой рынку в 2018-м году была скользящая средняя, взвешенная по объему торгов c с периодом 165 недель (Weighted Moving Average (165), синяя линия 4 на рис1.).

Эта поддержка также была пробита, причем совсем недавно - в июле текущего года. Этот момент отмечен на рынке, как область А. Далее, на рис.2 представлен довольно известный технический индикатор - индикатор направленности рынка -Directional Movement Index c периодом 18 недель(DMI(18)) совместно с еженедельным ценовым графиком акций "Аэрофлота" в нижней части рис.2. Этот индикатор показывает, насколько велика именно трендовая составляющая на рынке. Индикатор состоит собственно из трех линий -индексов:

- Индекс положительной (растущей, "бычьей") направленности рынка (зеленая линия 7 в верхней части рис.2). Рост этого индекса и его высокие значения указывают на сильный "бычий" рынок

- Индекс отрицательной (падающей, "медвежьей") направленности рынка (красная линия 6 в верхней части рис.2). Рост его и высокие значения обычно указывает на сильный "медвежий" рынок

- Собственно индикатор "общей" направленности (ADX, черная линия 9 в верхней части рис 2.). Его рост указывает обычно на рост трендовой составляющей на рынке (неважно, какой - "бычьей или медвежьей). Чем выше этот индекс - тем сильнее текущий тренд на рынке, падение этого индекса указывает на нарастание "боковых", невнятных настроений на рынке. 

Аэрофлот, Московская Биржа, недельный график 2008-2018гг.

Исследование этого комплексного индикатора говорит о возможном разрастании падающего рынка даже в долгосрочной перспективе. На самом деле, ведь красная, "медвежья" линия 6 находится гораздо выше зеленой ("бычьей") линии 7. Причем "медвежья" линия растет, а "бычья" линия падает. К тому же, в последние несколько недель начал свой рост и индекс общей направленности (линия 8), что свидетельствует о том, что "боковик" на рынке вероятнее всего остается в прошлом, и трендовая составляющая на рынке растет.  Ситуация эта отмечена на рис.2, как область С. Нужно сказать, что подобный сигнал к разворачиванию падающего тренда возник впервые за последние много лет, да еще и на графике в недельном масштабе. До этого момента рынок в течении полутора лет, с начала 2016-го года находился в состоянии растущего тренда, начало которому было положено точно таким же по силе и масштабу, но "зеркальным", бычьим сигналом (он отмечен как область B на рис.2). Как видим, тот сигнал оказался верным и рынок устойчиво рос более полутора лет. Дополнительный, подтверждающий сигнал к тому, что рынок не собирается "уходить в боковик", а именно падать - это то, что линия 8 индекса общей направленности не упала ниже очень важного значения 23-25 и снова развернулась вверх, указывая на начало долгосрочного падающего тренда. Падение же ниже этого значения (показан на рис.2 пунктирной линией 9) указывало бы на наступление "бокового" рынка. В общем первый, долгосрочный взгляд на рынок пока оставляет совсем не оптимистические впечатления.

Для более подробного, детального исследования ситуации, складывающейся в текущем году в акциях ""Аэрофлота", рассмотрим график этих бумаг в более подробном, дневном формате (формат daily, рис.3, логарифмический масштаб цены). Кроме собственно самого дневного ценового графика, в верхней части рис.3 приведен тот же самый индикатор направленности рынка DMI, но уже, естественно в дневном масштабе, с периодом 18 дней.  

Аэрофлот, Московская Биржа, ежедневный график 2017-2018гг.

На дневном графике в принципе увидим всю ту же картину, что и на недельном графике (выше на рис.1). Все те же трендовые линии: давно пробитая линия долгосрочного растущего тренда (зеленая линия 2), линия сложившегося падающего тренда (красная линия 3), 165-дневная скользящая средняя (WMA(165), синяя линия 4), и наконец линия поддержки на уровне 90 руб (фиолетовая линия 1). Есть и новый уровень поддержки, которая не так заметна была на еженедельном графике - это примерно 135 руб. (зеленая пунктирная линия 5). Как видим, этот уровень также был пробит вниз в июле текущего года.

Дневной график пока также не оставляет особых надежд для "быков" на рынке. Далее, пройдемся по возможным уровням поддержки - сопротивления:

- уровня поддержки 135 руб., который теперь уже будет сопротивление

- уровень примерно 120 руб. (область C, целевой уровень падения в 61,8% по Фибоначчи) - успешно пройден вниз

- уровень 90 руб., кроме долгосрочной поддержки, исходя из недельного графика, это еще и целевой уровень падения в 161,8% по Фибоначчи (область D) - и этот факт еще более усиливает значимость этого уровня.

Судя по всему, промежуточных остановок до поддержки 90 руб. у рынка действительно нет.

И все же, несмотря на все выше сказанное, неплохо бы получить еще какое-либо подтверждение, ну хотя бы косвенное к складывающейся негативной картине на графиках акций "Аэрофлота". Для этого попытаемся исследовать уже не сам график акций "Аэрофлота", а график отношения всем известного индекса Московской Биржи (MICEXINDEXCF) к цене акций "Аэрофлота". В западной терминологии технического анализа этот технический индикатор еще часто называют "Relative Strength" (не путать с другим распространенным индикатором RSI!), или "Относительная Сила" акции по отношению к фондовому индексу в целом. Этот индикатор показывает, насколько плоха или хороша акция в техническом плане не абсолютно, а относительно в целом фондового индекса. То есть, если показатель MICEXINDEXCF/AFLT растет и есть основания предполагать, что он будет расти и дальше, то это может означать одно из трех:

- Индекс будет расти, а акции "Аэрофлота" падать. Такой вариант вполне может быть, хотя вряд ли он возможен в долгосрочном плане.

- Индекс будет расти и акции "Аэрофлота" будут расти, но индекс будет расти БЫСТРЕЕ "Аэрофлота"

- Индекс будет падать и акции "Аэрофлота" будут падать, но индекс будет падать медленнее, чем "Аэрофлот".

То есть, в случае прогноза на рост соотношения MICEXINDEXCF/AFLT бумаги "Аэрофлота" будут заведомо хуже рынка в целом, что уже дает некую дополнительную аналитическую информацию, то есть тот самый подтверждающий сигнал к продолжению падения.

Точно также и в случае прогноза на падение соотношения MICEXINDEXCF/AFLT это будет означать, что в этом случае стоит ожидать того, что акции "Аэрофлота" будут уже лучше рынка в целом, что конечно тоже не дает прямой уверенности в их росте, но уж точно послужит дополнительным, подтверждающим сигналом к тому, что бумаги "Аэрофлота" интересны к покупке.

Из всего выше написанного, наверное, можно сделать следующие выводы:

-Для интересующихся этой бумагой: В краткосрочной и даже среднесрочной перспективе пока не стоит покупать акции "Аэрофлота". Стоит подождать, наверняка бумага все-таки дойдет в своем падении до уровня 90. Наверняка, нас ожидает "посадка" на этот ценовой уровень. И даже по достижении этой цены не стоит торопиться, возможно, снова смотреть на "показания" графиков. Ведь"посадка" может быть и не "мягкой", а "жесткой", с пробоями этого уровня вниз на панике продавцов.

-Для инвесторов, "засевших" в "Аэрофлоте": похоже, тяжелые времена для этой бумаги еще не закончились, но горизонт падения от текущего рынка до ближайшего мощного уровня поддержки 90 руб. не так уж и глубок - порядка 15-17 %. Возможно, "стопить" бумагу уже поздно, и нужно уже наблюдать, устоит ли 90-я поддержка на рынке, и уже после этого принимать решение о выходе из бумаги.

-Для любителей сыграть в "шорт" - возможно, это неплохой кандидат для открытия короткой позиции, если такое вообще возможно (далеко не каждый брокер дает возможность "шортить" "Аэрофлот", тем более эмитентом объявлена программа выкупа, еще действующая на данный момент). Но прежде чем открывать шорт, нужно смотреть на состояние индекса рынка в целом - вот в случае начала падения российских фондовых индексов именно бумаги "Аэрофлота" будут вести себя гораздо хуже рынка в целом.

Читать обзор полностью

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Дзарасов Алан
Дзарасов Алан
независимый аналитик

участник рейтинга
и оцените материал  
1 пользователь оценил материал на 5.
В мой блог
и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
10.08 16:51
Веcтников:
> 16:36 Бармен из Твери, Ахматова с роднёй большевиков тоже не очень.
10.08 16:52
АНГЕЛЫ:
турки продадут все . гп жопе будет . как и северный поток . а также туркмены
10.08 16:53
АНГЕЛЫ:
а там с казахстана придут пендосы и скупят все .
10.08 16:54
АНГЕЛЫ:
вот вы рассказываете аэрофлот . а кто он такой . он посредник . чтоб срубить с вас бабла
10.08 16:56
АНГЕЛЫ:
как то надо было лететь корею аэрофлот 80 тыч . с рыла . а арабы 32 тыч с рыла . и как вам
10.08 16:58
АНГЕЛЫ:
неадо поменять всю рашу систему. но голова у мозг у них слаба иль купили их патрахами. 2 отбета . один из них правда
10.08 16:58
Sha-009:
Математиков опять поимели.. графити против лома..
10.08 17:01
АНГЕЛЫ:
математика одна. кто строит тот и везет . а аэрофлот . это просто большыми буквами . ЛОХОТРОН.
10.08 17:01
Sha-009:
Бармен! На имуществе Юкоса и была создана вся Пу-экономи.. без этого опыта Система не возродилась бы.. поэтому - слава МиХо! Путинцам слава!
10.08 17:04
Бармен из Твери:
> 16:58 Sha-009,

Яким, ты за ДАМа будешь голосовать в 2024?

можешь отвечать честно - по пятницам тащ майор в благодушном настроении, не скриншотит ленту, текила, корона с лимоном, тудой-сюдой
10.08 17:04
дворник:
> 17:04 Бармен из Твери, )
10.08 17:05
ExoCet:
Россия намерена сократить экспорт нефтепродуктов в Беларусь (Телеграф)
10.08 17:05
Sha-009:
Мля.. купил пиво.. Миллер! Карта СБ работают!
10.08 17:06
АНГЕЛЫ:
Вя теплоэнергетика плачевном состоянии =в раше
10.08 17:07
Sha-009:
Иду к Мещанскому отделу СБ.. обниму пару старух.. на счастье
10.08 17:07
Новости компаний: Медведев сравнил новые санкции США с объявлением "экономической войны"
Накануне США объявили о введении новых санкций против России из-за "дела Скрипалей". Они могут коснуться экспорта товаров двойного назначения, а также российского госдолга, госбанков, авиасообщения с США Подробнее >>
10.08 17:07
АНГЕЛЫ:
> 17:05 ExoCet, тогда они перекроют последний рубеж
10.08 17:09
Sha-009:
> 17:04 Бармен из Твери, ипал я майоров.. правда в женском звании.. толку ноль..
10.08 17:12
Sha-009:
Митя идет за шута.. он же сказал: война! Значит будем в окопах 24 встречать.. какие выборы?

и оставьте свой комментарий.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 31 августа
Курс доллара к рублю
на 31 июля
Курс доллара к рублю
на 28 декабря