• Про рынок
  • Брокерские услуги
  • Банк
  • Управление активами
  • Форекс
  • Обучение
  • О компании

Меню

 
 

Российский авторынок-2011 - неравномерный и неустойчивый

По итогам 2010 года объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в России вырос почти на треть. Много это или мало, и что ждет покупателей, продавцов и производителей автомобилей в следующем году?

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей на российском рынке в 2010 году составили 1919573 единицы. Это на 30% больше, чем в прошлом году.

Российский авторынок 2011 - неравномерный и неустойчивый
Однако не следует забывать, что рынок сейчас действует в льготных условиях - его поддерживает программа утилизации. Для того чтобы понять, что случается после прекращения государственной поддержки, достаточно посмотреть на европейский рынок. Продажи автомобилей в Старом Свете снижаются уже десять месяцев подряд. 2010 год рынок закончил с отрицательной динамикой (-5,5%).

Оценить, какое влияние на российский рынок оказывает программа утилизации, не так просто - большинство автопроизводителей не обнародуют данные о количестве продаж "в обмен на автохлам". Приятное исключение составляет лишь "АВТОВАЗ".

Лидер отечественного автопрома закончил год с показателем 517,1 тыс. продаж (+48%). Если из этой цифры вычесть поставки в рамках государственной программы утилизации (221,6 тыс. ед.), то получится 295,5 тыс. продаж. Это означает, что в 2010 году "чистые" продажи "АВТОВАЗа" по сравнению с результатом 2009 года (349,5 тыс. ед.) оказались на 15% меньше.

Положение "ГАЗа" является куда более устойчивым. Как сообщили Finam.ru в пресс службе завода, из общего объема продаж 2010 года (76,6 тыс. ед.) на долю "утилизационных" пришлось 6,7 тыс. автомобилей. Этот результат был показан с помощью федеральной и региональной программ стимулирования продаж. "Чистый" объем поставок нижегородского завода составил 69,9 тыс. автомобилей, что на 20% больше, чем годом ранее (58,2 тыс. ед.).

УАЗ в октябре сообщил о выполнении плана продаж в рамках программы утилизации (4 тыс. ед.), и с тех пор дополнительной информации не поступало. Тем не менее, можно предположить, что "чистый" рост продаж ульяновского автозавода составляет около 25%.

Оценка влияния программы утилизации на рынок в целом может быть только косвенной. Она базируется на информации Минпромторга о том, что по состоянию на октябрь в рамках программы было передано покупателям более 250-ти тысяч автомобилей. С учетом оставшихся двух месяцев можно оценить вклад госпрограммы в годовой результат рынка примерно в 270-280 тыс. автомобилей.

Тогда получается, что "чистый" рост рынка в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил примерно 9%. Этот результат достигнут за счет активности автопроизводителей, не пользующихся поддержкой государства. К ним можно отнести Kia (+49%), Daewoo (+45%) и Volkswagen (+49%). Немецкий бренд формально участвовал в программе утилизации, однако объем продаж "в обмен на автохлам" у него весьма мал и проявился лишь в последние пару месяцев года (после выхода на рынок модели Polo Sedan). Незначительны были и "утилизационные" продажи Kia Motors.

На "скрытую" слабость рынка указывает и средняя цена проданного автомобиля. По данным PricewaterhouseCoopers (PwC), в 2010 году она выросла немногим более чем на сотню долларов ($19148 против $19040 в 2009 году). Это далеко от докризисных значений - в 2008 году средняя цена автомобиля составляла примерно $22,3 тыс.

Возможные проблемы авторынка в начавшемся году отражаются и в результатах декабря. Да, за месяц было продано 204,6 тыс. автомобилей - это лучший результат года. Однако по отношению к объему ноябрьских продаж (190 тыс. ед.) прирост в декабре не превысил восьми процентов. Многие дилеры жалуются на отсутствие у покупателей "новогодней активности". Даже в провальном 2009 году декабрьский результат был выше ноябрьского на 23 тысячи продаж (+22%).

Это может свидетельствовать о том, что финансовая стабильность покупателей и их уверенность в завтрашнем дне еще не достигли докризисного уровня. По этой причине "рождественского" всплеска продаж, который на авторынке является традиционным, и которого ждали дилеры, в декабре не случилось.

Перейдем к прогнозам. Основной "локальной" интригой российского авторынка в 2011 году будет ужесточение конкуренции в сегменте автомобилей ценой около 400 тыс. рублей. Три четверти прошлого года здесь безраздельно господствовали Renault Logan и Sandero. В сентябре появился VW Polo Sedan, за которым сразу выстроились очереди. В январе 2011 года началось производство Hyundai Solaris. Если вспомнить про Chevrolet Aveo и FIAT Albea, а также о лицензионной Haima3, выпуск которой налажен в Черкесске, то очевидно, что в сегменте становится тесновато.

Однако проявится это, скорее всего, не раньше середины года. Именно такой срок понадобится VW и Hyundai, чтобы удовлетворить спрос на свои новинки. Отмечу, что Polo Sedan и Solaris будут продаваться в рамках программы утилизации. Это приблизит окончание действия программы и, соответственно, замедление роста российского авторынка.

В настоящее время количество автомобилей, оформленных в 2010 году в рамках программы утилизации, но не дошедших до покупателя, можно оценить в 70-80 тыс. единиц. Это обеспечит бесперебойную торговлю участникам программы - в первую очередь, "АВТОВАЗу" и Renault.

Всего на текущий год из бюджета выделено 13,5 млрд рублей. Однако в эту сумму включены средства, "не освоенные" в 2010 году. С учетом этого можно предположить, что программа утилизации привлечет на рынок еще 220-230 тыс. покупателей. Это меньше, чем было в прошлом году.

Прошлогодний результат был достигнут за 10 месяцев. Сейчас процедуры покупки "в обмен на утиль" отлажены. Кроме того, появились привлекательные для покупателя продукты (упомянутые выше VW Polo Sedan и Hyundai Solaris).

Поэтому можно предположить, что рынок потеряет поддержку со стороны программы утилизации максимум с сентября, а скорее всего - еще раньше. Это вынудит производителей и продавцов принимать меры по привлечению покупателей, в том числе путем снижения цен.

Специалисты Минпромторга оценивают объем российского производства легковых автомобилей в 2010 году в 1,15 млн ед. (+92,6% к 2009 году). В текущем году, по мнению министерства, производство увеличится незначительно (+1,0%) - "в связи с удовлетворением первоначального спроса".

Нетрудно догадаться, что под этой формулировкой скрывается спад продаж "АВТОВАЗа" после прекращения действия программы утилизации. Не исключено, что потери понесут и зарубежные автопроизводители, имеющие производства на территории РФ и участвующие в этой программе. Однако они пострадают меньше.

Положение "АВТОВАЗа" усугубится и в результате передачи на "ИжАвто" производства модели 2107 (последняя "пятерка" сошла с волжского конвейера в декабре). В 2010 году "классика" составила более четверти поставок "АВТОВАЗа" и внесла максимальный вклад в прирост продаж (+144%).

Если говорить о рынке в целом, то прогноз Комитета автопроизводителей АЕБ на следующий год - 2,24 млн продаж (+17% к 2010 году). Из них два миллиона придется на легковые автомобили и 240 тысяч - на LCV. По оптимистическому сценарию PwC, продажи в 2011 году составят 2,4 млн единиц, по базовому - 2,1 млн единиц. Схожие цифры дают и производители. Например, прогноз Toyota и Suzuki - 2,3 млн продаж.

Скорее всего, этот прогноз реализуется. Однако вряд ли развитие рынка в 2011 году будет равномерным. В первой половине года можно ожидать роста на уровне последних пяти-шести месяцев 2010-го. C прекращением действия программы утилизации спрос заметно снизится, и автопроизводителям, участвующим в ней, придется привлекать покупателей.

Не следует также забывать о том, что, несмотря на рост продаж в прошлом году, рынок остается неустойчивым. Изменения в российской макроэкономической ситуации могут свести на нет все оптимистические прогнозы.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
30.01 15:36
Дади:
Не забывайте,что реализуемые по программе утилизации авто являются внутренними конкурентами сами себе,которые без утилизации.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 31 августа
Курс доллара к рублю
на 31 июля
Курс доллара к рублю
на 28 декабря