Меню

 
 

Проигравшие из-за интервенций Минфина: туротрасль, авиаперевозчики и импортеры

Вот уже полтора года Минфин России совершает "рублевые" интервенции, выкупая с рынка валюту на поступающие в бюджет нефтегазовые сверхдоходы. Под сверхдоходами подразумевается бюджетная выручка от продажи сырья по ценам выше $40 за баррель. Из-за спроса на валюту, идущую на пополнение резервного фонда, рубль перестал быть плавающей валютой. С начала 2017 года и по конец 1 квартала 2018 года доллар США застыл в относительно узком диапазоне 55,5-61. Особенности механизма интервенций не позволяют национальной валюте укрепиться за его пределы, но не ограничивают движения в сторону ослабления. Собственно, ослабление мы сейчас и наблюдаем: на фоне ужесточения монетарной политики ФРС и апрельских санкций спрос на рублевые активы сократился. Курс перешел к диапазону колебаний 60-65 рублей. 

Проигравшие из-за интервенций МинфинаС точки зрения интересов частного инвестора, новая парадигма на рынке несет как риски, так и инвестиционные возможности. Так, от действий Минфина выигрывает бюджет, золотовалютные резервы Банка России, Резервный фонд, многочисленные экспортеры и ориентированные на внутренний спрос конкурирующие с импортом компании. Проигравшими станут все остальные: туристическая отрасль, авиаперевозчики, автомобилисты, импортеры и домохозяйства в целом. 

Рассмотрим подробнее состояние дел в туротрасли. Стоимость зарубежной поездки зависит по большей части от динамики цен на два компонента: авиаперелета и проживания. В обоих случаях слабый рубль (доллар в июне 2018 вырос в среднем на 10,5% год к году) выступает драйвером роста. Так, по данным Росстата, в июне 2018 года моторное топливо подорожало на 12,7% (г/г). Услуги в сфере зарубежного туризма подорожали на 9,6% (г/г), тогда как инфляция за аналогичный период составила лишь 2,3%. В прошлом году число выездных туристских поездок граждан России в зарубежные страны оценивается в 39,6 млн, 4,5 млн из которых приходится на лидирующее направление – Турцию. В этом году из-за роста цен на турпоездки турпоток вполне может сократиться на 5% (многие поедут, но купят более дешевые туры), несмотря на девальвацию турецкой лиры. 

Рост цен на топливо в пересчете на рубли негативно влияет и на авиаперевозчиков. Судя по отчетности "Аэрофлота" за 1 квартал 2018 года, расходы на топливо составила 30%. За год котировки авиакомпании упали в два раза – красноречивое следствие слабого рубля и роста цен на нефть при одновременном снижении спроса.

Из-за слабого рубля пострадают и многие другие сектора экономики: непродовольственный ритейл, автопроизводители и автомобилисты, крупные ИТ-компании с большой долей расходов в валюте. С учетом политики правительства мы рекомендуем сокращать позиции в соответствующих активах и фокусироваться на сырьевом секторе – преимущественно металлургах и нефтяниках. Наибольшим потенциалом роста обладают акции "Лукойла" и "Северстали".

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Нигматуллин Тимур
Нигматуллин Тимур
аналитик
"Открытие Брокер"
участник рейтинга
и оцените материал  
1 пользователь оценил материал на 5.
В мой блог
и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 31 октября
Газпром
на 1 ноября
Курс доллара к рублю
на 28 декабря