еще
Звонок с сайта Контакт-центр Клиентская поддержка Голосовой трейдинг Банковские карты Чат Форма обратной связи Связаться с пресс-службой
*1945
Бесплатно по РФ для МТС, Билайн, МегаФон и Tele2
Звонок с сайта  
  • Про рынок
  • Брокерские услуги
  • Банк
  • Управление активами
  • Форекс
  • Обучение
  • О компании

Меню

 
 

Возможности производителей переложить рост затрат на потребителей ограничены

Фото ulleo oт PixnioПо данным Росстата за март, продовольственные товары подорожали в России на 0,82% (в марте 2020 года – на 0,96%). В годовом выражении цены на продовольственные товары выросли в марте на 7,55%. Повышению цен на продовольствие способствует ряд факторов, в том числе продолжающийся в течение 10 месяцев рост мировых цен на основные продовольственные товары, а также широкая вовлеченность российских аграриев в мировую торговлю зерном и растительным маслом.

Увеличение в 2020 году мировых котировок зерновых культур на фоне снижения запасов зерна в мире и высокого спроса со стороны Китая, вместе с ослаблением рубля, привело к повышению средней за год цены на пшеницу в РФ на 19% г/г до 12,2 тыс. руб./т без НДС и закономерному росту цен производителей на муку (+8% г/г), потребительских цен на макаронные изделия и хлеб (вермишель на полке к марту 2021 года подорожала на 17,7% г/г, хлеб – в среднем на 9,5% г/г). Это привело к установлению экспортной квоты и пошлин на зерновом рынке. По прогнозу "Открытие Research", цена пшеницы 3 класса в ЦФО снизится во 2 половине 2021 года на 15-20% по сравнению с пиковыми значениями конца 2020 года.

Рост мировых цен на масла, в частности экспортных цен на российское подсолнечное масло, на фоне низкого урожая подсолнечника в РФ и Украине, привел к удорожанию в ноябре 2020 года продукта на полке на 25% г/г. Для сдерживания роста цен на растительное масло вначале были введены заградительные пошлины на экспорт семян масличных культур. Когда это не дало ожидаемого эффекта, были заключены соглашения о фиксировании верхней границы оптовых и розничных цен (срок действия продлен до октября 2021 года). При сохранении высоких мировых котировок на масла, цены на подсолнечное масло в РФ могут продержаться на высоком уровне до осени.

Оптовые цены на сахар в декабре 2020 года выросли в два раза г/г до 36,1 руб./кг из-за снижения производства сахара в сезоне 2020/21 года на 34% г/г до 5,2 млн тонн. В результате сахарный песок для потребителей подорожал в декабре 2020 года на 59% г/г. Для сдерживания розничных цен в декабре 2020 года были подписаны соглашения о фиксировании цен для поставки в торговые сети на уровне 36 руб./кг с НДС, в рознице на уровне 46 руб./кг. Соглашения действуют до 1 июня 2021 года. Цены на сахар могут начать снижение уже в середине лета, когда будут получены оценки урожая сахарной свеклы на 2021 год.

Рост оптовых цен на куриное яйцо (+49% г/г в феврале 2021 года) и мясо птицы в убойном весе (+14,2% г/г в феврале 2021 г.) связан с сокращением промышленного производства птицы в сельхозорганизациях на 6,2% г/г за два месяца 2021 года из-за неблагоприятной эпизоотической ситуации по гриппу птиц и дефицита импортного инкубационного яйца из основных стран-поставщиков. Потребительские цены на охлажденных и мороженых кур в феврале 2021 года выросли на 17,3% г/г, яйца – на 27% г/г. Высокие цены на мясо и яйцо могут продержаться до лета, когда ожидается улучшение эпизоотической обстановки и восстановление уровня производства мяса птицы.

Производители многих продовольственных товаров, которые пока не показали существенного роста отпускных цен, страдают от роста себестоимости. Рост цен на зерно и шроты, как на основные составляющие рациона сельхозживотных, привели к значительному увеличению себестоимости мяса и молока, которое, ввиду пристального контроля за розничными ценами, приводит к снижению рентабельности производства, особенно у низкоэффективных и закредитованных предприятий. Кондитеры, основу сырьевой базы которых составляют сахар, мука, какао, орехи и продукция масложировой отрасли, также вынуждены пробовать транслировать рост затрат на потребителей. В дополнение возможность повышения потребительских цен ограничивается низкой динамикой доходов населения.

Попытка переложить расходы на потребителей, помимо негативной реакции госорганов, может привести к снижению потребления и переходу покупателей на товары-заменители. Поэтому производители многих групп товаров оказались в условиях поиска непростого баланса между сохранением маржинальности и поддержанием спроса.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Берестнев Дмитрий
Берестнев Дмитрий
управляющий директор отдела отраслевой экспертизы
"Открытие Research"
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Россия на ЧЕ по футболу
на 12 июля