• Про рынок
  • Брокерские услуги
  • Банк
  • Управление активами
  • Форекс
  • Обучение
  • О компании

Меню

 
 

Российские города: Нужна ли нам еще одна столица?

Участники международного дискуссионного клуба "Валдай" считают, что России нужны три столицы. Санкт-Петербург должен стать культурной столицей, Москва - военно-политической, а город Артем в Приморском крае - экономической. Эксперты предлагают разделить столичные функции на три части, оставив за Москвой лишь профильные ведомства. Культурные функции должны "переехать" в северную столицу, включая переезд Минкультуры и, вероятно, министерства образования. Основные экономические ведомства предлагается перебросить в шахтерский городок, расположенный недалеко от Владивостока.

Россияне должны увидеть, что фактически новая индустриализация Азии, наряду с нехваткой воды и продовольствия, обеспечивает беспрецедентные конкурентные преимущества страны, полагают члена клуба. "Следует отказаться от фиктивного отношения к Сибири как "стратегическому тылу" в противостоянии с Западом или "линии фронта" в противостоянии с Китаем.- Это означает максимально возможное привлечение инвестиций в развитие региона, не только из Китая, но из США, Японии, Южной Кореи, стран АСЕАН и Европы. Россия должна создать наилучшие условия для таких инвестиций", - полагает Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, декан факультета мировой экономики и политики НИУ Высшей школы экономики.

Российские города: Нужна ли нам еще одна столица?

Однако предложение создать в стране еще одну столицу вызвало недоумение у специалистов. По их мнению, это бессмысленная затея. Разве не хватает нам Большой Москвы? "Когда собираются люди и начинают советовать, среди них должен быть хоть один эксперт по региональной политике. Не понимаю, зачем это вообще нужно. Я бы попросила их подсчитать издержки идеи, экономические преимущества этого решения, сравнить сальдо, и затем забыть об этом. Никакого смысла нет", - отмечает Наталья Зубаревич, доктор географических наук, доцент географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики. Чтобы сделать Санкт-Петербург культурной столицей, нужны огромные деньги, считает Вячеслав Бабурин, профессор кафедры экономической и социальной географии России МГУ им. М.В. Ломоносова. "В России столица всегда была только одна, ею и останется. Можно сколько угодно предлагать, но это останется лишь аллегорией. Казань, к примеру, тоже претендует на звание третьей столицы", - отметил профессор.

Города для бизнеса

Ожидается, что к 2025 году в общем объеме ВВП России на долю Москвы будет приходиться около 25-30%. Однако Россия - это не только Москва. К 2020 году от пяти до семи крупных российских городов станут альтернативными центрами инноваций и роста, что уменьшит "разрыв" в благосостоянии между регионами и столицей. Беатрис Шеперд, вице-президент по Центральной и Восточной Европе, России и СНГ компании Frost & Sullivan, представила доклад о ключевых глобальных мега-трендах и их влиянии на Россию. "Одним из ключевых трендов сегодня является появление Мега-городов и Москва прекрасный тому пример. К 2025 году 20% россиян будут жить в Москве, а сам город увеличится в 2,5 раза. Как следствие, Москва станет самостоятельной силой на глобальной экономической арене - городом с динамичным и сложным социально-экономическим климатом и высокой технологической культурой. Городом, жители которого будут "на связи" 24 часа в сутки, 7 дней в неделю", - считает Шеперд.

Еще одним важным изменением станет появление новых крупных транспортных артерий "Москва - Санкт-Петербург" и "Москва - Нижний Новгород". Из городов с наибольшим потенциалом к росту и развитию выделяются три: Владивосток, Томск и Екатеринбург. Именно они, как ожидается, станут новыми "локомотивами" экономического роста.

Немаловажным фактором для развития региона является бизнес-среда. Между тем, самым лучшим для ведения бизнеса российским городом оказался Сочи. Об этом говорят результаты исследования Forbes "30 лучших городов для бизнеса - 2012". Успех Сочи был предопределен графой "доступность финансовых ресурсов". По этому показателю он намного обогнал своих ближайших преследователей. В список впервые были включены Москва и Санкт-Петербург, но оказались в самом его конце - на 27-м и 29-м местах. Рейтинг составлялся с учетом нескольких показателей, включая кадровые и финансовые ресурсы, инфраструктуру, административные барьеры, налоги и численность населения. Второе и третье место заняли Уфа и Челябинск, незначительно уступившие лидеру. Замкнул список 30 городов Ростов-на-Дону.

Согласно докладу, подготовленному Российской экономической школой и Ernst & Young, самым благоприятным регионом для ведения бизнеса в России оказался Татарстан. Тяжелее всего заниматься бизнесом в Москве, а общая проблема всех российских регионов - налоговая нагрузка. В Татарстане, как выяснили исследователи, уровень барьеров для ведения бизнеса гораздо ниже, чем в среднем по России и в странах, сопоставимых с Татарстаном по объему экономики на душу населения (Бразилии, Габоне и Казахстане). Хуже, чем ожидалось, получилась оценка инвестклимата в Томской и Калужской областях и Санкт-Петербурге, хотя уровень барьеров там в среднем соответствует общероссийскому. Стоит отметить, что в последнем региональном исследовании Doing Business Всемирного банка, основанного на мнениях экспертов, лучшим регионом для ведения бизнеса в России был также назван именно Татарстан. Владивосток не "вписался" в рейтинг. Между тем, эксперты заговорили о создании там Международного финансового центра.

Начало реализации стратегии развития страны "на восток"

Интерес к Дальнему Востоку и Сибири заметно возрос в России за последние два года. Обсуждаются новые проекты и концепции, которые могли бы ускорить развитие этих регионов, возникающие в контексте председательства России в АТЭС. Между тем, тенденция к застою и упадку экономики по-прежнему преобладает, несмотря на такие крупные проекты как Восточная газовая программа "Газпрома" или программы по созданию территориально-производственных комплексов в Южной Якутии.

Жители Европейской части России не замечают потенциал Дальнего Востока, ставя его в конец списка по сравнению с другими регионами нашей страны. К проблемам Сибири и Дальнего Востока каждое новое правительство РФ обращается периодически, и все понимают их важность. Однако впервые федеральные власти подошли так близко к созданию структуры, которая занималась бы этими вопросами каждый день, реализуя вместе с региональными властями и местным самоуправлением крупные инвестпроекты. Председательство РФ в 2012 году на саммите АТЭС, и миллиарды рублей, вложенные в инфраструктуру Владивостока, нацелены на главное - экономическое вхождение региона в азиатские страны. Реализация стратегии экономического развития страны "на восток" началась. Станет ли она успешной, можно будет судить примерно через год. Но уже известно, что на развитие Владивостока как центра экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе из федерального бюджета было направлено более 200 миллиардов рублей. Общий объем средств превысил 680 миллиардов рублей. Вице-премьер Игорь Шувалов заявил о создании совместного инвестиционного фонда в 4 миллиарда долларов, который должен позволить экономике Сибири и Дальнего Востока выйти на огромный китайский рынок. Первые инвестиции предполагается осуществить уже этим летом.

Однако пока каждый десятый житель Сибири и Дальнего Востока оценивает положение дел в регионе как критическое. 64% опрошенных не замечают изменений и 10% отмечают ухудшение ситуации, показывает опрос ВЦИОМ. Проблемы, которые наиболее сильно беспокоят жителей - дороговизна жизни, состояние ЖКХ, алкоголизм и наркомания. Также сибиряки и дальневосточники жалуются на состояние дорог, коррупцию в органах власти и большое число эмигрантов. Около 40% жителей макрорегиона рассматривают возможность покинуть его. Причинами подобных планов чаще всего называют низкий уровень зарплат, отсутствие карьерных перспектив и отсутствие возможности купить жилье. По мнению Натальи Зубаревич, удивляться тут нечему. "У нас страна еще не вышла из кризиса, почему тогда ситуация на Дальнем Востоке должна сильно измениться? Туда "закинули" деньги исключительно из-за проведения там саммита АТЭС. Почему весь регион должен ликовать по поводу вложений денег в два моста и событий по проведению саммита", - отмечает она.

Примечательно то, что местные жители надеются на улучшение состояния дел в регионе не благодаря действиям правительства России, а партнерству с Китаем и Японией. Для повышения эффективности развития необходимо особое внимание федеральных властей, а еще лучше - специальный орган управления. На роль такого органа управления, как оказалось, больше всего подходят Красноярск, Хабаровск, Владивосток и Иркутск. По мнению профессора Бабурина, Хабаровск вполне может конкурировать с Владивостоком, так как традиционно столицей Дальнего Востока является именно он. "Однако это отнюдь не мешает Владивостоку развиваться. Хорошо, конечно, если там будет мощный транспортный, логистический центр, но для этого не требуется звание столицы. За такой идеей стоят гигантские расходы - миллиарды долларов. И если где-то прибыло, значит, где-то убыло", - полагает он.

В 2050 году 70% населения мира будет проживать в городах

Между тем, эксперты пришли к выводу, что развитие городов напрямую связано с мобильностью их жителей. Ernst & Young опубликовал "Концепцию городской мобильности", в рамках которой обозначены пять основных видов деятельности, направленных на повышение мобильности людей, живущих в быстро растущих современных городах. Такие варианты бизнес-стратегий включают: оказание информационных услуг по вопросам транспорта в режиме онлайн, систему управления и обеспечения мобильности, решения в области индивидуальных передвижений, содействие в интеграции транспортной сети, включающей различные виды пассажирского транспорта.

Согласно прогнозам, в 2050 году 70% населения мира будет проживать в городах (для сравнения, в 2010 - 51%), необходимо активное вмешательство в развитие городского транспорта для создания устойчивой системы интегрированной мобильности. Городские жители во все большей степени нуждаются в удобной, гибкой системе доступного транспорта. Компании, которые будут глубже понимать специфику изменяющейся среды городской мобильности, смогут более эффективно удовлетворять спрос потребителей и получат большую долю их расходов на передвижение в городской среде, считает Майк Хенли, руководитель практики Ernst & Young по оказанию услуг компаниям автомобильной промышленности в мире.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
30.07 00:18
Аревуар:
"Из городов с наибольшим потенциалом к росту и развитию выделяются три: Владивосток, Томск и Екатеринбург. Именно они, как ожидается, станут новыми "локомотивами" экономического роста".
Кто это сказал - во Владивостоке хоть раз был? На дома проспекта 100-летия смотрел? Не с той, с которой президент ездил, а с обратной стороны? Без воды, не просто без горячей/холодной, а вообще без воды неделями сидел? А без света? А одновременно без того и другого? И кем себя мнят эти балаболы?
27.07 23:47
nikoka:
похоже у Караганова совсем крыша поехала: назвать экономической столицей РФ вымирающий г.Артем, где уже и промышленности не осталось, кроме ГРЭС. Да и кто будет рботать в этой "экономической столице", наших там совсем малость (1% всего населения), китайцев позовём? Тогда какой толк нам от этого. Похоже Караганов решил сменить имидж и поиграться на поле юмористов, только не смешно почему-то, а грустно...Нам нужна новая индустриализация, но не фарс
27.07 23:10
granuu:
Ужас какой-то, в свете страшных утопий ...
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 31 августа
Курс доллара к рублю
на 31 июля
Курс доллара к рублю
на 28 декабря