Меню

 
 

Война в европейском небе начнется 1 января

Суд Европейского сообщества (EU Court of Justice) отклонил апелляцию Ассоциации воздушного транспорта Америки и авиакомпаний American Airlines, Continental Airlines и United Airlines по иску против Секретариата по энергетике и изменениям климата (The Secretary of State for Energy and Climate Change). Заседающие в Люксембурге судьи подтвердили законность требований ЕС о включении летающих в Европу авиакомпаний в сферу действия системы торговли эмиссионными квотами EU ETS (European Union Emission Trading Scheme). По мнению суда, правила ЕС не нарушают суверенитета третьих стран.

Ранее дело слушалось в суде Великобритании. Истцы заявили, что решение ЕС незаконно. Они утверждали, что вводимые правила нарушают некоторые принципы международного обычного права и международных соглашений, в том числе Чикагской конвенции, регулирующей отношения в сфере гражданской авиации.

Решение суда по делу C-366/10 обжалованию не подлежит. Это означает, что авиакомпании, самолеты которых выполняют взлет или посадку в аэропорту на территории ЕС, должны будут выплачивать "налог на чистый воздух" с 1 января 2012 года. За каждую тонну двуокиси углерода авиаперевозчикам придется выложить 8,36 евро.

Самым активным противником европейцев в этом вопросе являются США. Ранее Палата представителей приняла законопроект, прямо запрещающий авиакомпаниям страны участие в программе EU ETS. Однако это еще не закон - для этого необходимо одобрение Сената и президента страны Барака Обамы.

Волнение американцев понятно. Согласно экспертным оценкам, за период с 2012 по 2020 год платежи авиакомпаний в европейскую казну составят $3,1 млрд. В условиях продолжающегося кризиса в авиаперевозках это будет болезненно для многих компаний. Правительство США внимательно следит за ходом конфликта авиаперевозчиков с ЕС.

После решения суда Государственный департамент распространил по электронной почте заявление, в котором говорится: "Мы по-прежнему имеем сильные правовые и политические возражения против включения полетов не входящих в ЕС авиаперевозчиков в EU ETS. И мы не рассматриваем решение суда как ответ на эти возражения". Группа американских авиакомпаний заявила, что судебное решение "углубит изоляцию ЕС по отношению к остальному миру" и поддерживает "односторонние схемы, которые являются контрпродуктивными для глобальных действий в сфере авиации и изменения климата".

Судебные тяжбы еще не кончены. Согласно заявлению Китайской ассоциации воздушного транспорта (в нее входят, в частности, Air China, China Southern Airlines и China Eastern Airlines), авиакомпании Поднебесной намерены до конца года подать соответствующие иски - теперь уже в Германии.

Не нравится позиция и Международной организации гражданской авиации (ICAO - International Civil Aviation Organization). Международные авиакомпании должны быть освобождены от включения в EU ETS - об этом говорится в декларации, принятой ICAO в прошлом месяце. Инициаторами стали США, Китай и Россия, а всего заявление подписали представители 26-ти стран мира, включая Бразилию, Японию и Индию. В следующем году ICAO планирует создать отраслевую систему управления "углеродным рынком". В разработке платежной системы авиаторам обещал помочь Всемирный банк. Казалось бы, самое интересное начнется 1 января - будут авиаперевозчики платить, или нет. Однако из США уже доходит информация, что американцы платить будут. Правда, при этом они обещают еще и протестовать - но вряд ли это произведет впечатление на ЕС. Превращение инициативы конгрессменов в закон о запрете отдавать деньги Европе маловероятно.

Позиция РФ непонятна. На словах осуждая решение европейцев о взимании с авиакомпаний "экологического налога", наши власти никаких конкретных действий не предпринимают.

Впрочем, в конечном итоге за все заплатят пассажиры. Разброс оценок подорожания авиабилетов в результате европейских инициатив оценивают в очень широком диапазоне - от 1 до 50 евро. Что-то подсказывает, что для россиян эта цифра будет ближе к максимуму. Наши авиакомпании вряд ли упустят удобный повод для повышения цен на билеты, мотивируя свои действия "происками" коварных европейцев и отсутствием государственной поддержки.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Захаров Алексей
Захаров Алексей
руководитель проекта
Finam.Aero
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 29 декабря
Нефть Brent
на 28 декабря
Сбербанк АО
на 29 декабря