• Про рынок
  • Брокерские услуги
  • Банк
  • Управление активами
  • Форекс
  • Обучение
  • О компании

Меню

 
 

Смогут ли дешевые кредиты спасти российский авторынок?

Не прошло и года с тех пор, как Россия вступила в ВТО, на нее уже подают в суд. Европейский союз намерен подать свой первый иск к РФ. Причина возможного разбирательства - утилизационный сбор, который взимается со всех ввозимых в страну машин. Россия как полноправный член международной организации должна играть по правилам, поэтому, по мнению еврочиновников, сбор надо либо отменить, либо распространить и на российских автопроизводителей.

Утилизационный сбор на легковые и грузовые автомобили, которые производятся на территории России или ввозятся из-за границы, кроме стран Таможенного союза, действует с 1 сентября прошлого года. По мнению экспертов, сбор был введен для того, чтобы спасти российских производителей после вступления в ВТО, поскольку в тот момент пошлины на импортные авто были снижены. Базовый размер сбора составляет 20 тысяч рублей. Однако в правилах осуществления сборов есть свои исключения. Так, производители, которые взяли на себя обязательства осуществлять безопасную утилизацию машин, ничего не платят. К таковым относятся "АВТОВАЗ", "КАМАЗ", группа "ГАЗ" и Sollers. ЕС такая политика совершенно не устраивает, из-за чего вопрос неоднократно поднимался на переговорах.

Разбирательства в суде ВТО российская сторона все-таки может избежать - участникам дается 60-дневный срок для "мирного" урегулирования проблемы. Но, скорее всего, сбор не отменят. Процесс разбирательств будет длиться настолько долго, насколько это максимально возможно без существенных штрафных санкций, а параллельно будут разработаны меры поддержки производителей, собирающих машины в стране, но не нарушающие правила торговой организации, считает Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства "Автостат".

Рано или поздно утилизационный сбор распространят на все автомобили, в том числе и российской сборки. "Пошлины никто отменять не собирается, поэтому все равно будет выгоднее продавать в России и странах СНГ автомобили, собранные в той же Калуге, а не в Германии", - уверен Алексей Терещенко, директор по стратегическому развитию Холдинга "Атлант-М". Но распространение утилизационного сбора на автомобили, собираемые в России, безусловно, ухудшит их ценовую конкурентоспособность. И тогда могут быть применены другие меры господдержки, к примеру, в области налоговой политики. "А если дела пойдут совсем плохо, то можно и защитную временную спецпошлину на импорт авто ввести, как это сделано на Украине под давлением местных лоббистов во главе с корпорацией "УкрАвто"", - предполагает Терещенко. Однако цены в салонах, по мнению экспертов, все равно могут вырасти уже с 2014 года. По легковым автомобилям утилизационный сбор ведет к удорожанию в среднем на 4-5%. В случае, если он будет применяться и к автомобилям, собираемым к России, то счет пойдет уже не на сотни, а на миллиарды долларов.

Эксперты признают, что российский автомобильный рынок в настоящее время находится не в лучшей форме. В прошлом месяце объем продаж снизился на 11% до 241 346 штук, сообщает Комитет автопроизводителей АЕБ. По данным Росстата, выпуск легковых автомобилей в стране с января по июнь нынешнего года упал на 2,7% (928 тыс. машин), при этом производство иномарок на предприятиях увеличилось на 5%. Лидером рынка пока остается "АВТОВАЗ": автомобилей Lada за полгода было продано 226,7 тыс. штук (-10% к аналогичному периоду 2012 года). Второе место заняли автомобили Renault, третье - машины KIA.

Несоответствие уровня продаж в 2012 году ситуации на рынке является ключевой причиной снижения продаж новых автомобилей, считает Татьяна Луковецкая, главный управляющий директор розничного подразделения "РОЛЬФ". Ажиотажный спрос, максимальное количество специальных предложений от автодилеров привели к "перегреву" рынка. Сейчас наблюдается "стабилизация" - когда объём реализации автомобилей соответствует общеэкономической ситуации. По словам Луковецкой, косвенным подтверждением стабильного развития авторынка является рост продаж в кредит: "В последние месяцы такая доля по всему нашему портфелю перешагнула 43%, что, например, существенно больше, чем в 2008 году, хотя ставки по кредитам всё еще не опустились на "докризисный" уровень". Кроме того, основная проблема в замедлении роста доходов и смене потребительских ожиданий, уверен Евгений Шаго, глава аналитического департамента УК "Ингосстрах-Инвестиции". Кредитные ставки, наличие массовых моделей - дело вторичное. "Если посмотреть на статистику более внимательно, уверенный рост продаж демонстрируют премиальные "европейцы", которых сложно отнести к массовым", - отметил он в ходе он-лайн конференции на Finam.ru.

Откат в 90-е

А между тем, европейцы и сами не хотят "раскошеливаться" на новые автомобили. Снижение продаж легковушек в странах Евросоюза в июне 2013 года стало самым значительным за 17 лет - 5,6%. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), в первом полугодии в ЕС было продано 6,2 млн новых машин, что на 6,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Рынок падает на фоне рецессии в регионе уже не первый год, причем по итогам 2012 года он обвалился на 8,2%, что стало самым существенным падением с 1993 года.

Германия осталась крупнейшим автомобильным рынком Европы - в июне здесь купили 282,93 тыс. автомобилей. Однако рост продаж в прошлом месяце был зафиксирован только в Великобритании (13,4%), продажи во Франции снизились на 8,4%, в Италии - на 5,5%, в Испании - на 0,8%.

При этом продажи автомобилей бренда Volkswagen сократились на 5,7%, Audi - на 8,2%, Skoda - на 5%, Seat - увеличились на 12,2%. Заметный спад продаж по итогам июня 2013 года зафиксировали французский Peugeot и итальянский Fiat (10,9% и 13,6% соответственно). Но мировые автопроизводители надеются, что в 2013 году американский спрос компенсирует падение европейского рынка. Также снижаются продажи автомобилей в Японии, поэтому ставка на американский рынок становится еще более значимой.

Что поможет восстановить спрос?

Для российского рынка сейчас вопрос заключается в том, сможет ли улучшиться ситуация во второй половине года. Аналитики настроены оптимистично. По их мнению, повысить покупательский интерес поможет решение правительства о возобновлении программы льготного автокредитования на 2013-2014 годы. С 1 июля ткущего года в России начала действовать госпрограмма субсидирования процентной ставки по автокредитам. Технически она будет повторять успешный опыт 2009-2012 годов, и рассчитана на приобретение автомобилей ценой до 750 тыс. руб.

Физлицам будет предоставляться кредит на покупку автомобиля по ставке, определенной в виде разницы между ставкой кредитной организации и двумя третями ставки рефинансирования ЦБ, действующей на дату выдачи кредита, с последующим возмещением выпадающих доходов кредитных организаций за счет средств федерального бюджета. Срок действия договора не будет превышать 36 месяцев, а покупателю надо будет внести предоплату не менее 15% его стоимости. Скидка распространяется на отечественные машины и иномарки, как российского производства, так и импортируемые. По прогнозам министерства, за 18 месяцев доля льготных продаж может составить до 12% в общем объеме продаж и достигнуть 433 тысяч штук.

Программа может стать серьезной поддержкой отечественному рынку. Она ориентирована на массовый сегмент, поэтому придаст дополнительный стимул и поддержит продажи автомобилей "бюджетного" и гольф-класса, считает Татьяна Луковецкая. С точки зрения чистой экономики, падение продаж на авторынке невыгодно, так как соответствует сжатию совокупного спроса. В условиях, когда промышленный сектор экономики РФ стагнирует, ее вытягивает в основном спрос домохозяйств. С этой точки зрения программы стимулирования авторынка полезны, и дадут чистый положительный эффект, считает Алексей Терещенко. Однако программа эта должна быть справедливой и относиться ко всем новым автомобилям, собираемым в России, независимо от бренда.

Ожидания по рынку на второе полугодие 2013 года у экспертов расходятся. Статистически ситуация может оказаться чуть лучше. Быстрее рынка будет по-прежнему идти премиум-сегмент. Также хорошую динамику сейчас показывают те марки, у которых 2012 год был не самым удачным (Mitsubishi, Honda). И напротив, те, кто в прошлом году "рвал" рынок, не смогут повторить свой успех в этом году (в частности, Volkswagen). Ожидание в целом по рынку - минус 5% к прошлому году, прогнозирует Алексей Терещенко.

По пессимистическому сценарию, продажи автомобилей в 2013 году могут упасть на 5-7% по сравнению с 2012 годом, по оптимистическому сценарию - рынок останется на уровне 2012 года или вырастет максимум на 2%, надеется Татьяна Луковецкая. В аналитическом агентстве "Автостат" считают, что в текущем году будет продано 2,5 - 2,65 млн легковых автомобилей плюс около 150 тысяч LCV. Что касается российских автопроизводителей, то тут, по мнению Алексея Захарова, эксперта ИХ "ФИНАМ", ничего не изменится - в июле и августе рынок будет падать, а "АВТОВАЗ" будет идти вниз быстрее рынка. Потенциал роста продаж автозавода ограничен долей рынка, которая вряд ли будет расти. А повышать цены при стагнирующем и даже падающем спросе компания не сможет без ущерба продажам. Таким образом, доходы увеличиваться или вообще не будут, или очень медленно, добавляет Евгений Шаго. С точки зрения инвестиций в акции, по его мнению, интересным может стать "КАМАЗ".

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 31 августа
Курс доллара к рублю
на 31 июля
Курс доллара к рублю
на 28 декабря