Меню

 
 

В 2016 году рост соцрасходов российского бюджета будет ограниченным, уровень бедности - выше

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на социальную политику, образование и здравоохранение за январь - сентябрь 2015 года составили 11388 млрд рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2014 года на 18%. Реальный темп их роста составил 1,8%, доля в общих расходах бюджетной системы выросла с 54,6% до 56,2%. Быстрее всего росли расходы на социальную политику, что повысило их удельный вес в общих расходах бюджетной системы с 32,9% до 36,1%.

Высокие темпы роста расходов на социальную политику за январь - сентябрь 2015 года были достигнуты во многом за счёт передачи средств пенсионных накоплений в НПФ, и поэтому не смогли обеспечить опережающей инфляцию индексации пенсий и социальных выплат в условиях роста числа получателей пенсий и ряда социальных выплат. Небольшие темпы роста доходов субъектов РФ при снижающихся возможностях осуществления заимствований не позволили регионам обеспечить высокие темпы роста расходов на социальную политику.

В условиях повышения реальной величины прожиточного минимума это привело к снижению реального содержания пенсий и социальных выплат. Падение реальных доходов населения и рост безработицы способствовали повышению уровня бедности в Российской Федерации, и снижающиеся реальные размеры социальных выплат не смогли нивелировать негативное влияние падения реальных доходов населения.

В 2016 году планируется резко сократить темпы роста расхода федерального бюджета на социальную политику, при этом реальные доходы населения (и особенно пенсий) продолжат снижаться в силу сохранения негативной экономической конъюнктуры. Регионы вряд ли смогут в складывающихся условиях заметно увеличить размеры расходов на социальную политику. Следовательно, в 2016 году положительная динамика показателей бедности маловероятна, особенно если не будут осуществляться необходимые меры в сфере пенсионной реформы и повышения адресности социальных пособий и выплат.

Низкий темп роста расходов бюджетной системы на образование в январе-сентябре 2015 года по сравнению с тем же периодом 2014-го был следствием значительного сокращения расходов федерального бюджета на образование и небольшого роста расходов бюджетов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на эти цели. Реальные расходы бюджетной системы на образование в рассматриваемом периоде снизились более чем 10%.

Даже высокие по сравнению с другими подразделами раздела "Образование" темпы роста расходов бюджетной системы на дошкольное образование не позволили довести зарплаты работников ДДУ до целевых показателей и не смогли полностью, как планировалось устранить очередь в ДДУ, хотя она заметно сократилась. Более того уже появилась статистика, показывающая что в 2016 году более 100 тысяч детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, не смогут получить эти услуги.

В 2014 году расходы бюджетной системы на образование составили около 4,25% ВВП, в 2015 году данное отношение может уменьшиться до 4,06%. Российская Федерация и так отставала от стран ОЭСР по уровню государственных и частных расходов на образование, выраженному в % ВВП. В 2015 году данный разрыв может увеличиться, так как снижение государственных расходов на образование, скорее всего не будет компенсировано ростом частных расходов на эти цели в условиях заметного снижения реальных доходов населения. В 2016 году дальнейшее сокращение расходов федерального бюджета на образование, отсутствие роста или даже небольшое снижение реальных доходов населения, сложная ситуация с региональными бюджетами могут привести к еще большему разрыву между Россией и странами ОЭСР по уровню расходов на образование в % ВВП.

Наиболее важной для динамики расходов бюджетной системы на здравоохранение в январе - сентябре 2015 года по сравнению с соответствующим периодом 2014 глда была динамика расходов на другие вопросы в области здравоохранения, темп прироста был очень высок; и расходов на стационарную медицинскую помощь и амбулаторную помощь, по которым сложились самые низкие темпы прироста расходов по подразделам раздела "Здравоохранение".

Высокие значения показателя смертности, в том числе по некоторым причинам смерти, и повышающиеся значения показателя смертности от новообразований, невозможность достижения целевого значения ожидаемой продолжительности жизни в 2015 году требуют пристального внимания и изучения, в том числе и с точки зрения достаточности объемов финансирования на выполнение поставленных задач, в том числе в 2016 году, на который планируется сокращение расходов федерального бюджета на здравоохранение на 11% и увеличение расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования только на 0,8% по сравнению с 2015 годом.

Снижающиеся размеры соотношений заработной платы ряда категорий работников бюджетной сферы к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации и невозможность достижения целевых значений по ряду данных показателей будут в следующем году "завуалированы" изменением методики расчета показателей относительных заработных плат.

Обзор полностью

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Мисихина Светлана
Мисихина Светлана
заместитель директора
Институт "Центр развития" НИУ ВШЭ
участник рейтинга
и оцените материал  
5 пользователей оценили материал на 4,2.
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Нефть Brent
на 1 июля
Курс доллара к рублю
на 1 июля
Россия на ЧЕ по футболу
на 12 июля