еще
*1945
Бесплатно по РФ для МТС, Билайн, МегаФон и Tele2
Чат со специалистом:
Звонок с сайта  
  • Про рынок
  • Брокерские услуги
  • Банк
  • Управление активами
  • Форекс
  • Обучение
  • О компании

Меню

 
 

Импорт взял курс на снижение

В августе 2021 года рост стоимости импорта из стран дальнего зарубежья замедлился до 27% (год к году) по сравнению с 34% (год к году) в июле. Вклад в прирост импорта снизился по всем четырем укрупненным группам, главным образом по машиностроительной продукции. С устраненной сезонностью в августе импорт снизился на 5% по отношению к предыдущему месяцу. По всей видимости, с июля сформировалась тенденция к снижению, и в случае ее сохранения до конца года стоимость всего импорта с учетом стран СНГ по итогам 2021 года может составить 293 млрд долларов, что на 22% выше прошлогодних значений.

Согласно данным ФСТ России, в августе 2021 г. стоимость импорта товаров из стран дальнего зарубежья составила 21,8 млрд долл., увеличившись на 27% (год к году). При этом пик прироста из-за низкой базы пришелся на апрель и достигал 50% (год к году) (рис. 1). По отношению к докризисному августу 2019 г. импорт остается выше на 16%. Основной вклад в прирост импорта по-прежнему вносит продукция машиностроения − почти 17 п.п. по итогам августа (рис. 2). Этот вклад был распределен в основном между тремя товарными группами (примерно в равной степени): ввозом механического оборудования, наземного транспорта, а также летательных аппаратов.

Рис. 1. Стоимость импорта товаров из стран                         Рис. 2. Вклад компонент в динамику импорта из стран дальнего стран дальнего зарубежья, млрд долл.                         дальнего зарубежья, в %    

Рис. 1. Стоимость импорта товаров из стран дальнего зарубежья, млрд долл.Рис. 2. Вклад компонент в динамику импорта из стран дальнего зарубежья, в %

Источники: база данных CEIC, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Кроме того, существенный вклад в августе внесла химия (более 6 п.п.), главным образом за счет импорта фармацевтической продукции и полимеров, а также продуктов органической и неорганической химии. Вклад продовольствия и продукции легкой промышленности оказался незначительным – соответственно, 1.2 и 0,2 п.п. (рис. 2).

Рост стоимости импорта продукции машиностроения в августе 2021 г. замедлился до 32% (год к году) по сравнению с 39% (год к году) в июле, и в настоящее время стоимость на 27% превышает докризисный уровень августа 2019 г. С устраненной сезонностью импорт продукции машиностроения снизился почти на 7% (месяц к месяцу) после роста на 8% (месяц к месяцу) в июле (рис. 3). В августе продолжилось снижение импорта наземного транспорта и электрооборудования, а также возобновился спад импорта механического оборудования и оптики, судов и летательных аппаратов (рис. 4).

Рис. 3. Стоимость импорта машиностроительной продукции Рис. 4. Индекс стоимости импорта продукции машиностроения    

Рис. 3. Стоимость импорта машиностроительной продукции из дальнего зарубежья, млрд долл.Рис. 4. Индекс стоимости импорта продукции машиностроения из стран дальнего зарубежья (сезонность устранена), 100 = янв. 2020

Источники: база данных CEIC, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

В августе 2021 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), составили чуть более 114 тыс., снижаясь второй месяц подряд по отношению к предыдущему году из-за нехватки электронных комплектующих на мировом рынке. Внутригодовой пик продаж пришелся на июнь текущего года, когда было продано почти на 10% больше машин, чем за тот же месяц докризисного 2019 г. По сравнению с июлем текущего года продажи упали на 15% с устраненной сезонностью, причем спад длится уже четвертый месяц подряд (рис. 5). Поскольку никаких признаков быстрого решения проблемы дефицита электронных компонентов нет, АЕБ ожидает дальнейшего сокращения рынка в ближайшие несколько месяцев.

Кроме машиностроительной продукции в августе 2021 г. с устраненной сезонностью более чем на 2% (месяц к месяцу) снизился импорт химической продукции. Второй месяц снижается импорт продовольствия и с/х сырья и третий месяц подряд – импорт продукции легкой промышленности (в обоих случаях спад в августе составил около 5% за месяц), причем практически по всем товарным позициям вышеперечисленных групп.

Рис. 5. Объем продаж легковых и легких                                 Рис. 6. Стоимость импорта товаров из всех стран, млрд долл.

коммерческих автомобилей в России

Рис. 5. Объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в РоссииРис. 6. Стоимость импорта товаров из всех стран, млрд долл.

Источники: база данных CEIC, Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Стоимость всего импорта в методологии платежного баланса с учетом стран СНГ в августе 2021 г. оценивается нами на уровне 25,3 млрд долл. (рис. 6). С устраненной сезонностью импорт сократился на 4% по сравнению с июлем. Причем спад происходит на фоне укрепления рубля (за период с мая по август включительно рубль вырос на 4%) и бюджетных выплат на детей школьного возраста, а также ожидаемых в сентябре выплат пенсионерам и военным. Однако опросные данные менеджеров по закупкам (индекс PMI), согласно оценке IHS Markit, указали на ослабление внутреннего и внешнего потребительского спроса и, как следствие, на дальнейшее ухудшение деловой конъюнктуры в производственном секторе России в августе. Но в то же время сохраняется надежда на рост потребительского спроса в ближайшие месяцы.

По всей видимости, одной из причин падения импорта является реализация отложенного спроса. В 2018–2019 гг. среднемесячный объем импорта составлял 21 млрд долл. В период с января 2020 г. по август 2021 г., в условиях острой фазы пандемии, наблюдалось сначала резкое снижение импорта относительно среднего уровня двух докризисных лет, за которым последовал рост. В итоге менее чем за полтора года усредненный показатель восстановился к доковидному уровню, а затем превысил его. Другой причиной, как было отмечено выше, стало сокращение импортных поставок из-за проблем дефицита комплектующих и нарушения в глобальных цепочках поставок.

Исчерпание отложенного спроса на импортные товары и медленное разрешение проблем с поставками товаров из-за рубежа ограничивают потенциал дальнейшего роста импорта. При сохранении текущей динамики импорта (снижение на 2,1% в среднем за последние три месяца), его стоимость по итогам 2021 г. может составить 293 млрд долл., что на 22% выше прошлогодних значений.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Пухов Сергей
Пухов Сергей
ведущий эксперт
Институт "Центр развития" НИУ ВШЭ
участник рейтинга
и оцените материал  
1 пользователь оценил материал на 5.
и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Ключевая ставка ЦБ
на 31 декабря