Меню

 
 

"КАМАЗ" - на пути к прибыльности

Прошедшее в пятницу в Набережных Челнах общее собрание акционеров ОАО "КАМАЗ" было откровенно скучным, как и положено в стабильной компании. Попытки одного из "воинствующих миноритариев" задавать неудобные вопросы не смогли развлечь публику - слишком уж неубедительными они были.

Детально анализировать итоги прошедшего собрания смысла нет. Его основной "темой" было утверждение отчета по результатам финансовой деятельности "КАМАЗа" в 2010 году. Предварительные данные автозавод опубликовал месяц назад, детали многостраничного отчета - поле деятельности "узких специалистов". Куда более интересно текущее состояние и ближайшие перспективы ведущего российского производителя грузовых автомобилей. Как отметил генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин, закончить прошедший год с прибылью заводу не удалось. Официально такая задача не ставилась, и акционерам управленцы этого не обещали. Однако "для себя" топ-менеджмент наметил пути по выходу на уровень, хотя бы, безубыточности и добросовестно попытался провести завод этими путями.

'КАМАЗ' - на пути к прибыльности

Основная причина неудачи была вполне объективной - цену на свою продукцию повысили российские металлурги. Удельный вес металлопроката в себестоимости грузового автомобиля заметно выше, чем у "легковушки". Естественно, повышение цен не могло не сказаться на экономических результатах деятельности "КАМАЗа" в прошлом году. Более того, эти проблемы затронули и начало текущего года. Первый квартал камский автозавод также закончил без прибыли. Однако, как отметил Сергей Когогин, в апреле и мае КАМАЗ перешел за черту убыточности. В июне результат должен быть, как минимум, не хуже.

Следует отметить, что в своем стремлении повысить рентабельность КАМАЗ не ограничивается собственно производством. Дополнительным источником доходов должна стать сбытово-сервисная сеть. По ее размеру камский завод уступает только "АВТОВАЗу". Всего в России насчитывается 144 авторизированных центров "с лошадью". Из них 60 принадлежит (полностью или частично) заводу. Три года назад "головное" торгово-сервисное предприятие автопроизводителя - ООО "Набережночелнинский Автоцентр "КАМАЗ" - было передано под контроль компании "КАМАЗ-лизинг". Построенный 35 лет назад и с того времени практически не ремонтировавшийся центр в то время представлял собой не слишком привлекательное зрелище. Его положение усугубляло то, что город наводнен "серыми" сервисами и продавцами запасных частей.

Как отметила глава "КАМАЗ-лизинга" Альфия Когогина, реанимация автоцентра началась не с инвестиций в инфраструктуру, а с внедрения новых стандартов управления. Они были максимально приближены к системе управления производством, которая применяется на автозаводе. Новые стандарты и соответствующее программное обеспечение (собственной разработки) дали отличный результат. Если раньше автоцентр ремонтировал около ста автомобилей в год, то к настоящему моменту это количество выросло в пять раз. Десятикратно вырос объем продаж запасных частей (с 500 тыс. руб. до 5 млн рублей в месяц). Объем выручки автоцентра при численности персонала 170 человек составил в 2010 году 1,75 млрд рублей. Чистая прибыль - 15 млн рублей. На текущий год план предусматривает 2 млрд рублей выручки и 30 млн рублей прибыли. Заработанные "на управлении" средства за три года позволили реконструировать автоцентр без привлечения кредитов. Общий объем инвестиций составил 20 млн рублей. Теперь "Набережночелнинский Автоцентр "КАМАЗ" представляет собой современное предприятие, имеющее хорошее технологическое оснащение и четко работающий склад.

Теперь КАМАЗ намерен распространить опыт, полученный при реализации этого пилотного проекта, на всю свою сервисно-сбытовую сеть. Конечно, результатов, аналогичных показанному в Набережных Челнах, в других городах ждать не стоит. "Придворный" автоцентр является крупнейшим в стране, через него проходит почти четверть всех продаж "КАМАЗа". Однако даже перевод сервисных центров в категорию безубыточных заметно снизит финансовое бремя автозавода. А деньги камскому автозаводу, похоже, в ближайшее время понадобятся. Как отметил генеральный директор ГК "Ростехнологии" и член Совета директоров "КАМАЗа" Сергей Чемезов, наметился прогресс в переговорах по кооперации камского автозавода с коллегами из Минска. Стороны договорились о независимой оценке стоимости "КАМАЗа", "МАЗа", а также заводов автомобильных компонентов, которые белорусская сторона предлагает включить в проект. По словам Сергея Чемезова, некоторые из этих предприятий представляют интерес для российской стороны.

Естественно, что интеграция с минским автозаводом (если, конечно, она состоится) потребует от "КАМАЗа" определенных затрат. А вот другой кооперационный проект, который "приписывают" камскому заводу, не имеет места. Сергей Когогин опроверг циркулирующие в СМИ слухи о том, что КАМАЗ примет участие в возрождении московского Завода им. Лихачева. По его словам, специалисты "КАМАЗа" консультируют по этой проблеме правительство Москвы и столичных коллег, однако дальше этого взаимодействие не заходит.

Согласно плану на 2011 год, завод намерен выпустить 38 тыс. грузовиков. Выручка достигнет 96 млрд рублей (+23% к результату 2010 года). Рентабельность по EBITDA должна приблизиться к восьми процентам. При планировании были учтены ошибки прошлого года. Например, сейчас товарный двор "КАМАЗа" заставлен грузовиками - завод уже начал создавать запас на время своих августовских каникул. В 2010 году спрос накануне сезона уборки урожая был неоценен, в результате торговля шла "с колес", но часть потенциальных покупателей все же осталась неудовлетворенной. Увеличение товарных запасов ведет к росту затрат - однако на "КАМАЗе" это считают меньшим злом, нежели потеря клиентов.

Конечно, от форс-мажора (например, в виде вновь выросших аппетитов металлургов) не застрахован никто. Однако в рамках разумного риска планы "КАМАЗа" представляются сбалансированными, и сомнений в возможности завода реализовать их не возникает.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Захаров Алексей
Захаров Алексей
Finam.Aero
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 29 декабря
Нефть Brent
на 28 декабря
Сбербанк АО
на 29 декабря