еще
*1945
Бесплатно по РФ для МТС, Билайн, МегаФон и Tele2
Звонок с сайта  
  • Про рынок
  • Брокерские услуги
  • Банк
  • Управление активами
  • Форекс
  • Обучение
  • О компании
 
 

Налоговые поступления в региональные бюджеты более чем компенсировали нулевой рост трансфертов

В первом полугодии 2021 г. доходы региональных бюджетов увеличились на 18,6% (год к году). Драйвером такого роста стало существенное увеличение поступлений всех видов налогов, важных для формирования региональных бюджетов. Расходы регионов выросли на 8%, расходы на национальную экономику, социальную политику, образование – на 12–16%; расходы на здравоохранение, напротив, сократились на 14%. Положительный баланс бюджета регионов в первом полугодии 2021 г. был равен 0,9% ВВП; с дефицитом его закончили 19 регионов. Несмотря на быстрый рост собственных доходов регионов, во втором полугодии 2021 г. проблемы бюджетной несбалансированности будут нарастать из-за существующей неравномерности исполнения бюджетов по расходам.

В первом полугодии 2021 г. доходы консолидированных региональных бюджетов составили 7,5 трлн руб. (15,5% ВВП, см. рис. 1), т.е. увеличились (год к году) на 18,6%. При этом объем трансфертов из федерального бюджета по сравнению с прошлым годом практически не изменился*. Тем не менее, как следует из рис. 2, доля трансфертов в доходах остается на достаточно высоком уровне.

Рис. 1. Доходы, расходы и баланс консолидированных региональных бюджетов за январь-июнь 2011–2021 гг., в % к ВВП

Источник: Минфин РФ, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

* В соответствии с ОНБП на 2021–2023 гг. их объем за 2021 г. должен сократиться по сравнению с 2020 г. на 25%.

Рис. 2. Доля трансфертов из федерального бюджета в общем объеме доходов консолидированных бюджетов регионов в январе-июне 2011–2021 гг., в %

Источник: Минфин РФ, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

В структуре трансфертов из федерального бюджета по сравнению с 2020 г. резко возросла доля субсидий и иных трансфертов (см. табл. 1). Такой рост может быть связан с реализацией национальных проектов. Налоговые и неналоговые доходы регионов выросли за первое полугодие 2021 г. на 24% (год к году). Существенно увеличились поступления по всем важнейшим видам налогов (см. рис. 3). Безусловно, такой результат связан с локдауном во втором квартале 2020 г.; в 2021 г. такие антиковидные меры не применялись.

Таблица 1. Структура трансфертов регионам из федерального бюджета в январе-июне 2020–2021 гг., в %

Источник: Минфин РФ, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Рис. 3. Темпы прироста налоговых поступлений в 1-м полугодии 2020 и 2021 гг. (год к году), в %

Источник: Минфин РФ, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Опережающими темпами росли поступления налога на прибыль и налогов на совокупный доход, что связано с низкой базой 2020 г. Рост налоговых поступлений по всем основным видам налогов, за исключением, может быть, налогов на имущество, трудно назвать восстановительным после проблемного 2020 г. Так, поступления налога на прибыль в 2020 г. сократились на 14%, но выросли в 2021 г. на 31%; налоги на совокупный доход сократились в 2020 г. на 11% при росте в 2021 г. на 50%. Даже с учетом инфляции можно говорить о заметном увеличении налоговых поступлений по этим видам налогов и налоговым поступлениям в целом в 2021 г. по сравнению с 2019 г. Можно сказать, что экономическая конъюнктура в 2021 г лучше, чем в 2019 г. Отметим, что в целом в 2021 г. доходы регионов в неизменных ценах вышли на самый высокий с 2011 г. уровень.

Расходы консолидированных региональных бюджетов выросли в первом полугодии 2021 г. (год к году) на 8% (в 2020 г. расходы региональных бюджетов под влиянием поддержки из федерального центра за полугодие выросли на 19%). Основным драйвером роста расходов регионов в 2021 г. стали расходы на национальную экономику (рост на 16%, см. рис. 4). Такое увеличение во многом обусловлено динамикой по Москве, где расходы на национальную экономику выросли на 38% (!).

Рис. 4. Темпы прироста отдельных видов расходов региональных бюджетов в январе-июне 2021 г. (год к году), в %

Источник: Минфин РФ, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Как видно из рис. 4, из наиболее значительных для регионов позиций также сравнительно быстро росли расходы по разделам "Социальная политика" (на 12%) и "Образование" (на 11%), что может быть связано с реализацией реструктурированных национальных проектов "Демография" и "Образование". Одновременно расходы региональных бюджетов на здравоохранение сократились (год к году) на 14%. Вероятно, это можно объяснить тем, что экстренные капитальные расходы в здравоохранении были сделаны в 2020 г.

В неизменных ценах расходы региональных бюджетов выросли в первом полугодии 2021 г. (год к году) на 2%. Уровень расходов регионов в неизменных ценах за этот период был самым высоким за период с 2011 г. (см. рис. 5).

Рис. 5. Динамика общего объема расходов регионов в постоянных ценах в 1-м полугодии 2011–2019 гг. (2011 г. = 100)

Источник: Минфин РФ, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

В первом полугодии 2021 г. положительный баланс региональных бюджетов составил 447 млрд руб. Положительный баланс региональных бюджетов по итогам первого полугодия наблюдался ежегодно в период с 2011 г., за исключением 2020 г. (см. рис. 1). Несмотря на суммарный положительный баланс, 19 регионов закончили первое полугодие с дефицитом; в прошлом году таких регионов было 47.

Суммарный региональный и муниципальный долг на конец первого полугодия 2021 г. (см. табл. 2) составил 2865 млрд руб. По сравнению с данными на начало года этот показатель сократился на 1%, в основном за счет погашения задолженности регионов по банковским кредитам и их замещения бюджетными кредитами. Объем последних вырос на 5%. За прошедшие полгода существенно (на 14%) вырос объем региональных облигаций. Такой рост обусловлен размещением облигаций Москвы на 115 млрд руб. В структуре муниципального долга доля банковских кредитов доминирует и составляет 62%.

Таблица 2. Структура регионального и муниципального долга в 2014 – 1-м полугодии 2021 гг., в %

Источник: Минфин РФ, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Прогноз доходов и расходов региональных бюджетов на 2021 г. с учетом современных тенденций и показателей ОНБП на 2021–2023 гг. выглядит одновременно оптимистичным и проблемным.

Таблица 3. Инерционный прогноз доходов, расходов и дефицита консолидированных региональных бюджетов на 2021 г., млрд руб.

Источник: Минфин РФ, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Динамика собственных доходов регионов в первом полугодии 2021 г. позволяет предположить, что их прирост за год составит 14,5%; трансферты, как это предусмотрено в ОНБП, сократятся по сравнению с 2020 г. на 25%. В итоге доходы регионов вырастут на 4,5%. Основная проблема заключается в прогнозировании расходов. Если опираться на показатели их равномерности (точнее, неравномерности) за последние годы, то объем годовых расходов составит 16,8 трлн руб., что существенно выше показателей, предусмотренных в ОНБП. При таких расходах сформируется дефицит 1,2 трлн руб. Такой дефицит за последние 15 лет ни разу не наблюдался, и непонятно, как он может быть профинансирован. Поэтому более реалистичным представляется прогноз региональных бюджетных показателей с дефицитом, примерно равным уровню 2020 г. Это может быть достигнуто за счет увеличения трансфертов из федерального бюджета и более умеренного роста расходов, по сравнению с инерционным прогнозом.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Чернявский Андрей
Чернявский Андрей
ведущий эксперт
Институт "Центр развития" НИУ ВШЭ
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 1 октября
Ключевая ставка ЦБ
на 31 декабря
Мечел
на 1 октября