Меню

 
 

Возврат к устойчивому росту экономики РФ нереален, пока нет серьезного улучшения в отношениях государства и бизнеса

Тренды-2014: чего можно ожидать в макроэкономике

2013 год стал самым плохим для российской экономики за посткризисное время. Большинство производственных секторов в течение всего года находились в состоянии стагнации. Спад инвестиционной активности на фоне стабилизации экспорта, а также замедление динамики потребительских расходов привели к снижению темпов экономического роста до 1,4-1,5% в год.

В 2014 году рост потребления населения продолжит замедляться (розничный товарооборот снизится с 3,8% до 3,4%) в связи с замедлением роста доходов населения. В 2013 году бюджетные секторы обеспечили половину из 6-процентного прироста зарплат в экономике в реальном выражении. На 2014 год такого сильного (10-11% в реальном выражении) роста зарплат бюджетников не запланировано (3%, согласно прогнозу Минэкономразвития). Зарплаты в негосударственном секторе экономики, рост которых сильно замедлился уже в 2013 году под влиянием возросших бюджетных ограничений, в следующем году сохранят умеренную динамику. Инвестиционный спрос в 2014 году, напротив, увеличится (до 2% роста), правда не за счет оживления инвестиционной активности, а в основном за счет эффекта низкой базы (в 2013 году резко снизились инвестиции компаний с госучастием).

В результате этих изменений в 2014 году несколько смягчится перекос между динамикой потребления и инвестиций, однако сами темпы роста ВВП при инерционном развитии останутся низкими — согласно нашему прогнозу, 1,7-1,8%.

Сохранению низких темпов роста будет способствовать направленность экономической политики государства скорее на "наведение порядка", чем на оживление экономической активности. В 2014 году можно ожидать продолжения борьбы за эффективность бюджетных расходов и ликвидации недобросовестных банков, кроме того с января начнутся проверки НПФ, ради чего, по официальной версии, были заморожены пенсионные накопления граждан. Вступит в силу закон, расширяющий права силовых структур в борьбе с налоговыми правонарушениями. В президентском послании также говорится о поражении в правах компаний, пользующихся оффшорами, и об ужесточении правил использования труда мигрантов. Компенсировать связанные с этим негативные ожидания предпринимательского сообщества, одновременно оставаясь в рамках достаточно жесткой бюджетной и денежной политики, достаточно сложно. Но, если даже досрочное освобождение М.Ходорковского вдруг оказалось возможным, то почему не пойти дальше по пути реального улучшения отношений между государством и бизнесом? Если этого не случится, возврат к устойчивым темпам роста нереален, а дисбалансы, связанные с сохранением стагнации в экономике, будут постепенно нарастать.

Так, уже в 2014 году усилится давление на платежный баланс. При стабильных ценах на нефть торговое сальдо останется большим, опираясь на стабильные объемы топливного экспорта, на фоне стабилизации или вялого роста объемов импорта товаров (поскольку внутренний спрос слабеет, оживления динамики импорта не будет). Однако давление на платежный баланс будет продолжаться по линии неторговых операций текущего счета (импорт услуг, поездки за границу и трансграничные переводы). С учетом этих операций сальдо счета текущих операций может уйти в отрицательную область. Вместе с непрекращающимся оттоком капитала это будет усиливать давление на Банк России, который должен будет выбирать между дальнейшим снижением объема валютных резервов и ослаблением рубля.

Макроэкономический прогноз, заложенный в бюджет 2014 года довольно оптимистичен по сравнению с той экономической динамикой, которая наблюдается в 2013 году. Если ожидаемого правительством оживления в экономике не произойдет, в 2014 году может повториться ситуация с недобором запланированных ненефтегазовых доходов. Несмотря на это, секвестра расходов федерального бюджета, на наш взгляд, опасаться не стоит. Смягчение в середине 2013 года бюджетного правила позволяет использовать на финансирование запланированного объема расходов нефтегазовые доходы даже сверх базовой цены нефти, заложенной в бюджетные расчеты. Обострения бюджетных проблем в следующем году скорее следует ожидать на уровне региональных бюджетов, испытывающих недостаток средств для финансирования растущих социальных обязательств.

Инфляционные тенденции следующего года не внушают особых опасений, учитывая взятый властями курс на ужесточение бюджетной и несмягчение денежной политики. Для сценария с нормальным урожаем и медленным ослаблением рубля (не более чем на 1 рубль за год, относительно текущих уровней) инфляция составит 4,9%. Это наш "средний" прогноз, учитывающий дефляционные последствия решений о новой тарифной политике. Тем не менее, мы допускаем, что инфляция может составить до 5,5% в случае не очень хорошего урожая.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Акиндинова Наталья
Акиндинова Наталья
, Кондрашов Николай, Сергей Пухов
Институт "Центр развития" НИУ ВШЭ
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
25.12 01:46
granuu:
розничный товарооборот снизится с 3,8% до 3,4%) - Розничный товарооборот измеряется в прцентах ? -Что за чушь !!!
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Сбербанк АО
на 17 апреля
Россия на ЧЕ по футболу
на 12 июля
Курс доллара к рублю
на 28 февраля