• Про рынок
  • Брокерские услуги
  • Банк
  • Управление активами
  • Форекс
  • Обучение
  • О компании

Меню

 
 

Гражданская авиация по-белорусски

Директор департамента по авиации министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Вадим Мельник рассказал о перспективах развития авиаперевозок в республике. В частности, он сообщил о нецелесообразности возобновления внутриреспубликанских пассажирских авиаперевозок. В Белоруссии они испытывают сильную конкуренцию со стороны автомобильного и железнодорожного транспорта.

В качестве примера глава гражданской авиации РБ привел убытки, которые в свое время понесла авиакомпания "Гомельавиа" на маршруте Гомель-Минск. "Предложения руководства предприятия о его развитии оказались ничем не подтвержденными. Летать за чужой счет ради сохранения бренда - это неправильно", - резюмировал Вадим Мельник.

Размеры Белоруссии (650х560 км), ее население (около 9,5 млн человек) и уровень доходов ее граждан выглядят не слишком привлекательно для внутриреспубликанских перевозок. Однако заявление Мельника нуждается в комментариях. Упомянутая им и ныне не существующая компания "Гомельавиа" выполняла полеты по единственному внутреннему маршруту, который соединял столицу Беларуси с Гомелем. На момент действия расписания цена билета составляла 52020 BYR. По нынешнему курсу (8580 BYR/$) это чуть больше шести долларов США.

По данным "Белстата", в сентябре 2011 года средняя зарплата в РБ составила 2260112 рублей ($263). Даже на этом фоне цены на рейс Гомель-Минск, которые предлагала "Гомельавиа", выглядят достаточно низкими. Однако убыточность этого рейса привела к большим финансовым потерям. В частности, у авиакомпании образовалась большая задолженность перед портом "Минск-1".

Обвинения Мельника в адрес "областной" авиакомпании напоминают об известной унтер-офицерской вдове, которая сама себя высекла. "Гомельавиа" была республиканским авиационным предприятием, и все ее бизнес-планы подлежали утверждению в белорусском Государственном комитете по авиации. Этому же ведомству подчиняется а/п "Минск-1".

Отметим, что, кроме минского направления, "Гомельавиа" выполняла рейсы в Калининград из Минска, Гомеля и Гродно. Цена билета составляла $170 (длина маршрута - 535 км), $196 (820 км) и $130 (280 км) соответственно. Сейчас национальный перевозчик "Белавиа" просит за полет из Минска в Калининград примерно $130. Похоже, что компании "Гомельавиа" полеты в российский анклав приносили больше доходов, чем столичным коллегам.

По словам Вадима Мельника, внутриреспубликанские авиаперевозки не будут востребованными. "Думаете, мы много сегодня за 45 евро наберем пассажиров в рейс?" - спрашивает он.

Желающих летать из Гомеля, Витебска или Бреста в Минск за такие деньги, естественно, найти будет трудно. Однако непонятно, почему билет должен стоить именно столько? В Европе лоу-костеры летают на большие расстояния за куда меньшие деньги.

Правда, появления компаний-дискаунтеров в белорусском небе Минтранс не предвидит. "Вы видите, как сегодня "сыпятся" компании low-cost", - добавил Вадим Мельник. В качестве примера он привел российскую авиакомпанию "АвиаНова".

Альтернативой белорусские чиновники видят внедрение схем продаж по низким ценам билетов авиакомпании "Белавиа". "Использование нашим перевозчиком данной системы или ряда ее позиций - такой вопрос имеет место быть, над этим мы подумаем, - сказал Вадим Мельник. - Вполне можно рассматривать тему микста, здесь могут быть предложены пассажирам очень интересные варианты".

В качестве примера для подражания Минтранс РБ хочет взять крупные зарубежные авиакомпании, которые применяют подобные схемы. Минские чиновники либо заблуждаются, либо лукавят. Крупные перевозчики образуют низкобюджетные подразделения - но купить "за копейки" билет на рейс материнской компании невозможно, это разрушит тарифную политику любого авиаперевозчика.

Скорее, здесь мы видим попытку еще более увеличить присутствие на республиканском рынке авиаперевозок компании "Белавиа". Между тем, ее позиции и так очень сильны. Например, "Белавиа" выполняет из национального аэропорта Минска (бывший "Минск-2", ныне - основной порт столицы РБ) примерно 70% всех рейсов. Для сравнения: занимающий вторую позицию "Аэрофлот" имеет менее 10% рейсов.

В настоящее время через "главный" аэропорт столицы Беларуси проходит более 95% всех пассажирских перевозок республики (без учета чартеров). "Минск-1" практически полностью переведен на обслуживание деловой авиации, из него выполняется один регулярный рейс в день. Остальные аэропорты (Гомель, Брест, Гродно, Могилев и Витебск) для регулярных пассажирских перевозок не используются.

После фактической ликвидации "Гомельавиа" других перевозчиков пассажиров, кроме "Белавиа", в республике не осталось. Однако рынок, как и природа, не терпит пустоты. В настоящее время в Витебске формируется компания "Витавиа". Интересно, что ее основной задачей являются региональные перевозки. Для этого в следующем году "Витавиа" получит два 17-местных L-410, произведенных чешской Aircraft Industries. Впоследствии парк авиакомпании будет состоять из пяти воздушных судов этого типа.

Помимо создания авиаперевозчика, "Витавиа Холдинг" занимается серьезной реконструкцией Витебского аэропорта. Общий объем инвестиций в "портовый" проект оценивается в 50 млн евро, еще 17 млн евро планируется направить на закупку авиатехники.

В дополнение к региональным перевозкам, "Витавиа" уже в будущем году надеется начать выполнять полеты из пункта базирования в Москву, Варшаву и Калининград. Не исключено, что второй базой компании станет Гомель.

Вряд ли намерения новой авиакомпании получат одобрение Минтранса РБ. Они не вписываются в стратегию централизации пассажирских авиаперевозок, проводимой Минском. Однако "Витавиа Холдинг" создан с участием чешской компании PDW Group s.r.o. Это несколько ограничивает возможности чиновников по давлению на "неудобную" авиакомпанию.

Планы Минтранса РБ предусматривают укрупнение национального авиаперевозчика, о чем говорил генеральный директор "Белавиа" Анатолий Гусаров. Правда, непонятно, куда еще ее укрупнять - разве что за счет контролируемых государством компаний, выполняющих грузовые перевозки и авиационные работы.

Планируется масштабная реконструкция минского аэропорта. На эти цели белорусы надеются получить кредит "Эксимбанка" (Китай). Проект предусматривает постройку второй ВПП (действующая полоса в 2017 году должна быть закрыта на ремонт). Другие составляющие плана - постройка нового пассажирского терминала, создание логистического узла и перенос на территорию аэропорта минского авиаремонтного завода (бывший АРЗ №407 МГА СССР) с преобразованием его в современный центр облуживания авиационной техники.

В настоящее время "Белавиа" постепенно переходит на технику зарубежного производства. Однако белорусы столкнулись с проблемой, общей для всех авиакомпаний СНГ - нехваткой летного состава.

По словам Анатолия Гусарова, в "Белавиа" эта проблема очень остра. Опытные пилоты уходят в зарубежные авиакомпании, где платят намного больше. Руководство национального авиаперевозчика РБ старается их удержать за счет существенного увеличения заработной платы. Однако это увеличение является существенным лишь на словах и проблемы не решает.

Попытки перевода в "Белавиа" летного состава из других государственных компаний тоже носят декларативный характер. Например, после фактической ликвидации "Гомельавиа" ее пилоты получили приглашения на работу в Минск. Однако жилье при этом не предлагалось, и это для подавляющего большинства кандидатов сделало переезд невозможным.

Собственной системы подготовки пилотов в Белоруссии нет. По договору с РФ в Ульяновское высшее летное училище принимают десяток белорусских курсантов. Однако качество современной подготовки пилотов вызывает нарекания у российских авиакомпаний, и вряд ли в Минске этим довольны больше.

Планам технического перевооружения "Белавиа" мог помешать Таможенный союз, который организовали Россия, Белоруссия и Казахстан. Он подразумевал унификацию ввозных пошлин "по российскому образцу", то есть выше, чем у партнеров России по союзу. Однако в части импорта авиационной техники в документах ТС сделано изъятие - компании РБ и Казахстана освобождены от новых тарифов до 1 июля 2014 года. Благодаря этому "Белавиа" получила возможность продолжить замену парка.

В настоящее время у компании осталось всего три Ту-154, причем в летнем расписании 2011 и зимнем 2011/12 самолеты этого типа уже не значатся. Регулярные перевозки осуществляют Boeing 737-500 (6 единиц), Boeing 737-300 и CRJ-100/200 (по 4 ед.). В четвертом квартале будущего года планируется получить пару Embraer 175.

В настоящее время "Белавиа" имеет код-шеринговые соглашения с рядом перевозчиков, в числе которых "Аэрофлот", "Трансаэро", ГТК "Россия" и S7. Большие надежды руководство компании возлагает на вступление в альянс SkyTeam. Присоединение к этой мощной команде даже в качестве ассоциированного члена сулит белорусам выгоды. Однако стандарты SkyTeam жесткие, и переговоры идут сложно.

Воздушный транспорт Республики Беларусь в целом развивается типично для стран СНГ. Типичными является и стремление Минска максимально централизовать пассажирские авиаперевозки. Декларируемый "на государственном уровне" тезис о заведомой убыточности внутренних перевозок является одним из оснований стратегии централизации.

Географическое положение Минска позволяет ему стать крупным транзитным пунктом на пути в Европу из западной части РФ (минуя Москву). Хорошие перспективы имеют и "приграничные" международные перевозки (Калининградская область, Украина, Прибалтика, Польша). И то, и другое немыслимо без системы авиационных перевозок на близкие расстояния. Лучше всего такую систему могут реализовать небольшие авиакомпании, юридически занимающиеся международными, а технически - региональными полетами. Попытка централизовать и этот сегмент рынка воздушных перевозок с высокой степенью вероятности окажется неудачной. И чем скорее это поймут в Минске, тем более высокие шансы на успех будет иметь белорусская гражданская авиация.

Finam.AERO

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Захаров Алексей
Захаров Алексей
руководитель проекта
Finam.Aero
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 31 августа
Курс доллара к рублю
на 31 июля
Курс доллара к рублю
на 28 декабря