Меню

 
 

Налоговый маневр: В чем преимущества отмены НДС?

В России могут вернуть налог с продаж, отмененный еще в начале 2000-х. Предполагается, что он заменит налог на добавленную стоимость (НДС), который сейчас является одним из основных источников пополнения федерального бюджета.

К рассмотрению вопроса о том, какой всё-таки полезнее иметь налог - на добавленную стоимость или с продаж, предложил вернуться премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на недавней встрече с членами Российского союза промышленников и предпринимателей. "Эта дискуссия постоянно шла на площадке правительства, тем не менее, пора ещё раз обсудить эту тему. Единственное, что мне хотелось бы специально подчеркнуть, - общая установка правительства остаётся прежней: налогов не повышать", - заявил глава кабмина, пообещав в ближайшее время провести расширенное совещание по налогам.

Экс-глава Минфина Алексей Кудрин, уверен, что подобная замена ни к чему хорошему не приведет, разве только к масштабному снижению налоговых поступлений в бюджет. "Не советую это делать, и не завидую правительству, которое это сделает. Масштаб обрушения налоговой базы будет таков, что все, что мы говорим сегодня, - это будут цветы, по сравнению с тем, что произойдет", - заявил он журналистам.

Сторонники же налоговой "рокировки" уверяют, что налог с продаж будет более подходящим для экономики России, его легче собирать, кроме того, пора избавляться от коррупционных схем возмещения НДС. Правда, как будут возмещать выпадающие доходы из бюджета в случае такой замены, пока не ясно. Ставка НДС составляет 18%, НСП, видимо, надо будет подтягивать к такому же уровню, если учитывать, что ранее максимальная ставка этого налога составляла не более 5%.

Не последнюю роль в данном выборе играет то, как налог собирается, особенности его администрирования, комментирует Иван Соловьев, д.ю.н., заслуженный юрист России. "По сути, платит также конечный потребитель, однако можно предположить, что обслуживать налог с продаж будет проще, его введение приведет к децентрализации властных полномочий в сфере налогообложения (ведь доходы от налога с продаж поступают в местные бюджеты, а НДС оперируется федеральным центром). Таким образом, регионы могли бы перераспределять доходы в соответствии с потребностями в развитии той или иной отрасли, проекта, сферы. Вероятно, будет меньше схем по его "серой" и "белой" минимизации. А если ликвидировать в связи с такой заменой сформировавшуюся за двадцать с лишним лет целую индустрию, связанную с возмещением НДС, можно будет говорить и том, что такая замена находится еще и в русле антикоррупционной политики государства", - говорит эксперт.

Но на другой чаше весов аргументы потяжелее - размер денежных поступлений в бюджет. Понятно, что по НДС они на порядок выше. И надо понимать, за счет чего будет покрываться неизбежно прогнозируемый бюджетный дефицит, продолжает г-н Соловьев. К тому же НДС в том или ином виде успешно применятся практически в полутора сотнях стран, и никто не спешит от него отказываться, так как он стабильнее - не зависит от потребительского спроса и рыночных колебаний розничной торговли. Представляется, что если минимизировать возможности зарабатывания на возмещении НДС, подумать над его ставкой, то этот налог еще долго может прослужить гарантом стабильных налоговых поступлений в государственный бюджет.

По ряду видов деятельности такая замена действительно может оказаться невыгодной для бюджета — например, в розничных торговых точках нередко занижают объемы полученной выручки от продаж, чтобы поменьше платить налогов, а заодно выдать "серую" часть заработка работникам, говорит в свою очередь Сергей Варламов, партнер компании "Налоговик". Проконтролировать, по словам эксперта, таких "умельцев" достаточно сложно, возможность истребовать счета-фактуры и прочую документацию у поставщиков позволяет налоговым органам выявить подобные случаи уклонения от уплаты налогов. Однако недавнее громкое разоблачение преступной группы, по поддельным документам получившей не менее 5 млн рублей, а также многие подобные случаи показывают неэффективность существующей системы контроля за уплатой НДС. Это еще не считая многочисленных жалоб налогоплательщиков по задержкам и отказам в возмещении НДС при экспорте товаров и в других ситуациях, когда по закону бюджет должен возместить налогоплательщику перерасход.

Сложности же в процессе взимания и контроля НДС, по словам г-на Варламова, заключаются в искаженном принципе расчета налога: на самом деле он взимается не с добавленной стоимости, а с разницы между НДС в выручке и "входящим" НДС. Теоретически добавленная стоимость — это собственный вклад производителя-продавца в переработку сырья, рекламу и проч., а также прибыль. Вместо того чтобы прямо облагать налогом заработную плату и доходы компаний, используется расчетный метод, при котором из суммы НДС, который получен вместе с выручкой организации, вычитается НДС, уплаченный всем поставщикам и подрядчикам. Для обеспечения этого механизма приходится вести отдельный налоговый учет сделок, облагаемых НДС, — каждая продажа сопровождается счетом-фактурой (по 1 экземпляру для стороны сделки), выданные и полученные счета-фактуры регистрируются в специальных журналах. По окончании каждого месяца или квартала выводится разница, которая и есть сумма налога к уплате.

Документации у маленького производства при таком порядке может быть получается и не слишком много, а вот оптовому или сетевому магазину счета-фактуры приходится возить в буквальном смысле грузовиками. Для обработки этих документов в бухгалтериях порой даже вводят отдельную штатную единицу или целый отдел. Упрощение расчетного механизма налога могло бы существенно облегчить этот процесс: не надо лишних документов, лишних реестров и лишних сотрудников. Если из полученной выручки будет извлекаться несколько меньшая доля налога (скажем, 8% вместо нынешних 18% НДС), то рассчитать его можно будет буквально за секунды. Да и для контроля за уплатой налога не надо будет содержать отделы в каждой налоговой инспекции, полагает Варламов.

В таком сложном вопросе нужен более продуманный, дифференцированный подход - нельзя "шашкой махнуть" и сказать, вот, у нас теперь есть НСП. Он как косвенный налог подразумевает достаточно долгосрочные отношения с бюджетом, и прежде чем принять какое-то решение, нужно его хорошо взвесить, уверен Сергей Зеленов, председатель Комиссии по налогам Московского отделения "ОПОРЫ России": "Необходим нормальный переходный период, чтобы люди могли для себя определиться, что для них лучше. А то бизнес сказал - отменим, власть уже готова. Но слушают тех, кто громче и выше, а есть еще маленькие и средние, и есть разные отрасли, для которых такая замена является принципиальной. К нынешней системе налогообложения все уже привыкли, любой переход будет болезненным, как известно, лучшее - враг хорошего".

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
23.12 01:57
CynicSPb:
Бред собачий. От НДС бюджет терпит одни упытки. Возмещают из бюджета больше, чем платят. Нашли мошенников на 5 млн? Это копейки по сравнению с реальными суммами, которые выходят без публики. По МСК и СПб суммы катастрофически велики. Если и изменять что-либо в НДС - так это отмену его возмещения. Тогда в бюджете появится невиданное колличество денег.
19.12 09:02
osrsoft:
Будет как с транспортным налогом. Получил налог с продаж, но и НДС никуда не денется.
18.12 20:05
Завистник:
Если Кудрин уверен, что будет плохо- значит все будет хорошо.
18.12 20:01
кщвшт:
Все гораздо проще. Государство желает увеличить базу платежей, Если сбор налога будет надлежаще организован, то государство получит значительно больше чем от НДС. Потребитель заплатит больше. Закончится все плохо, так как сейчас граждане на пределе трат и любое увеличение цен грозит обвалить их в долг и бедность
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Газпром
на 1 ноября
Курс доллара к рублю
на 30 ноября
Курс доллара к рублю
на 31 октября