Меню

 
 

Прогнозы роста зарплат становятся щедрее

Прогнозы роста зарплат становятся щедрееПо апрельской оценке Центробанка, темп прироста номинальной заработной платы в 2018 г. составит 13–15% в госсекторе, а в целом по экономике – 10%. Такие высокие темпы роста будут достигнуты прежде всего за счет заметного повышения заработных плат бюджетникам в начале года, что во многом определялось предвыборной политикой. В 2019 г. темпы роста заработной платы снизятся до уровня инфляции, если не будет принято других мер по повышению оплаты труда.

Прогноз Минэкономразвития (базовый сценарий) предполагал, что в 2018 г. темп прироста заработной платы составит 8,3% (4,1% в реальном выражении) ("Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов". Данный прогноз Минэкономразвития должно было обновить в апреле 2018 г., но обновление пока задерживается). Этот прогноз предполагал достижение целевых показателей по зарплатам бюджетников, предусмотренных майскими указами Президента Российской Федерации 2012 г., а также повышение зарплат прочим категориям работников бюджетной сферы на 4%.

В январе номинальная среднемесячная заработная плата увеличилась на 8,5% по сравнению с январем 2017 г. (реальная – на 6,2%), потом Росстат пересмотрел значение номинального показателя, повысив его до 13,3% (реального – до 10,9%) (здесь и далее расчеты по данным Росстата). В феврале рост заработных плат по первой оценке Росстата составил в номинальном выражении 12,1% (в реальном – 9,7%), пересмотр привел к росту значений показателей до 13,9 и 11,5% соответственно. В марте пока есть только первая оценка темпов роста заработных плат: 9,0 и 6,6% соответственно. 

В результате за первый квартал 2018 г. среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций, по предварительной оценке, выросла на 12,0% (реальная – на 9,5%).

Из данных Росстата за январь-февраль следует, что быстрее всего росли зарплаты в отраслях социальной сферы, в здравоохранении и социальных услугах (на 31,2%), культуре, спорте и организации досуга и развлечений (24,1%), образовании (18,8%). Среди других отраслей высокие темпы роста заработной платы были достигнуты в информации и связи, в профессиональной, научной и технической деятельности, а также в строительстве (16,3%, 16,1%, 14,8%). В обрабатывающих производствах зарплата выросла на 11,2%, а в целом по экономике заработные платы выросли в январе-феврале 2018 г. на 13,6%.

Рост зарплат и, прежде всего, зарплат в отраслях социальной сферы, был связан с повышением заработной платы бюджетников. Данные Росстата позволяют оценить, каким был рост заработных плат у работников бюджетной сферы, повышение зарплат которых предусмотрено майскими 2012 г. указами Президента Российской Федерации. В частности, в январе-марте 2018 г. заработная плата этих категорий бюджетников увеличились в среднем на 34,2% (с 31,1 тыс. руб. до 41,7 тыс. руб.), темп прироста варьировался по отдельным категориям работников социальной сферы от 10,8% у школьных учителей до 135,5% у научных сотрудников (зарплата которых в среднем выросла с 40,6 до 95,6 тыс. руб.). Отметим также, что численность работников бюджетной сферы, повышение зарплат которых предусмотрено майскими указами Президента Российской Федерации 2012 г., сократилась в первом квартале 2018 г. по сравнению с первым кварталом 2017 г. на 6% (с 5,7 млн чел. до 5,4 млн чел., в основном за счет снижения численности младшего и среднего медицинского персонала). Индексация заработных плат остальных категорий бюджетников, численность которых оценивается Минтрудом в 5,8–5,9 млн чел., составляет 4%.

Высокие темпы прироста заработной платы и ожидания их приращения в мае в связи с повышением МРОТ до прожиточного минимума приводят к пересмотру прогнозов по темпам роста заработной платы на 2018 г. в сторону повышения. По апрельской оценке Центробанка – 13–15% в госсекторе, а в целом по экономике – 10%. Высокие темпы роста заработных плат обосновываются как ростом зарплат бюджетников, так и "ускорением роста зарплат и в частном секторе, причиной которого может быть снижение количества свободных рук на рынке труда и ужесточение конкуренции за квалифицированные кадры в отдельных отраслях" (Центробанк).

Целесообразно сопоставить эти прогнозы с результатами исследования компании КПМГ "HR-бюджет и планы на 2018 год". По данным этого исследования, 87% компаний уже повысили или хотят повысить заработные платы своим работникам (правда, только часть компаний намеревается распространить это повышение на всех работников) в среднем на 6–10%. В то же самое время 43% компаний собираются увеличить численность персонала, а 18% собираются ее снизить. Если намерения компаний полностью осуществятся, темп прироста заработной платы в частном секторе будет ниже прогнозных оценок Центробанка на 2–2,5 п.п.

Что касается зарплат бюджетников, то следует отметить, что уже в конце 2017 г. регионы начали беспокоиться, хватит ли средств для выполнения принятых решений в 2018 г.: так, Карелия обратилась в федеральные органы власти, отмечая нехватку средств для повышения заработной платы работников бюджетного сектора. Следовательно, и в бюджетном секторе зарплаты могут расти медленнее, чем предполагает оценка Центробанка.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Мисихина Светлана
Мисихина Светлана
заместитель директора
Институт "Центр развития" НИУ ВШЭ
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Газпром
на 1 ноября
Курс доллара к рублю
на 30 ноября
Курс доллара к рублю
на 31 октября