Меню

 
 

Государство вновь ставит под сомнение эффективность "Ист Лайна"

Последние трагические события в "Домодедово", унесшие жизни 35 человек, могут стать решающими для судьбы крупнейшего российского частного аэропорта. Дмитрий Медведев призвал наказать руководство "Домодедово" за нарушения в обеспечении безопасности пассажиров. Следственный комитет РФ уже установил, что "попасть в зал, где произошел взрыв, террористу практически не составляло большого труда, поскольку фактически не существовало адекватной системы контроля за входом в помещение комплекса аэропорта". А сегодня глава государства заявил, что "череда событий в "Домодедово" в последнее время заставляет задуматься о критических недостатках этого авиаузла".

Государство вновь ставит под сомнение эффективность 'Ист Лайна
Речь, по всей видимости, идет не только о терактах, хотя президент напомнил, что изменения в законодательство относительно обеспечения безопасности на транспорте были внесены именно после терактов в самолетах, вылетавших из "Домодедово". Между тем, недовольство менеджментом аэропорта нарастает с конца 2010 года, когда работа "Домодедово" была парализована в результате отключения электроснабжения. В связи с этим по указанию генерального прокурора Юрия Чайки в аэропорту началась прокурорская проверка исполнения законодательства об авиаперевозках и обслуживании пассажиров. Проверка еще не завершена, но уже выявлены многочисленные нарушения законодательства о защите прав пассажиров со стороны авиакомпаний "Трансаэро", "Сибирь", "ВИМ-АВИА", "Оренбургские авиалинии", "Ют-Эйр", базирующихся в "Домодедово". При этом коллапс, вызванный перебоями в электроснабжении, был преодолен аэропортом быстрее, чем, к примеру, "Аэрофлоту" удалось справиться с проблемами, вызванными нехваткой антиобледенителя в том же декабре 2010 года. Ход расследования уголовного дела, возбужденного по факту взрыва в столичном аэропорту "Домодедово", также находится на особом контроле Юрия Чайки.

"Аэропорт хороший, все это признают, новый, современный", - отметил Дмитрий Медведев. Общий пассажиропоток "Домодедово" в 2010 году составил 22 млн 254 тыс. человек, что превышает показатель 2009 года на 19,2%. Аэропорт принадлежит и управляется группой "Ист Лайн", бенефициаром которой является Дмитрий Каменщик. Деятельность группы не раз уже оказывалась в центре скандалов. Так, одним из крупнейших стал конфликт "Ист Лайна" и Росимущества, которое сочло договор аренды аэровокзала незаконным и через суд требовало возврата аэропортового комплекса из владения группы. Тогдашний президент РФ Владимир Путин заявил, что "государство не должно разрушать успешно функционирующий бизнес", и в октябре 2006 года было заключено мировое соглашение между "Ист Лайном" и Росимуществом. Условием соглашения стал рост арендной платы за "Домодедово" с 3 млн рублей до 92 млн рублей в год. Согласно договору, в 2011 году данная ставка может быть пересмотрена.

Последствия теракта в "Домодедово" могут быть критическими для "Ист Лайн", полагают наблюдатели. "Складывается ощущение, что, действительно, есть какие-то достаточно серьезные силы, намеренные произвести передел собственности в московском авиационном узле, не имеющие под собой никаких оснований для нападок на менеджмент и в адрес аэропорта "Домодедово", и появляющиеся фактически по любому поводу, даже по такому, как вчерашний теракт, - комментирует Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства "Авиа Порт". - Совершенно очевидно, что ответственность, в первую очередь, лежит на правоохранительных органах. Теракт направлен не против аэропорта "Домодедово" и его пассажиров, а против государства. И соответственно, вся ответственность должна лежать на тех людях, которые должны предотвращать теракт". Эксперт полагает, что если президент РФ дал установку не разобраться в ситуации, а именно, наказать ответственных, то достаточно быстро будут найдены "стрелочники".

""Домодедово" - крупнейший по пассажиропотоку и один из самых современных аэропортов страны, а история конкуренции государства и "Ист Лайна" за контроль над авиаузлом продолжается уже несколько лет. Произошедшие события - весомый повод для усиления административного давления на менеджмент и собственников компании, но хочется надеяться, что это давление будет иметь целью лишь обеспечение должной технической безопасности аэропорта и качества работы его служб, а не изменение структуры собственности", - говорит Денис Дёмин, заместитель управляющего директора ИК "Ленмонтажстрой". По его словам, и в декабрьском, и в январском эпизодах не меньше вопросов, чем работа менеджмента "Домодедово", вызывает работа федеральных ведомств - ведь именно МВД ответственно за обеспечение режима безопасности транспортного объекта, а МЧС - за своевременную помощь оказавшимся в чрезвычайной ситуации людям.

Аэропорт пока всячески отрицает свою ответственность за произошедший в понедельник взрыв. Пресс-секретарь "Домодедово" Елена Галанова отметила, что все требования авиационной безопасности службами аэропорта были соблюдены. "Проблема предупреждения терактов на авиалиниях не решается в отдельно взятом авиаузле - надежность системы определяется надежностью самого слабого его звена, - указывает Денис Дёмин. - Пока же заявления представителей государства выглядят как попытка переложить моральную ответственность на всех, кроме самого государства".

"Для смены собственника "Домодедово" должны быть основания, а я их не вижу, - комментирует Олег Смирнов, президент фонда "Партнер гражданской авиации", бывший заместитель министра гражданской авиации Советского Союза. - Оборудование у них есть, сертификат у них никто не отбирал. Если бы им сделали замечания по сертификации, и это не было бы выполнено, тогда - да, это прямой повод для смены. Если не было до этого замечаний со стороны регулирующих госорганов - с чего будут снимать-то? Конечно, оборудования надо ставить больше и дороже... Они, установили его не везде - это факт. Когда в США, 11-го сентября произошли известные события, американский президент выпустил бумагу, где указал во всех аэропортах в срочном порядке установить спецоборудование, которое обнаруживало бы взрывчатку, а дальше коренной пункт - на это выделяется несколько миллиардов долларов. У нас вышла точно такая же по строгости бумага, только в ней был другой пункт - оборудования наши аэропорты должны установить за счет собственных средств. А основная масса российских аэропортов имеет крайне тяжелое финансовое положение. И покупать дорогостоящее оборудование неподъемно для большинства. Конечно, "Домодедово", "Внуково" и "Шереметьево" на это деньги имеют, они установили, но, видимо, лишь по технологическому минимуму".

"Я не считаю, что это аэропорт неправильно организовал безопасность. Это функция ФСБ, МВД, Генпрокуратуры и подобных организаций, - добавляет эксперт. - Аэропорт - это только эпизод, до этого мы уже пережили массу подобных историй - в метро, театре, в домах. Театры не обеспечивают безопасность граждан, этим должно заниматься государство".

Даже если до смены собственника "Домодедово" дело не дойдет, все же московский авиационный узел ждут перемены. Внимание к московским аэропортам привлекает намерение столичных властей продать долю в ОАО "Международный аэропорт "Внуково" и ОАО "Аэропорт "Внуково", что означает появление нового игрока на этом рынке.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Finam.ru
Finam.ru

участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
26.01 08:30
Главный инженер:
Вон оно как! Во взрыве в Домодедово виноват и президент.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Газпром
на 1 ноября
Курс доллара к рублю
на 30 ноября
Курс доллара к рублю
на 31 октября