Меню

 
 

Россия лишилась половины бюджетных авиаперевозчиков

"Авианова", российская лоу-кост авиакомпания, прекратила свою деятельность. В заявлении перевозчика говорится, что это произошло "в связи с ухудшением финансово-экономического состояния авиапредприятия". С учетом того, что бюджетных авиаперевозчиков на российском рынке было только два, этот сегмент фактически сократился вдвое.

Следует отметить, что "Авианова" заранее предупредила своих пассажиров о том, что регулярные перевозки компания будет выполнять до 9 октября включительно. С 00.01 московского времени 10 октября 2011 г. полеты прекращены. Бюджетные авиаперевозки, которые сейчас весьма популярны практически во всем мире, в России не получили широкого развития. По внутренним маршрутам летали только две авиакомпании - "Авианова" и Sky Express.

Россия лишилась половины бюджетных авиаперевозчиков

Теперь первый бренд фактически прекратил свое существование. Что касается Sky Express, то она, по пока не подтвержденным данным, объединится с "Кубанью", принадлежащей группе компаний "Базовый элемент". В начале августа авиаперевозчики подписали соответствующий меморандум. В рамках стратегии совместного развития Sky Express перестанет существовать как "отдельный" авиаперевозчик. Как заявил глава Росавиации Александр Нерадько, лоу-костер в ближайшее время потеряет свидетельство эксплуатанта авиационной техники.

Скорее всего, уже хорошо "раскрученный" на российском рынке бренд Sky Express сохранится. В рамках объединенной авиакомпании под ним могут продолжиться бюджетные перевозки, а под флагом "Кубани" будут выполняться "обычные" рейсы.

Впрочем, деятельность лоу-костеров в России вряд ли может быть успешной. Да, "Авианова" с момента начала полетов (конец августа 2009 года) успела перевести более 2,5 миллионов пассажиров. При этом треть из них воспользовались фирменными малобюджетными тарифами (минимальная стоимость билета - 250 рублей). Объем пассажиропотока вывел "Авианову" на 12-ю позицию в рейтинге российских авиакомпаний, а в сегменте внутренних перевозок компания занимала внушительное пятое место.

Однако рентабельности, которая делает возможной существование европейских и американских лоу-костеров, "Авианове" явно достичь не удалось. Причины этого лежат на поверхности. Экономика любой бюджетной авиакомпании, не считая "внутренней" минимизации издержек, базируется на "трех китах". Это сравнительно невысокие цены на топливо, использование аэропортов с низким уровнем сборов и высокая интенсивность парка самолетов.

Стоимость авиационного керосина на российском рынке непрерывно растет. Это незаметно, разве что, Федеральной антимонопольной службе, которая сообщает о стабильности цен. Для существования аэропортов с низкими сборами необходима их "избыточность". В России ее нет и быть не может. Что касается интенсивной эксплуатации самолетов, то она возможна только при их оперативном обслуживании на земле. По оценкам специалистов, даже аэропорты московского узла не в состоянии обеспечить высадку/посадку пассажиров и необходимый минимум наземного обслуживания, сопоставимые по времени с аналогичными процессами в зарубежных портах.

Именно это и послужило базовыми причинами того, что "Авианове" пришлось уйти. Вряд ли этот уход будет "полным". Возможности компании позволяют ей активно работать на рынке чартерных перевозок. Однако пассажиров, которые ранее могли купить билет за набольшие деньги, это не утешит.

Можно предположить, что и Sky Express в рамках объединенной авиакомпании вряд ли сохранит большой объем бюджетных перевозок. Скорее всего, дешевые билеты продавать будут - во всяком случае, на маршруты в аэропорты, контролируемые "Базэл Аэро" (это Краснодар, Сочи, Анапа, Геленджик и Ейск). Однако парк Sky Express с большей выгодой можно будет использовать на "обычных" рейсах, где ее Boeing 737 и A319 с успехом заменят Як-42, эксплуатируемые компанией "Кубань".

Существование лоу-кост перевозчиков в России возможно лишь при поддержке и контроле государства. Сдерживание аппетитов поставщиков авиатоплива и сочетание регламентирования и дотирования бюджетных полетов - тот минимум, при котором можно надеяться на рост числа не статистических пассажиров, а реальных людей, которые могут позволить себе пользоваться воздушным транспортом.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Захаров Алексей
Захаров Алексей
руководитель проекта
Finam.Aero
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 31 октября
Газпром
на 1 ноября
Курс доллара к рублю
на 28 декабря