Меню

 
 

Продажа "АВТОВАЗа" альянсу Renault-Nissan откладывается

Франко-японский автопроизводственный альянс Renault-Nissan и государственная корпорация "Российские технологии" создадут совместное предприятие, которое будет владеть контрольным пакетом акций ОАО "АВТОВАЗ". Надежды на передачу команде Карлоса Гона прямого управления ведущим российским автозаводом оказались неисполненными.

Попытки российских властей поглубже втянуть Renault-Nissan в Тольятти начались не вчера. Еще в октябре 2009 года премьер-министр РФ Владимир Путин в ультимативной форме потребовал от французов и японцев инвестиций в волжский завод. Однако отработанный на российских олигархах "командный голос" в общении с иностранцами не сработал.

Продажа
Тогда власти сменили тон. В ноябре того же года первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что правительство готово рассмотреть предложения Renault об увеличении доли в "АВТОВАЗе". Кристиан Эстев, который тогда курировал деятельность французской компании в России, сказал, что "услышал" этот призыв - и ничего более.

Следующим шагом российской стороны было появление в СМИ информации (со ссылкой на неофициальные источники), что Кремль может предложить Renault "купить "АВТОВАЗ". Под этим подразумевалось увеличение пакета акций, принадлежащего французам, как минимум, до контрольного. Подобную утечку информации нельзя было оценить иначе, как намеренную: ее целью было зондирование настроений потенциальных участников сделки.

Вопрос до руководства Renault-Nissan дошел. Прямой ответ дал руководитель альянса Карлос Гон, который в интервью Reuters заявил: "У нас нет намерений по увеличению или сокращению своей доли (капитала "АВТОВАЗа")".

Полгода все было тихо, однако в июне 2010 года Владимир Путин практически повторил заявление Шувалова: Renault может увеличить свою долю в капитале "АВТОВАЗа" - если захочет. Ответа на это предложение не последовало.

Тогда же Владимир Путин заявил, что "Россия даже готова обменять часть пакета, принадлежащего российским акционерам, на акции Renault, которые принадлежат правительству Франции" (в этой фразе особенно умилило слово "даже"). Российские власти обсуждали этот вопрос с французскими коллегами, добавил премьер. Продолжения эта история не имела.

Все стихло еще на несколько месяцев. Очередную попытку Владимир Путин предпринял на встрече с Карлосом Гоном уже в ноябре 2010 года. Тогда глава российского правительства сказал: "Мы ... приветствуем и возможное (если мы договоримся об этом) расширение вашего участия в капитале компании".

В свою очередь, комментируя итоги встречи, Карлос Гон, заявил: "Премьер-министр сообщил, что он не против того, чтобы доля альянса Renault-Nissan в капитале "АВТОВАЗа" была увеличена, и она может быть увеличена вплоть до пятидесяти процентов". Как тогда пояснил Сергей Скворцов, управляющий директор компании "Тройка Диалог" - одного из ведущих акционеров "АВТОВАЗа", - речь шла о пакете в размере "50% плюс одна акция", то есть контрольном.

По итогам встречи с Владимиром Путиным в ноябре 2010 года глава Renault-Nissan сообщил, что продолжит переговоры с основными акционерами "АВТОВАЗа" - "Ростехнологиями" и "Тройкой Диалог". Это заявление было весьма расплывчатым по форме, и никто не удивился, что переговоры затянулись надолго.

Очередной этап шоу "продать "АВТОВАЗ" Карлосу Гону" стартовал в этом году, и запевалой в нем был генеральный директор "Ростехнологий". В феврале Сергей Чемезов заявил, что основные договоренности достигнуты, и сделка по перераспределению акций волжского автозавода будет закрыта в течение первого полугодия.

В середине марта СМИ сообщили, что передача контрольного пакета "АВТОВАЗа" уже практически согласована. Генеральный директор Renault в России Бруно Анселен подтвердил, что альянс получит 51% акций завода в Тольятти.

В апреле глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев сообщил, что не видит препятствий для реализации планов увеличения пакета акций, контролируемого Renault-Nissan, до контрольного. Правда, он отметил, что запрос на официальное одобрение подобной сделки ФАС еще не получила.

Президент ОАО "АВТОВАЗ" Игорь Комаров сообщил, что альянс может подписать протокол о намерениях по доведению своего пакета акций до контрольного в ближайшее время.

По неофициальной информации, быстрому оформлению сделки "помешали обстоятельства". Сообщалось, что инициаторами задержки были французы и японцы, которые не верили в однозначность итогов российских президентских выборов и решили не рисковать. Сегодняшнее заявление "высоких договаривающихся сторон" опровергает эту версию. О чем же договорились акционеры "АВТОВАЗа" в Париже?

Прежде всего, отмечается, что соглашение, подписанное альянсом Renault-Nissan, ОАО "АВТОВАЗ", ГК "Российские технологии" и инвестиционной компанией "Тройка Диалог", "не имеет обязательной юридической силы". Это всего лишь протокол о намерениях, согласно которому французы с японцами получат "косвенную мажоритарную долю в ОАО "АВТОВАЗ".

Интересно выглядит финансовая составляющая соглашения. Согласно этому документу, Renault-Nissan инвестирует в "АВТОВАЗ" примерно $750 млн. Из них триста миллионов вложат французы, и четыреста пятьдесят - японцы.

Со своей стороны, "Ростехнологии" реструктуризируют задолженность, которая существует у "АВТОВАЗа" перед госкорпорацией. От продажи непрофильных активов завода планируется выручить примерно 7 млрд рублей ($238 млн). Эти деньги будут направлены на погашение части кредита, выданного "Ростехнологиями". Оставшаяся часть задолженности по беспроцентному кредиту в размере примерно 46 млрд руб. ($1,56 млрд) будет выплачена значительно позже. Отметим, что деньги на поддержку "АВТОВАЗа" госкорпорация получила из бюджета РФ.

В результате Renault-Nissan получит в образуемом СП долю в размере 67,13%. В свою очередь, совместному предприятию будет принадлежать 74,5% акций ОАО "АВТОВАЗ". Нетрудно подсчитать, что альянс будет контролировать 50,01185% капитала автозавода.

Закрытие сделки ожидается в 2014 году. Это привело к резкому падению стоимости акций "АВТОВАЗа". Сразу после публикации совместного пресс-релиза акционеров завода они потеряли 7-8%. Игроков можно понять - вместо передачи завода под контроль команды Карлоса Гона последовало очередное расплывчатое заявление, а сроки выполнения обещаний вновь сдвинулись на пару лет.

Тем не менее, можно с уверенностью предположить, что попытки передачи волжского автозавода под контроль Renault-Nissan продолжатся. Всем уже давно ясно, что без восстановления реального статуса представителей альянса в Тольятти и без французских / японских технологий корпоративного управления "АВТОВАЗ" вряд ли сумеет существовать в будущем.

Однако для применения этих технологий необходимы определенные условия. Французы сразу после своего детального ознакомления с ситуацией в Тольятти тамошний менеджмент называли "странным" (сказалась западная деликатность). Иностранные директора "АВТОВАЗа" очень быстро получили фактический статус наблюдателей - Карлос Гон явно не желал реально участвовать в управлении.

Нормализация обстановки на "АВТОВАЗе" возможна только, если, говоря прямо, убрать из Тольятти большинство отечественных топ-менеджеров. Формально контрольный пакет акций даст Карлосу Гону такую возможность. Однако переговоры о перераспределении акций могли включать "дополнительные условия" сделки. В их числе вполне вероятной была неприкосновенность Игоря Комарова и его команды (на какой-то срок). Вряд ли столь умный человек, как Карлос Гон желал обострять обстановку и ссориться с нашими властями - их методы в нормативы нормального бизнеса укладывается далеко не всегда.

Логика подсказывает, что российские власти в итоге будут вынуждены все же принять условия Карлоса Гона. Рост продаж "АВТОВАЗа", порожденный госпрограммой утилизации, продержался недолго, и теперь стремительно катится вниз (на фоне растущего рынка). Без коренной реконструкции бизнес-процессов в Тольятти будущего у волжского автозавода нет. Вопрос только в том, сколько времени потребуется Кремлю, чтобы понять, что сохранение ведущего отечественного автопроизводителя важнее столь любимого нашими лидерами "контроля финансовых потоков".

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Захаров Алексей
Захаров Алексей
руководитель проекта
Finam.Aero
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
12.05 13:48
Главный инженер:
В АвтоВАЗе всё относительно неплохо и честно. В на ОМЗ посмотрите!
11.05 18:17
elbrus-72@yandex.ru:
Как ты прав, igor01, и комфорт и всё - на месте, со всем можно согласиться, да! .... только потребители тебя слушать не хотят...
04.05 19:08
igor01:
Статью писал человек не имеющий опыта руководящей работы в производсве.На мой взгляд команде Комарова можно ставить твердую четверку по пятибальной шкале: Модельный ряд определен и не плохой,Сеть магазинов продаже фирменных авто-запчестей ,лада -деталь,появилась.интернет- породажи машин появились,качество производимой продукщии растет ,стоимость владения на 5 лет машиной наиболее низкая,привлечен хороший дизайнер .Если взять люкс-сегмет новых моделий то по упраляемости динамике (двигатель 2126) и комфорту езды (высокая посадка,открытие девери,отделка салона) в ,б, классе ближе к верхней границе (чтобы это понять нужно с месяц поезить на машине а потом пересесть на что-нибудь другое форд,ниссан,шевролет).
04.05 07:05
YoYoYo:
втюхать завод хотят да еще и долг свой забрать...хитрецы.какой может быть долг?госво - госву?
03.05 17:29
Иван:
Иностранные директора "АВТОВАЗа" очень быстро получили фактический статус наблюдателей - Карлос Гон явно не желал реально участвовать в управлении.
========================

Эти "наблюдатели" получают ежеесячно бешеные зарплаты в свои личные карманы. "Оторвать от сиськи"-тогда только и зашевелятся
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 29 декабря
Нефть Brent
на 28 декабря
Сбербанк АО
на 29 декабря