Меню

 
 

Ни ликвидность, ни обороты, ни риски не позволяют банкам заработать так, как до кризиса

Стремление ЦБ снизить риски банковской системы за счет уменьшения роста необеспеченного потребительского кредитования необходимо рассматривать в связке с общим комплексом мер по совершенствованию российской системы надзора за кредитными организациями. Основная причина таких действий ЦБ в том, что в условиях финансового кризиса для коммерческих банков значительно снизилась как возможность получения дешевых активов, так и зарабатывания за счет кредитов. К сожалению, российский фондовый рынок превратился в рынок спекулянтов, на котором ни ликвидность, ни обороты, ни риски не позволяют банкам активно работать так, как это было до 2008 г.

В результате, мы видим рост ставок по потребительскому кредитованию до 60% годовых в рублях, а, следовательно, в значительной степени растет и объем невозвратов, падает достаточность капитала банковской системы.

В июле уже были приняты меры (для банков, которые выдают кредиты по ставке 25-35% годовых в рублях), в результате темпы потребительского кредитования снизились с 53% на начало января до 39% на начало августа 2013 г. Однако в первом полугодии доля проблемных и безнадежных ссуд выросла с 6 до 6,3% и превысила объем сформированных резервов на возможные потери (6,1% от общего объема ссуд).

Как мы видим, логика в действиях ЦБ есть, но надо учесть разницу в масштабах и надежности банков в российской банковской системе. Например, трудно сравнивать банк ВТБ и банки из второй-третьей сотни по объему активов. При этом они отличаются не только надежностью, но и структурой кредитного портфеля, а соответственно и возможностью зарабатывать деньги. В ситуации, когда источники зарабатывания денег для банков крайне ограничены, с нашей точки зрения, регулятивные коэффициенты по ссудам должны вводиться только по самым рискованным кредитным продуктам.

Если повышение коэффициентов риска в отношении кредитов от 60% годовых с 2 до 6, для кредитов с доходностью от 45% годовых с 1,7 до 3 выглядит логичным, то стремление повысить коэффициент по кредитам с доходностью до 35% годовых для крупных и надежных госбанков выглядит преждевременным. Впрочем, пока речь идет только о словах зампреда ЦБ, а о конкретных шагах можно будет судить лишь после появления соответствующего документа. В любом случае нужно постепенно ограничивать возможность заработка системообразующих банков, для надзора за которыми с 1 сентября создан специальный департамент. Нельзя ставить в один ряд Сбер, ВТБ, Россельхозбанк и еще 17 крупнейших кредитных организаций, которые по размеру составляют 60% активов всей банковской системы с банками второй-третьей сотни. В противном случае это может привести к тому, что более мелкие банки будут стремиться зарабатывать на еще более рискованных операциях вне рамок кредитования (достаточно прозрачны для ЦБ), либо начнут выводить потребкредитование в дочерние небанковские кредитные организации. Кроме того, при реализации мер по оздоровлению банковской системы надо помнить о клиентах банков, которые будут вынуждены для рискованных операций обращаться к альтернативным небанковским источникам финансирования.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Петров Валерий
Петров Валерий
Финансовый аналитик, заместитель Председателя Правления
Институт развития финансовых рынков
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 31 октября
Газпром
на 1 ноября
Курс доллара к рублю
на 30 ноября