Меню

 
 

Регионы РФ: признак ли мастерства - стабильность?

В начале мая 2014 года президент России провел совещание со своими полномочными представителями в федеральных округах, в ходе которого подтвердилось, что регионы испытывают возрастающие проблемы с исполнением бюджетов. По итогам совещания правительство получило ряд поручений по поддержке региональных финансов, в том числе и за счет ресурсов федерального бюджета.

Мы неоднократно обращались к теме исполнения региональных бюджетов. Как отмечалось в наших предыдущих мониторингах, доходы региональных бюджетов в 2013 г. выросли всего на 1,7%, расходы - на 6%. В результате дефицит региональных бюджетов достиг 640 млрд руб., дефицит по отношению к доходам консолидированных региональных бюджетов вырос в среднем по стране на 4,4 п.п., с 3,5% в 2011 г. до 7,8% в 2013 г. Заметные изменения претерпела структура расходов региональных бюджетов: по оценкам Центра развития, доля расходов на оплату труда выросла с 27,3% в 2012 г. до 34,5% в 2013 г. в ущерб другим видам расходов. В частности, доля инвестиционных расходов снизилась с 15,1% в 2011 г. до 12,1% в 2013 г. Такие изменения в структуре расходов были связаны с необходимостью выполнения указов президента по повышению заработных плат. Под влиянием роста дефицита соотношение регионального долга и собственных доходов регионов выросло с 26% в 2012 г. до 33% в 2013 г.

Итоги исполнения региональных бюджетов в первом квартале 2014 года говорят об усугублении проблем бюджетной несбалансированности. Доходы консолидированных региональных бюджетов в целом по России, по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., выросли на 2,8%, при этом налоговые и неналоговые доходы регионов выросли на 8%, а безвозмездные перечисления (трансферты из федерального центра) снизились на 20% (!). В структуре налоговых доходов поступления по налогу на прибыль увеличились на 4,9%, по НДФЛ - на 7,9%, по налогам на имущество - на 25% (сказывается постепенная отмена налоговых льгот по налогу на имущество организаций ранее предоставленных естественным монополиям), по акцизам - на 4,1%. Несмотря на неплохие средние показатели, в 40 регионах суммарные доходы по сравнению с прошлым годом снизились. (На рисунке 1 показаны регионы, доходы которых в 2014 г. снизились более чем на 10%.) Расходы регионов выросли на 9%. Хотя профицит региональных бюджетов в первом квартале составил 5,9% от доходов, можно говорить об усилении разбалансированности региональных бюджетов даже по сравнению с 2013 г., поскольку в первом квартале 2013 г. профицит составлял 11,2% от доходов. Как видно из рисунка 2, в 2013 г. по итогам первого квартала были профицитны все суммарные бюджеты по федеральным округам. В текущем году уже по итогам первых трех месяцев дефицитными являются суммарные бюджеты Дальневосточного, Приволжского, Сибирского и Южного федеральных округов. В первом квартале 2014 г. с дефицитом были сведены бюджеты 41 региона, год назад таких регионов было семнадцать.

Рис.1 Темпы роста доходов региональных бюджетов в первом квартале 2014 г.

Рис.2 Соотношение дефицита (профицита) и доходов региональных бюджетов по федеральным округам в 2013 и 2014 гг.

Источник: Федеральное казначейство

Посмотрим более внимательно на ситуацию с исполнением бюджетов в Центральном и Приволжском федеральных округах, в которых расположены промышленные центры России.

Рис.3 Соотношение дефицита (профицита) и доходов региональных бюджетов в Центральном ФО в 2013 и 2014 гг., %

Источник: Федеральное казначейство

В относительно благополучном ЦФО суммарный профицит вырос по отношению к доходам с 11,2% в 2013 г. до 13% в 2014 г. Однако число регионов с дефицитными бюджетами при этом удвоилось - с четырех в 2013 г. до восьми в 2014 г. На итоговые показатели ЦФО заметное влияние оказывает исполнение московского бюджета. Профицит бюджета по отношению к бюджетным доходам в Москве в первом квартале текущего года составил 17,4%, в прошлом году аналогичный показатель составлял 8,6%. Такая динамика обусловлена снижением расходов в Москве в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 8% (не все регионы могут себе это позволить). Если данные по ЦФО "очистить" от влияния ситуации в Москве, то получится, что профицит по отношению к доходам составил всего 7,4%, по сравнению с 14,4% в прошлом году.

Похожая ситуация складывается в менее благополучном и более однородном (в сравнении с Центральным ФО) по составу регионов Приволжском ФО. Как видно из рисунка 8.4, в 2014 г. 7 из 14 регионов округа завершили первый квартал с дефицитом. В прошлом году таких регионов было всего два.

Рис. 4. Соотношение дефицита (профицита) и доходов региональных бюджетов в Приволжском ФО в 2013 и 2014 гг.

Источник: Федеральное казначейство

Таким образом, рассмотрение ситуации в отдельных федеральных округах подтверждает тезис об усилении разбалансированности региональных бюджетов в 2014 г.

Ряд поручений президента правительству по итогам совещания с полномочными представителями в федеральных округах, направленных на урегулирование ситуации, связан со снижением для регионов бремени обслуживания накопленных долгов, которые, в значительной мере, финансируются за счёт банковских кредитов.

В структуре финансирования бюджетного дефицита регионов в 2013 г. на банковские кредиты, как видно из таблицы, пришлось 44% общего объема финансирования, что заметно ниже 58%-ной доли банковских кредитов в 2012 г., тем не менее в абсолютных значениях объем банковского кредитования достиг в 2013 г. 283 млрд. руб. Можно предположить, что для целого ряда регионов обслуживание и погашение банковских кредитов представляется самой насущной проблемой. Но, в этой связи, можно только лишний раз попенять на близорукую позицию Минфина России, который долго не хотел обращать внимание на тяжелую ситуацию с региональными финансами в прошлом году.

Структура финансирования бюджетного дефицита консолидированных региональных бюджетов в 2012 и 2013 гг., в %

2012 г2013 г.
Государственные бумаги13,712,1
Кредиты банков58,344
Межбюджетные кредиты1,86,7
Приватизация14,619,9
Источники внешнего финансирования0-0,1
Изменение остатков на счетах7,916,9
Прочие источники финансирования00
Источник: Федеральное казначейство

Поручение разработать механизм снижения процентных ставок по банковским кредитам за счет предоставления государственных гарантий Российской Федерации предполагает существенное расширение объема государственных гарантий в рублях в ближайшие три года. В законе о бюджете на 2014-2016 годы предусмотрено предоставление госгарантий в рублях в 2014 г. в размере 47,3 млрд. руб., в 2015 г. - в размере 145,9 млрд. руб., и в 2016 г. - в размере 159,2 млрд. руб. То есть общий объем заложенных на период 2014-2016 гг. гарантий федерального бюджета заметно меньше объемов банковского кредитования регионов в 2013 г. Например, в 2014 г. объем госгарантий в рублях меньше заимствований у банков в 2014 г. в 6 раз. Помимо несопоставимых объемов потребности в госгарантиях и их зафиксированных на сегодня объемов неясно, какие взаимоотношения федерального центра и регионов будут возникать при реализации гарантийных обязательств.

Идею о полном или частичном замещении долговых обязательств субъектов по банковским кредитам бюджетными кредитами также непросто реализовать на практике, не выходя за параметры утвержденного бюджета. Из пояснительной записки к закону о федеральном бюджете на 2014-2016 годы следовало, что федеральный центр в ближайшие три года вообще планировал выступить в роли нетто-получателя средств по бюджетным кредитам объеме равном 340 млрд руб. за счет возврата ранее выданных кредитов. Теперь бюджетную конструкцию придется существенно перекраивать, а Минфину России вскрывать свои резервы.

За последний год стало очевидным, что федеральному центру придется поучаствовать в финансировании предвыборных обещаний президента Путина и в значительно большей мере делиться доходами с регионами. Посмотрим, достаточно для этого одного совещания у президента, или Минфин снова всех убедит, что в регионах "всё хорошо"?

Посмотрим на развитие регионов России в первом квартале 2014 года. Как общее ухудшение экономической динамики отразилось на динамике отдельных регионов, какие из них сохранили свои позиции?

Интегральный показатель экономического развития регионов в целом по России по итогам 1 квартала 2014 г/ оказался "около ноля". При этом ситуация принципиально не отличалась от итогов января-февраля. Четыре округа из восьми показали отрицательную динамику, два - почти нулевую. И лишь СКФО и ДВФО уверенно росли (последний, впрочем, после провала 2013 года).

Динамика интегрального показателя в 1 квартале 2014 г. (ось Х) по сравнению с 1 кварталом 2013 г. (ось Y) в разрезе федеральных округов

Источник: Росстат, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

В качестве примера субъекта, где сохраняется положительная динамика, можно привести Чеченскую республику, где анализ показывает значительную роль строительной отрасли в экономическом росте региона. Одна из существенных строек, имевших место в Чечне в 1 квартале, - создание обводного канала реки Гойтинка. На очереди - строительство туристическо-развлекательного комплекса "Грозненское море".

Со строительной отраслью связана и положительная динамика в Республике Калмыкия. Организации всех форм собственности Калмыкии в январе-марте 2014 г. построили 281 квартиру общей площадью 21,8 тыс. кв. метров, что на 13,5% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года, сообщает Калмыкиястат. Объем выполненных работ в сфере строительства в 1 квартале составил около 457 млн руб., или 189,3% к соответствующему периоду 2013 г.

Положительная динамика в этой же отрасли (строительство) позволила Республике Мордовия сменить отрицательную динамику на положительную. Известно о проведении в республике всероссийской строительной выставки, а также о национальных проектах "Доступное и комфортное жильё - гражданам России" и "Чемпионат мира по футболу 2018 года - объекты социальной инфраструктуры". Такая же смена динамики произошла в Чукотском автономном округе - в отличие от ряда субъектов ДВФО (на графике обозначены Приморский край и Еврейская автономная область, сохраняющие аутсайдерские позиции), но уже благодаря промышленному росту, вероятно, связанному с увеличением золото- и алмазодобычи, а также с реализацией проектов по газификации угля.

Что же касается нередко упоминаемого нами Краснодарского края, он по-прежнему держится в числе регионов, в 2014 г. сменивших положительную динамику на отрицательную: объём строительных работ в 1 квартале 2014 г. составил всего 58,8% от объёма I квартала 2013 г. При этом индекс промышленного производства стагнирует.

В целом, по итогам трех месяцев можно говорить о закреплении слабой экономической динамики в большинстве округов и отдельных регионов. Надолго ли?

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Еще одна актуальная новость: минимальный порог прямого доступа на основные биржи США для российских инвесторов от лицензированного американского брокера WhoTrades Inc. снижен всего до $3 тыс. При этом все счета застрахованы на $500 тыс.
Эксперты
Эксперты
Институт "Центр развития" НИУ ВШЭ
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 29 декабря
Нефть Brent
на 28 декабря
Сбербанк АО
на 29 декабря