Меню

 
  Вопрос эмитенту  
 
facebook
вконтакте

Никто не полетит: рынок гражданских авиаперевозок хотят очистить от "неэффективных" игроков

06.08.15 20:20

Новость

Минэкономразвития РФ подготовило анализ тенденций развития и перспектив гражданской авиации на 2015-2016 гг., в котором заявило о наличии серьезных проблем в отрасли, пишет газета КоммерсантЪ.

По данным издания, в частности, отмечается, что рынок перенасыщен, и виной тому политика авиакомпаний, которые расширяли парк, накапливая огромные долги. Министерство предлагает перейти от господдержки к практике ухода с рынка проблемных авиаперевозчиков.

Комментарий

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент".

Хорошо известно, что в нашей стране летают мало - и по сравнению с Европой, и по сравнению с обеими Америками, и по сравнению с Азией. Возможно, что Африку мы обгоняем, да и то ещё не факт. Мы даже не можем приблизиться к показателям СССР, когда летать можно было только одним "Аэрофлотом". Теперь же, по всей видимости, мы будем летать ещё меньше, если предложения Минэкономразвития РФ будут приняты. Попробуем ответить "главному экономическому ведомству" по пунктам.

Сразу надо сказать, что в стране никому не запрещено брать кредиты. В том числе и на развитие бизнеса. Так что здесь авиаперевозчики ничего не нарушили. Очевидно, что они адекватно оценивают потенциал отечественного рынка авиаперевозок и рассчитывают на увеличение пассажиропотока и грузопотока. Для того чтобы суметь перевезти растущие объёмы пассажиров и грузов, они брали кредиты и приобретали самолёты. Причём, из-за того, что отечественный авиапром не мог предложить перевозчикам достаточного количества самолётов, закупалась иностранная авиатехника, следовательно, авиакомпаниям приходилось брать кредиты в валюте. И не их вина в том, что валютный рынок демонстрирует такие эскапады, что у перевозчиков выросла долговая нагрузка. Цикл в авиаотрасли таков, что у компаний нет иного варианта, как брать средства в долг, а отбиваться эти расходы будут довольно долго. Однако не только потенциалом рынка объясняется тот факт, что перевозчики брали средства в долг и приобретали воздушные суда. Речь идёт и о безопасности перевозок, требования к которым ужесточаются, и для соответствия им авиакомпании просто обязаны обновлять парк воздушных судов. Сделать это за свой счёт крайне проблематично, значит, надо занимать деньги. Так что вряд ли стоит обвинять авиакомпании в том, что они занимали в долг - у них просто нет другого выбора для продолжения деятельности.

Теперь по государственной поддержке авиаотрасли. Надеюсь, что ни у кого не вызывает сомнений, что воздушный транспорт - одна из важнейших частей всего транспортного комплекса России. Территория нашей страны так велика, что другие виды транспорта зачастую просто не смогут быстро доставить пассажиров и грузы в отдельные регионы, сделать это может только авиация. Учитывая важность данного вида перевозок, отрасль имеет точно такое же право на государственную поддержку, как и любая другая, и в этом нет никаких сомнений. Да, понятно, что бюджет не бездонный, меры поддержки должны быть адресными, перевозчики не должны расхолаживаться и рассчитывать только на помощь государства, но помощь им государство может оказать, в этом нет ничего плохого ни для государства, ни для самих компаний. Если уж министерство задаёт вопрос о целесообразности помощи авиакомпаниям, то оно должно быть последовательным. Давайте тогда отменим и Программу субсидирования авиаперевозок, действующую в стране. Пусть те, на кого она рассчитана, сидят дома, нечего им летать. А это граждане Российской Федерации в возрасте до 23 лет, женщины в возрасте свыше 55 лет, мужчины в возрасте свыше 60 лет, инвалиды I группы любого возраста и сопровождающие их лица, а также лица, сопровождающие детей-инвалидов. Как говорится - и деньги государство сэкономит, и гуманность в очередной раз проявит.

Теперь о том, что произойдёт, если государство всё же решит отказаться от поддержки авиаперевозчиков. Здесь благости никакой не будет, будет всё только плохо, даже страшно. Во-первых, мгновенно никто из "неэффективных" (по мнению Минэкономразвития РФ) игроков с рынка не уйдёт. Это будет долгий процесс, во время которого возможно всё. В том числе задержка и отмена рейсов, опоздания, многочисленные скандалы обезумевших пассажиров в аэропортах, которые не могут улететь. Значительное ухудшение качества обслуживания пассажиров, причём на всех этапах, включая обслуживание в аэропортах, доставку пассажиров в/из аэропортов, и непосредственно во время самого полёта. Может снизиться качество технического обслуживания самолётного парка, что повлечёт за собой увеличение числа авиационных происшествий и даже катастроф. Во-вторых, это приведёт к увеличению нагрузки на судебную систему страны, так как поставщики товаров и услуг в авиационной индустрии будут массово судиться с перевозчиками и аэропортами в попытке получить причитающиеся им деньги. Будет возбуждено множество дел о банкротстве, которые будут тянуться годами, причём уже сейчас ясно, что всех своих денег кредиторы не получат. В-третьих, значительно вырастет социальная напряжённость в отрасли, и в целом по стране, потому что работы лишатся десятки тысяч людей, причём не только в авиации, но и во всех тех отраслях, которые поставляют ей свои товары и услуги. Сильно ухудшится и мотивационная составляющая в работе авиаперсонала. В-четвертых, очевидно, что можно будет ставить крест на отечественном авиапроме, по крайней мере, на гражданской его части. Если число авиакомпаний сократится, то не будут нужны ни SSJ-100, ни МС-21, по крайней мере, в тех количествах, о которых говорилось до текущего момента. А значит, пострадают и металлургия, электротехническая и электронная промышленность, химия, другие отрасли. В-пятых, очевидно, что транспортная доступность многих регионов страны существенно снизится, тысячи жителей не смогут нормальным образом добраться, куда им нужно, что ухудшит социальные и экономические связи в стране.

Учитывая вышесказанное, очевидно, что государственная поддержка авиационной отрасли должна быть продолжена. Те деньги, которые тратятся на эти цели, не столь велики в масштабах госбюджета, однако они не только позволят избежать ухудшения ситуации в авиаотрасли, но и вернутся государству, причём в объёмах, во много раз превышающих объём выделенных средств.


Комментариев нет.