Меню

 
 

Обама "закручивает гайки" на Уолл-стрит

Вчера вечером Барак Обама обнародовал в Нью-Йорке основы реформы финансового регулирования в США. Примечательно, что об этом он рассказал в одном из старейших и самых престижных колледжей города - "Купер Юнион", находящимся в нескольких кварталах от финансового сердца США, которое эта реформа затронет в первую очередь - Уолл-стрит. В своём обращении Обама был, естественно, сдержан, чтобы не тревожить финансовые рынки и инвесторов, не сказал ничего нового или сенсационного, но призвал Уолл-стрит к совместным действиям для перестройки финансовой системы. Он убеждал финансистов, что реформа принесёт пользу не только стране, но и финансовому сектору. Тем не менее, Обама указал на вину финансистов, заметив, что финансовый кризис "был порождён исчезновением ответственности от Уолл-стрит до Вашингтона, что привело к краху многих крупных финансовых фирм и едва удержало нашу экономику от скатывания во вторую Великую депрессию". Цель реформы, по его словам, в том, чтобы избежать ситуации, когда налогоплательщики оплачивают спасение компаний, которые слишком велики, чтобы рухнуть, и также в том, чтобы дать больше прав акционерам, с одной стороны, и ограничить аппетит к большим премиям у финансистов, с другой.

Обама 'закручивает гайки' на Уолл-стрит
Предложения американской администрации развивают существующую с 30-х годов прошлого века систему регулирования банковской деятельности применительно к новым условиям ведения бизнеса, новым финансовым инструментам, появившимся на рынке, и новым задачам, которые стоят перед экономикой США, и состоят в необходимости увеличения инвестиций банков в реальном секторе экономики, снижения бюджетных рисков. Многие комментаторы сравнивают предлагаемые им меры с возвратом к закону Гласса-Стигалла, установившего с 30-х гг. "китайскую стену" между коммерческими банками и инвестиционными.

Основные отличия новой системы отношений в кредитно-финансовом секторе США следующие: во-первых, это изменение системы функционирования регулирующих структур, разграничение их полномочий, усиление дисциплины, что в итоге отражается в концентрации финансовой власти в руках ФРС. Она, как предполагается, станет главным бенефициаром реформы. Резервная система будет не только отслеживать финансовые данные отдельных кредитных организаций, но и станет следить за системными рисками американской экономики в целом. Для этого, помимо имеющихся в ее распоряжении возможностей монетарного регулирования, Fed получит и административные рычаги управления, в частности, американский центробанк сможет не только регулировать деятельность любых финансовых организаций, но и национализировать их в случае неплатежеспособности. Административное регулирование фондового, долгового, товарно-фьючерсного рынков, таким образом, усилится.

Помимо этого вводится элемент планирования. Создается Совет по контролю за финансовыми услугами, который объединит руководителей ключевых федеральных регуляторов США, в том числе и главу ФРС, и станет площадкой для обсуждения проблемных вопросов финансовой системы, а также будет координировать работу всех основных регуляторов.

Проведение спекулятивных, краткосрочных операций на финансовых рынках станет для инвестиционно-банковского бизнеса сложнее и дороже. В частности, все стандартизированные внебиржевые сделки с производными инструментами должны будут стать регулируемыми и проходить клиринг в центральных клиринговых палатах.

Параллельно усилится законодательная защита потребителей, что также обусловит возможности банков быстро заработать, создав риски для государства и возможные дополнительные расходы для всего общества.

С учетом резонансного иска американской Комиссии по ценным бумагам (SEC) в отношении Goldman Sachs, долгое время считавшегося всесильным лидером отрасли, вероятность, что регуляторы готовы к неприятным для финансового сектора решениям, заметно возрастает, отмечает Ольга Беленькая, зам. руководителя аналитического департамента ИК "СОВЛИНК".

По сути, финансовые потоки кредитно-инвестиционных структур с помощью такой административно законодательной реформы государство намерено переместить в реальную экономику, в том числе - в производственный сектор, несмотря на потенциально меньшую отдачу таких вложений с точки зрения кратко- и среднесрочного периода, - считает главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин. - Таким образом, в случае принятия финансового "плана Обамы" в США будет сформирована принципиально новая система, управляемая сверху и, в целом, напоминающая по структуре китайскую модель банковского рынка".

Характерной в данном случае представляется реакция нынешнего главы ФРС на вопрос сенатора Додда, который в декабре 2009 г. проводил процедуру номинации Бена Бернанке на второй срок в должности председателя ФРС. На вопрос сенатора Додда о том, каким образом финансовое руководство США будет обеспечивать сбалансированность бюджета в будущем, Бернанке ответил: "Существуют другие виды налогов, кроме налогов на доходы. И, с точки зрения расходов, вы знаете, Вилли Саттон грабил банки потому, что в них были деньги, так он выразился. Деньги в данном случае - это финансовые права граждан и обязательства государства. Если есть возможность структурных изменений в сфере социальных программ и здравоохранения, которые снизят расходы, то я думаю, что их применение чрезвычайно важно для решения бюджетной проблемы".

Конечно, в США от воли президента зависит далеко не все - для того, чтобы изменения пробрели законодательную силу, они должны пройти через Конгресс, где далеко не все поддерживают такие меры. Однако масштаб кризиса, разразившегося в американской и глобальной экономике во многом по вине Уолл-стрит, существенно повышает шансы Обамы изменить правила игры - хотя остается риск, что окончательные изменения окажутся косметическими, полагает Ольга Беленькая.

На Россию реформа финансового сектора США может оказать косвенное влияние. Опыт США может быть учтен в резолюциях G20, которые могут привести к изменениям в регулировании национальных финансовых систем стран, входящих в "Большую 20-ку", считает г-жа Беленькая. Однако маловероятно, что американские реформы будут приняты G20 в неизменном виде. В любом случае, российский министр финансов Алексей Кудрин с большим вниманием слушал слова Обамы из первых уст - он сейчас находится с визитом в США, цель которого состоит как раз в изучении реформы банковской системы страны. После этого министр Кудрин намерен встретиться со своими коллегами в рамках G20 и стран БРИК.

Рейтинг событий, влияющих на российский рынок

Событие Рейтинг  Прогноз
МАКРОЭКОНОМИКА
Общая ситуация на мировых фондовых рынках С
Макроэкономическая ситуация в CША D
Макроэкономическая ситуация в России B
ПОЛИТИКА
Д. Медведев подписал закон об особенностях банкротства страховщиков и профучастников рынка ценных бумагB
СЫРЬЕВЫЕ РЫНКИ
Уровень мировых цен на нефть С
Уровень мировых цен на металлы C
ОТРАСЛЕВЫЕ И КОРПОРАТИВНЫЕ НОВОСТИ
ТМК в 2009 году получила убыток по МСФО в $324 млн против прибыли годом ранееB
ТГК-7 может не выплатить дивиденды по итогам 2009 года B
ОГК-2 в январе-марте 2010 года увеличила выработку электроэнергии на 8% C

ПРИМЕЧАНИЕ:

  1. Наиболее сильное влияние на рынок оказывают события с рейтингом А, события, имеющие рейтинг D по нашей шкале, оказывают слабое влияние.
  2. В разделах "Макроэкономика" и "Сырьевые рынки" в столбце 2 в скобках может быть указан рейтинг предыдущего дня.
  3. Стрелка "вниз" в столбце 3 указывает на вероятное негативное влияние на рынок, стрелка "вверх" - положительное/нейтральное.

Инвестиционный фон - умеренно позитивный

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 29 декабря
Нефть Brent
на 28 декабря
Сбербанк АО
на 29 декабря