Меню

 
 

Итоги года: Программы стратегического развития российского автопрома все еще нет

Чем отмечен уходящий 2009-й год для всех, кто, так или иначе, связан с российской автомобильной отраслью? Событий много, отметим самые яркие.

Таможня

Итоги года: Программы стратегического развития российского автопрома все еще нет
"Запевом" года стало введение государством повышенных пошлин на ввоз автомобилей. Оно должно было вступить в силу с 1 января 2009 года, но протесты импортеров привели к тому, что новые пошлины начали взимать только после окончания новогодних каникул.

Правительственные инициаторы этого нововведения уверены в своей правоте. Однако такая уверенность есть не у всех. На Владивостокской таможне подсчитали, что из-за нежелания предпринимателей ввозить машины по новым ставкам бюджет недополучит до $1 млрд.

Вторым ударом по российскому авторынку может стать Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Эта угроза вызвала озабоченность (запоздалую) президента РФ Дмитрия Медведева, однако кроме высочайшей озабоченности, никаких действий от властей не последовало.

Рынок и цены

Российский автомобильный рынок обрушился. По результатам года продажи упадут вдвое. Правда, не все компании пострадали одинаково. Хуже всего на российском рынке чувствуют себя японские автопроизводители. Причина такой ситуации - неблагоприятный курс иены и не слишком адекватная ценовая политика.

Положение с ценами не вполне определенно. С одной стороны, аналитики с самого начала года регулярно сообщали, что цены растут, и предрекали их бурное повышение. Такие выводы делались по официальным прайс-листам импортеров. При этом "другой рукой" представительства вводили скидки, и к ним в этом действии присоединялись дилеры.

Положение продавцов усугублялось значительными размерами стоков. В течение года большинству брендов удалось сократить объемы товарных остатков. Однако по ряду марок можно ожидать, что после новогодних праздников будут распродаваться автомобили 2008 года выпуска, что не поспособствует подъему цен.

Государство и автопром

Российское правительство приняло (а если быть точным, то продекларировало) ряд мер, призванных поддержать пикирующий российский рынок. Прежде всего, это широко разрекламированная программа льготного кредитования. Однако даже ее плановый годовой объем составлял всего лишь 100 тыс. машин, а в реальности вышло и того меньше: до конца года будет выдано немногим более 65-ти тысяч льготных кредитов.

Были также увеличены бюджетные ассигнования на закупку федеральными органами исполнительной власти в 2009 году машин российского производства. Объем финансирования составил 12,5 млрд рублей.

Еще одной правительственной программой, реализованной в этом году, стала бесплатная перевозка РЖД автомобилей отечественного производства на Дальний Восток. Здесь уж полный провал. Перевезено было всего несколько тысяч машин, да и то большинство из них ржавеет на дальневосточных складах. Тем не менее, в будущем году бесплатные перевозки планируется продолжить.

Правительство запускает еще один проект - стимулирование утилизации старых машин. Однако представленный Минпромторгом пилотный проект этой программы продемонстрировал его полную неприемлемость для дилеров.

Еще одной инициативой правительства стало повышение транспортного налога. Однако массовые протесты привели к тому, что Госдума отказалась вносить изменения в Налоговый кодекс.

Основное внимание российских властей в этом году было уделено АвтоВАЗу. В апреле заводу были выделены субсидии в объеме 25 млрд рублей. Примечательно, что решение о выделении субсидий организации было принято с условием, что при этом частное финансирование составит 98 млрд рублей. "Частники" денег АвтоВАЗу не дали, но государство не поскупилось.

Впрочем, все эти деньги ушли на выплату долгов, и к осени финансовое положение АвтоВАЗа снова стало угрожающим. Было принято решение о дополнительном финансировании в объеме 50 млрд рублей. Двенадцать миллиардов будет выделено в ближайшее время, остальные - позже.

Впрочем, программа стратегического развития российского автопрома все еще не существует. А в отсутствии планов финансирование АвтоВАЗа по-прежнему будет представлять собой "затыкание дыр".

Неудавшаяся "сделка века"

В мае появилась информация, что консорциум в составе канадского производителя автокомпонентов Magna International и Сбербанка РФ при технической поддержке "Группы ГАЗ" намеревается купить у General Motors ее подразделение Opel / Vauxhall. Победные крики патриотов "мы купили "Опель"!!!" раздавались несколько раз, но, в конце концов, сделка не состоялась.

В российском автопроме в 2009 году произошло много других событий. Более подробная версия годового обзора опубликована на Finamauto.ru.

Рейтинг событий, влияющих на российский рынок

Событие Рейтинг  Прогноз
МАКРОЭКОНОМИКА
Общая ситуация на мировых фондовых рынках C
Макроэкономическая ситуация в CША D
Макроэкономическая ситуация в России B
ПОЛИТИКА
С. Лавров: Россия и Япония должны идти к мирному договору С
СЫРЬЕВЫЕ РЫНКИ
Уровень мировых цен на нефть С
Уровень мировых цен на металлы C
ОТРАСЛЕВЫЕ И КОРПОРАТИВНЫЕ НОВОСТИ
А. Кудрин: В 2009 году гражданам компенсируют 70 млрд рублей по замороженным в 1991 году вкладам C
Минприроды: В 2009 году прирост запасов нефти в России составит 620 млн тонн С
В. Путин запустил нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий Океан" B

ПРИМЕЧАНИЕ:

  1. Наиболее сильное влияние на рынок оказывают события с рейтингом А, события, имеющие рейтинг D по нашей шкале, оказывают слабое влияние.
  2. В разделах "Макроэкономика" и "Сырьевые рынки" в столбце 2 в скобках может быть указан рейтинг предыдущего дня.
  3. Стрелка "вниз" в столбце 3 указывает на вероятное негативное влияние на рынок, стрелка "вверх" - положительное/нейтральное.

Инвестиционный фон - умеренно позитивный

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Захаров Алексей
Захаров Алексей
аналитик
Finamauto.ru
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
29.12 09:36
nusinov196:
И не будет! Если бы правительство было заинтересовано в развитии отечественного автопрома оно не допустило бы подобной растащиловки средств как выплату миллиардных бонусов, криминализации сбыта автомобилей и запчастей, недобросовестной конкуренции импортных производителей заинтересованных не в развитии нашего автопрома, а устранение его как конкурента, авто отверточного производства и др. Здесь каждый чиновник имеет свой навар, свою кормушку начиная с самых верхов. А пока обычная говорильня и ничего реального, кроме черной дыры через которую уходят последние бюджетные миллиарды.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Газпром
на 1 ноября
Курс доллара к рублю
на 30 ноября
Курс доллара к рублю
на 31 октября